Категория: История мебели

Советская мебель 1956—1980 годов

В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановления «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в которых был дан всесторонний анализ ошибок, мешающих подъему качества архитектуры и строительства. В свете выполнения постановлений были проведены мероприятия по перестройке архитектурно-строительных организаций, определена программа улучшения деятельности научных и проектных организаций, началась планомерная работа по разработке типовых проектов жилых квартир, рассчитанных на посемейное заселение.

Вместе с развитием строительства по типовым проектам зданий различного назначения сооружаются уникальные общественные здания, среди них — Центральный стадион им. В. И. Ленина в Лужниках (А. Власов, И. Рожин, В. Насонов и др.), советский павильон на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. (Ю. Абрамов, А. Борецкий, В. Дубов, А. Полянский), Дворец пионеров и школьников (В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Па-луй, И. Покровский и М. Хажакян), гостиница «Юность» в Москве (Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин и Т. Владимирова), Международный пионерский лагерь Артек на Крымском побережье (коллектив архитекторов во главе с А. Полянским).

Особое место среди общественных зданий принадлежит Дворцу съездов, расположенному на территории Московского Кремля (1961, М. Посохин, А. Мдоянц, Е. Стамо, П. Штеллер, М. Щепетильникоз). Здание отличают ясная и строгая композиция, монументальность форм. Значительны достижения и в решении интерьера. Декоративный занавес Дворца съездов выполнен по эскизу художника А. Мыльникова из чеканного металла — на фоне восходящего солнца изображен алый стяг с портретом В. И. Ленина. В отделке интерьеров широко использована древесина. Панели, стены, внутренние двери, щитовой художественный паркет и мебель отделаны ценными породами древесины: красным деревом, тихоокеанским и анатолийским орехом, черным деревом, дубом, буком, ясенем и грабом. Стены Зала заседаний облицованы вертикальной деревянной рейкой из натурального ясеня. Паркет в банкетном зале выполнен в виде геометрического орнамента, состоящего из ромбовидных фигур и лент, узких жилок и перпендикулярно поставленных узорных вставок. Набор изготовлен из клена, дуба и граба. Рисунок паркета фойе балкона представляет собой сочетание крупных квадратов из светлого дуба с узкими полосками мореного дуба и белого клена.

Мебель решена (автор мебели Дворца съездов К. Бломериус) в стилевом единстве с архитектурой здания и соответствует назначению и характеру решения интерьера того или иного помещения (рис. 85). Кресла зала заседаний облицованы полированным тихоокеанским орехом, обиты тканью красного цвета и снабжены специальными откидными пюпитрами.

Советские архитекторы особое внимание уделяют жилой застройке. Одно из наиболее благоприятных решений найдено литовскими архитекторами В. Чеканауска-сом и В. Бредикисом в районе Лаздинай в Вильнюсе (1974). В настоящее время строится образцовый жилой район Москвы Чертаново-Северное, в котором создаются улучшенные условия проживания и развитые формы общественного обслуживания.

Одна из основных задач советской архитектуры — создание жилых домов с комфортабельными квартирами односемейного заселения. На смену домам с малометражными квартирами конца 50-х годов пришли более удобные и просторные квартиры проектов 70—80-х годов. Улучшились пропорции жилых помещений, многие из них приближаются по очертаниям в плане к квадрату, возросла площадь спален, увеличились кухни, более удобными стали прихожие, в коридорах стало возможным размещать встроенные шкафы и другие предметы оборудования и благоустройства, постепенно из общей комнаты исчезает спальное место, комнаты специализируются.

Рис. 1. Кабинет (Дворец съездов, 1961)

Работа над совершенствованием квартиры односемейного заселения в нашей стране шла в органической связи с развитием новых прогрессивных типов мебели и совершенствованием материальной и технической базы мебельной промышленности.

В декабре 1956 г. состоялось Всесоюзное совещание работников мебельной промышленности, которому предшествовала выставка мебели. На выставке были показаны опытные образцы мебели, разработанные Академией строительства и архитектуры СССР, Московским высшим художественно-промышленным училищем (бывшим Строгановским), а также проектно-конструкторски-ми бюро министерств и ведомств. Выставка помогла наметить дальнейшие пути развития проектирования и промышленного производства мебели.

Наибольшее одобрение на выставке получили наборы секционной мебели Н-30 и Н-62, разработанные Центральным мебельно-конструкторским бюро. Набор Н-30 (автор Е. С. Орлова-Бочарова) из пяти основных типов секций, сочетания которых могли дать более 20 разнообразных предметов корпусной мебели, был также представлен на Московской выставке строительной техники в 1957 г. и показан в макете квартиры в павильоне СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.

В 1958 г. был проведен Первый всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели, основной целью которого стало создание новых моделей мебели для типовых квартир. Наборы мебели были разработаны с учетом рационального использования площади (площадь пола, занятая мебелью, не должна превышать 28—33%).

Впервые на конкурсе была показана секционная мебель, состоящая из ряда отдельных объемных элементов-секций различных размеров и формы, которые могут сочетаться друг с другом и по высоте и при блокировке, создавая различные варианты шкафов.

В наборах секционной мебели были заложены основы комплексного решения интерьеров. Секционную мебель принято подразделять на четыре основные группы: отдельная секция представляет собой законченный элемент, независимый от других.

Элементы примыкают друг к другу боковыми стенками; нижние секции служат основанием, на которое устанавливаются верхние секции; секции устанавливают на специальное основание, решенное в виде рамы на ножках или полозках; навесные секции.

Особенность конструкции стеллажной мебели — наличие разнообразно решенных опорных стоек: в виде тонких прутковых конструкций, металлических трубок с устройствами для распора между полом и потолком, деревянных опор, на которые навешиваются полки и секции. Преимущества стеллажной конструкции — возможность сохранить пространственные связи между разными частями комнаты, повышенная степень универсальности.

Универсально-разборная мебель экономична и рациональна, легко транспортируется, собирают ее из плоских унифицированных элементов. В отличие от секционной она не имеет двойных стенок.

Один из наиболее рациональных типов современной мебели — шкафы-перегородки, которые одновременно могут служить стенами и шкафами различного назначения. По конструктивному типу делятся на секционные (состоят из отдельных секций шкафов и блокируются как по горизонтали, так и по вертикали); универсально-разборные (имеют небольшое число плоскостных элементов и ящиков с общими для смежных отделений стенками); каркасные (включают плоскостные элементы и ящики).

На конкурсе были показаны встроенные шкафы, которые обычно устраивают в стенных нишах, торцах коридоров и комнат, поперечных межкомнатных перегородках. Шкафы-перегородки и встроенные шкафы, относящиеся к стационарной мебели, освобождают пространство жилья от громоздких передвижных шкафов, благодаря чему возможно более свободно решать интерьер.

Широко была представлена трансформирующаяся мебель, объединяющая мебельные изделия с несколькими функциями.

Трансформации чаще всего подвергаются кровати, которые могут превратиться в кресла кровати, диваны-кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.).

Особой группой современной бытовой мебели является кухонная мебель, качество которой во многом определяет степень удобства квартиры. Кухонная мебель делится на стационарную и передвижную и состоит из рабочих столов-шкафов, шкафов-моек, настенных шкафов.

Рис. 2. Мебель для общей комнаты (Первый всесоюзный конкурс, авторы К. К. Бломериус, Б. И. Зингер, 1958—1959)

Конкурс дал ценный материал и послужил толчком для коренной перестройки работы мебельных предприятий, а также для выпуска предметов убранства квартир, показал необходимость комплексного решения таких элементов интерьера, как ткани, осветительная арматура, обои, декоративное убранство и т. д.

Среди отмеченных высшими премиями была мебель для общей комнаты (авторы Аус, Кала, Умберг) и образцы мебели авторов К. К, Бломериуса, Б. И. Зингера и др. (рис. 2). Конкурс оказал большое влияние на работу архитекторов, художников, конструкторов, на формирование вкусов широких кругов населения.

Вместе с ростом жилищного строительства в стране росли потребности в мебели, изготовление которой развивалось на основе применения методов типизации и унификации элементов, совершенствовался внешний облик мебельных изделий, росло производство новых конструктивных и отделочных материалов.

Во Втором всесоюзном конкурсе на лучшие образцы мебели для жилых и общественных зданий (1961) приняли участие предприятия мебельной промышленности, проектно-конструкторские бюро, проектные, научно-исследовательские организации, некоторые высшие учебные заведения.

Рис. 3. Стеллаж в комнате (Второй всесоюзный конкурс, автор Ю. В. Случевский)

Мебель, одобренная на конкурсе, отличалась удобством и красотой. Стремление к рациональному использованию жилой площади способствовало появлению современных форм мебели и новых решений интерьера (рис. 3). К лучшим работам на конкурсе принадлежал набор мебели трехкомнатной квартиры (авторы Лилия и Альгис Степуленисы), который отличался хорошо найденными пропорциями, удачным подбором тканей, отделкой древесиной высокого качества. Рациональное решение детской мебели было представлено фабрикой «Стандарт» (рис. 4).

Рис. 4. Набор мебели для детской комнаты (Второй всесоюзный конкурс, Эстонская ССР, 1961)

Высокими достоинствами отличался комплект мебели, разработанный коллективом авторов во главе с художниками А. М. Гуревич и А. Шевченко. Комплект был выполнен из мореного ясеня, сочетающегося с полированной березой дверец шкафа. Цвет обивочной ткани гармонировал с тоном древесины.

Второй всесоюзный конкурс показал, что проектировщики мебели стали углубленнее изучать современную архитектуру, более внимательно работать над пропорциональным строем мебельных изделий, их формой и отделкой. Второй конкурс на новые образцы мебели выявил большое разнообразие решений с учетом особенностей новых типов квартир.

60-е годы были периодом оживления деятельности архитекторов и художников в области интерьера и мебели для общественных зданий (дворцов, театров, кинотеатров, административных зданий, учебных заведений, предприятий общественного питания): концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде (1966, В. Каменский, А. Жук, Г. Вланим, Ж. Вержбицкий), кафе «Вана Тоомас» и «Тульяк» в Таллине (1966, В. Тамм, В. Ази), кафе и гостиница «Неринга» в Вильнюсе (1961, А. и В. Насвитисы) (рис. 89). В мебели гостиницы «Неринга» натуральный вид древесины — одно из основных средств ее художественного решения.

Начиная с 60-х годов в нашей стране растет выпуск мебели для общественных зданий различного назначения, расширяется ее ассортимент, улучшается качество изделий. Назначение общественного здания является определяющим фактором, влияющим на решение основных групп мебели. Так, мебель для детских учреждений должна по размерам соответствовать возрастно-росто-вым особенностям детей, отделка или облицовка ее должна отвечать определенным гигиеническим требованиям. Детская мебель должна быть более обобщенной и лаконичной, чем мебель для взрослых.

Основная мебель зрительных залов — кресла, конструкция которых должна предусматривать их монтаж в ряды по пандусу, возможность откидывания сиденья, максимальный комфорт зрителю.

Мебель для гостиничных зданий отличается расширенным составом и разнообразным конструктивно-художественным решением. Степень комфортабельности, конструктивную схему и технико-экономические показатели гостиниц определяют номера, при оборудовании которых необходимо рационально использовать площадь помещения и создать максимум удобств. Таким образом, от назначения общественного здания зависит состав мебельных изделий, выбор их типа, направление общего архитектурно-конструктивного решения мебели.

В 1963 г. был создан ряд институтов, являющихся научными и проектными центрами строительства жилых и общественных зданий и проектирования мебели. Одним из основных направлений работы институтов было комплексное совершенствование мебели массового изготовления.

Рис. 5. Интерьер кафе (а) и мебель в ресторане (б) гостиницы «Неринга» в Вильнюсе (авторы А. и В. Насвитисы, 1960—1961)

Рис. 6. Набор корпусной мебели для общей комнаты «Восход», разработанный авторской группой под руководством С. А. Селиванова

В связи с увеличением объемов массового строительства, повышением благосостояния населения нашей страны постоянно увеличивается выпуск мебели для оборудования жилых и общественных зданий, разрабатываются новые, более совершенные образцы мебели. В октябре 1973 г. Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР совместно с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР объявило Третий всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели массового производства для новых типов квартир. Премиями среди наборов корпусной мебели для общих комнат был отмечен литовский набор 833 (руководитель авторской группы В. П. Цукерманене). Характерная композиционная особенность набора — вертикальный ритм выступающих боковых щитов и применение декоративных вертикальных раскладок из древесины твердых лиственных пород, наклеенных на плоскости дверей. Премиями были также отмечены наборы для общей комнаты — «Рельеф», «Каравелла», «Камертон», «Восход» (рис. 6); для спален — «Березка», «Соната», «Ожерелье», «Осень» (рис. 7).

Рис. 8. Набор «Осень» для спальни (руководитель авторской группы Ю. В. Случевский)

Поиски современных художников в настоящее время идут как по пути создания мебели новых форм (рис. 9), так и в традициях народного искусства (рис. 10).

Третий всесоюзный конкурс показал, что разнообразие функциональных процессов в общей комнате и стремление индивидуализировать жилище являются причиной устойчивой тенденции разрабатывать не гарнитуры, а функциональные группы мебели, т. е. мягкую мебель, корпусную мебель и другую раздельно. Группа корпусной мебели (стенка) наиболее значима в пространственной и предметной организации общей комнаты.

Многофункциональное назначение стенки, насыщение ее различным оборудованием и устройствами явилось причиной усложнения ее внутренней структуры и композиции: чередование открытых и закрытых ярусов, введение разновеликих аналогичных элементов (дверки), свободное размещение открытых ниш. Пластика корпусных изделий обогащается за счет введения цвета. Следует также отметить усиливающееся стремление к подчеркиванию и выявлению вертикальных членений корпусных изделий, к насыщению лицевых поверхностей декоративными средствами, выполненными разнообразными художественными и техническими приемами: резьбой по дереву (подлинной и имитационной), оклеиванием пленкой с орнаментом и т. д. Современная мягкая мебель становится более скульптурной, разнообразной по отделочным материалам.

Рис. 9. Набор корпусной мебели (автор проекта Б. Н. Прокопенко)

В мебели для спален усилился поиск разнообразных художественных решений. Вместо прикроватных тумб появляются развитые решения прикроватных блоков, в которые включаются открытые ниши, полки, выдвижные ящики в различных комбинациях. В наборах корпусной мебели для комнаты подростка или ребенка стремятся к вариабельности элементов и возможности их объединения, а также шире используют цвета, особенно свет-пых и ярких тонов.

Для кабинетов обычно проектируют шкафы с закрытыми отделениями подчеркнутого вертикального построения, иногда вводят декоративные элементы даже изобразительного характера.

Третий всесоюзный конкурс показал значительный подъем профессионального мастерства проектировщиков. В настоящее время советские мебельщики продолжают развивать прогрессивные тенденции, которые выявились в лучших образцах мебели, отмеченных на прошедших конкурсах.

Рис. 10. Современная мебель, спроектированная с использованием форм народного искусства: а – набор мебели для столовой (автор Е. Орлова), б – набор деревянной мебели для ресторанов

Значительным событием в развитии советской архитектуры и всех с ней связанных отраслей является создание в Москве сооружений и комплексов, предназначенных для проведения XXII Олимпийских игр. В короткие сроки без снижения объемов жилищно-гражданского и промышленного строительства построены и реконструированы 70 олимпийских объектов, многие из которых являются уникальными и не имеют аналогов в практике отечественного и зарубежного строительства. Среди них крупнейший крытый стадион на 45 тыс. мест, крытый велотрек в Крылатском, первоклассный гостиничный комплекс в Измайлове, новый телерадиокомплекс в Останкине, Олимпийская деревня и др.

Осмысление опыта строительства и оборудования олимпийских объектов требует большого и кропотливого анализа, не входящего в задачи настоящей работы. Однако уже сейчас можно отметить огромные успехи советских строителей, архитекторов и художников, выразившиеся в применении новых, наиболее рациональных и прогрессивных конструктивных решений, выразительных объемно-планировочных архитектурных приемов как в решении внешнего облика зданий, так и их интерьеров.

Олимпийские сооружения возведены с применением современных конструкционных и отделочных материалов. Достойное место среди них занимает и древесина. Так, полотно дорожки велотрека в спортивном комплексе «Крылатское» покрыто высококачественной лиственницей и имеет следующие параметры: длина 333,3 м, ширина 9 м, угол наклона виражей 42°, угол наклона прямых участков 11°, их длина 37,07 м. Древесина применена и в отделке интерьеров таких сооружений, как гостиничный комплекс в Измайлове, гостиницы «Салют», «Космос», «Спорт» и др.

Одно из наиболее значительных объектов олимпийского строительства — Олимпийская деревня, расположенная в юго-западной планировочной зоне Москвы. Квартиры, в которых размещались спортсмены, участники игр, были оборудованы специальной мебелью, выполненной из светлой лиственницы. В решении мебельных изделий присутствовало стремление придать им своеобразную трактовку, выраженную лаконичными средствами и ассоциирующуюся с представлением о здоровье, чистоте и красоте.

Бурное строительство различных типов гостиничных зданий явилось причиной развития, проектирования и изготовления мебели для гостиниц, в которой поиск новых форм шел по пути синтеза удобства, технической целесообразности и индивидуальной образной характеристики. Например, мебель для жилых номеров отеля в центре международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами (авторы М. Посохин, В. Кубасов, Б. Скокан, Г. Чернов) характеризуется высокими эксплуатационными, техническими и художественными качествами.

Дальнейшее развитие мебели в нашей стране связано с тем, что мебель все больше становится основным элементом организации архитектурно-планировочной структуры зданий. Усиливаются связи мебели с функционально-технологическим процессом, растет ее соответствие эргономическим требованиям, выражающимся в научно обоснованном выборе размеров, цвета, фактуры и других средств функционального и эстетического решения мебельных изделий, усиливается соответствие условиям массового производства и применяемым материалам.



История мебели - Советская мебель 1956—1980 годов

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"