Категория: История мебели

Советская мебель 1933—1955 годов

В 30-е годы были построены крупные сооружения враз-личных городах нашей страны: в Москве — здание Дома Совета Народных Комиссаров

СССР —ныне Госплан СССР (1932—1936, А. Лангман), гостиница «Москва» (1935-—1937, А. Щусев, Л. Савельев и О. Стапран), комплекс Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (1928—1940, А. Щуко и В. Гельфрейх), здание Академии имени М. В. Фрунзе (1937, Л. Руднев и В. Мунц), в Киеве — Дом Совета Министров Украинской ССР (1934—1938, И. Фомин и П. Абросимов).

Мебель для гостиницы «Москва» была выполнена по проектам самих архитекторов. Мебельные изделия (рис. 2) имели хорошие пропорции и тщательно прорисованные детали. Вместе с тем отмечались существенные недостатки — эклектизм и пренебрежение к комфорту. Например, кресла с подлокотниками были чрезмерно узки, а столы высоки — от 80 до 82 см, при принятой в то время высоте стола, равной 75—76 см. Отмечалось также отсутствие комплексного подхода с учетом эстетических и практических требований к решению всего интерьера.

Событием не только советской, но и мировой архитектуры того времени явился павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937, архитектор Б. Иофан и скульптор В. Мухина), Объем павильона был решен динамично и увенчан скульптурной группой «Рабочий и колхозница».

Рис. 1. Складной стул Б. Землямицына (1927— 1928)

Рис. 2. Диван. Гостиница «Москва» (Л. Савельев и О. Стапран, 1935)

В 1935 г. строится первая очередь московского метро. В проектировании станций принимали участие многие ведущие зодчие: И. А. Фомин (подземный зал станции Красные ворота, ныне Лермонтовская), А. Н. Душкин (станции Кропоткинская, площадь Маяковского).

Создание крупнейшего архитектурного комплекса — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1939) оказало большое влияние на развитие архитектуры в союзных республиках. В архитектуре павильонов широко и разнообразно используется древесина. Настенные архитектурные детали, панно и стенды орнаментируются резьбой и мозаикой. Разнообразна тематика деревянных украшений, отражающая национальные мотивы. В павильоне Башкирской АССР (не сохранился) в композиции резных орнаментов использованы мотивы народного творчества. В павильоне Азербайджанской ССР проемы больших окон закрыты ажурными решетками из орехового дерева, образующими геометрический орнамент— оправу для цветных стекол, двери выполнены способом маркетри из различных пород дерева и дополнены бронзовыми накладными украшениями чеканной работы. В павильоне Туркменской ССР деревянный потолок расписан народным орнаментом, входные двери украшены резьбой по дереву. Входные двупольные двери павильона Латвийской ССР выполнены из дерева и украшены бронзой и золотистым янтарем. В павильо-не Карельской АССР интересно решение деревянного резного фронтона, который поддерживается гранитными колоннами с медными капителями. Крупная, выразительная по форме, смелая и сочная по приемам резьба поражает простотой и гармоничностью композиции. С большим мастерством выполнена также резьба деревянного входного портала павильона.

В 1940 г. завершается строительство Театра Красной Армии в Москве, создатели которого (К. Алабян и В. Симбирцев) обратились к классицистическим формам в архитектуре. Эта же тенденция нашла отражение в интерьерах и мебели. Мебель была изготовлена по проектам В. Симбирцева и К. Бломериуса: массивные столы, стулья, кресла и диваны орнаментированы резьбой, точеными деталями и мозаичными наборами.

В феврале 1941 г. было открыто новое здание Дома Союза советских архитекторов. Общий проект новой части здания и проект отделки ресторана разработаны М, И. Мержановым, проект фасада — А. К. Буровым, проект отделки холла — вестибюля и зрительного зала— А. В. Власовым. Мебель в зрительном зале имеет тонкую связь с классическими формами, удачно решен вход в зрительный зал с помощью двух больших зана-згсей, отделяющих зал от лестницы, что усиливает ощущение интимности, придает помещению неофициальный характер. При входе в зал сразу чувствуешь, что это не зрительный театрально-концертный зал, а клубное помещение. Сцена без портала способствует приближению зрителя к действию, к докладчику, к исполнителю, создает з зале ощущение интимности и неофициальное™.

В 1933—1941 гг. жилищное строительство велось в перестающих объемах. Основными задачами в этот период были борьба с распыленностью жилищного строительства и концентрация его на основных реконструируемых магистралях и в новых городских районах; улучшение планировки, оборудования и отделки квартир; преодоление кустарщины в строительстве, развитие типизации и стандартизации; внедрение прогрессивных конструкций и методов производства работ; борьба за Экономичность жилищного строительства. Квартиры в Функциональном отношении стали более совершенными, наметилась дифференциация комнат по площадям с выделением главной жилой комнаты, причем последняя получила более парадную связь с передней.

Появилось встроенное оборудование: стенные шкафы для платья, посуды и книг, антресоли для чемода нов, холодные шкафы в кухне, т. е. улучшилось оборудование квартир. Велись поиски новых рациональных и экономичных типов квартир. С 1937—1938 гг. в строительстве жилищ начали внедрять прогрессивные скоростные и поточно-скоростные методы. В этот период в Москве возводится целый ряд жилых домов по индивидуальным проектам. В 1934 г. по проекту И. В. Жолтовского построен жилой дом на Моховой улице в Москве с квартирами большой площади, рассчитанными на посемейное заселение. В планировке жилых квартир был применен анфиладный прием, дающий возможность объединить широкими двухпольными дверями пространство смежных комнат по главной оси квартиры. Каждая деталь отделки интерьера, вплоть до столярных изделий, была внимательно проработана самим автором не только в чертежах, но и непосредственно при строительстве.

В интерьерах жилых и общественных зданий 30—40-х годов широко применяли древесину. Так, выполненный из дерева архитектурный декор, двери из сосны или дуба обработаны филенками и розетками.

Архитекторы много внимания уделяли разработке внутреннего оборудования квартир. Так, Е. Иохелес в жилом доме Главсевморпути на Никитском (ныне Суворовском) бульваре тщательно разработал каждую деталь оборудования квартиры, комнат, кухонь, санитарных узлов. Встроенные шкафы различного типа, вешалки для платья, кухонные полки, холодильные шкафы не только продуманы с точки зрения их функционального назначения, но и являются активными элементами всего интерьера квартиры. Это несомненно прогрессивная черта архитектуры жилища того времени.

Началом перехода к комплексному строительству явилась реконструкция ул. Горького. Здесь по проекту архитектора А. Мордвинова и инженера П. Красильни-кова в 1937—1940 гг. был построен ряд крупных многоэтажных жилых домов. В 1940 г. архитекторы А. Буров и Б. Блохин проектируют и строят жилой дом из крупных блоков на Ленинградском проспекте, где был применен прием коридорной плакировки, позволивший реэ-ко увеличить число квартир, которые выходят на лестничную площадку.

К 1933 г. возрастает выпуск мебельной продукции, разрабатываются новые модели мебели: детской, трансформирующейся, шкафов различного назначения, буфетов-сервантов и др. Мебель для жилья следует классическим формам: пропорции, детали (карнизы, фронтоны, пилястры, цоколи) мебели повторяют архитектуру жилого дома.

Б этот период были сформулированы основные требования к проектированию мебели: соответствие размеров линейных и объемных величин мебельных изделий набору хранимых вещей (главным образом Шкафная мебель), соответствие размеров мебельных изделий и их отдельных деталей антропометрическим данным (высота сиденья, спинка стула, высота стола и т. д.); соответствие габаритов мебели площади и объему типового жилого помещения и удобству перестановки (легкость); гигиеничность.

В 30-е годы считалось, что устройство кухни целиком должно быть подчинено функциональным требованиям. Кухня рассматривалась только как рабочее помещение для варки и приготовления пищи — домашняя лаборатория, в которой отделка всего помещения и оборудования должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Характерными чертами такой кухни являлась однотонная светлая (кремовая, светло-серая) покраска всех элементов оборудования в кухне, широкое применение глазурованной керамической плитки (иногда она доходит до потолка), однотонное покрытие пола и рабочих поверхностей столов.

С конца 1939 г. Академия архитектуры СССР приступила к систематической работе над проектированием мебели. Архитекторы В. А. Андриевский, Л. 3. Черико-вер, Н. В. Богословский, Л. Н. Киселевич и другие занялись разработкой жилой мебели. К началу 40-х годов идея необходимости создания внутреннего ансамбля жилища, стремление к достижению стилевого единства и соответствия внутреннего оформления жилища внешнему облику архитектурных сооружений стали очень “Опулярны,

После победоносного окончания Великой Отечественной войны начались восстановительные работы, прежде всего по возрождению городов и созданию жилого фонда. Восстановление разрушенных во время войны городов и сел в основном завершилось к 1950 г. Помимо индивидуального широко применялось типовое проектирование первоначально дву


История мебели - Советская мебель 1933—1955 годов

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"