Категория: Стили интерьера

Стиль барокко (часть 2)

После нескольких десятилетий простоты в убранстве комнат человечество возвратилось к изысканности, великолепию и роскоши. Кроме того, новый стиль был наполнен сложностью, театральностью и непредсказуемостью. Здесь замысловатость, контрастность, повышенная эмоциональность отодвинули на второй план строгость, симметричность и прямолинейность форм стиля эпохи Возрождения. Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создали некую возвышенность и объемность.

Интерьер в это время отличался особой торжественностью и величием. Возвышенность царила во всем. Потолки и стены напоминали святой небосвод. Здесь присутствовала отделка множеством мелких деталей, при соединении которых создавались различные фигурки божеств, паривших прямо под сводом потолка. Не только стукковый орнамент и позолоченная лепнина давали объемное изображение. Этому способствовала и фресковая роспись, обильно украшавшая своды потолков и стен.

Даже стены из-за множественных пилястр и колонн никогда не казались плоскими. Для их украшения зачастую использовалась дорогая тисненая кожа с орнаментом в виде лилий. Иногда такое тиснение заполнялось золотом в подражание дорогим заморским тканям.

Достаточно часто для убранства стен применялись большие, спускавшиеся до пола -тканые ковры, на стены вешались таких же размеров зеркальные полотна, украшенные массивной лепниной с позолотой. Но при этом одна из первых позиций принадлежала орнаменту, который немногим отличался от ренессансного. Он по-прежнему состоял из различных переплетавшихся ветвей, больших листьев, крупных цветов. Хотя здесь уже нельзя встретить изображение человека, столь характерное для эпохи Возрождения. Да и переплетение становилось все более витиеватым, замысловатым, более сложным. Здесь уже не встречалось прямых линий.

Для того чтобы создать единство природы и интерьера, на противоположную окну стену устанавливаются большие зеркала, по форме напоминающие сами окна. При этом отражающееся в зеркале окно превращается еще в одно окно, которое может зрительно расширить площадь небольшой комнаты в малогабаритной квартире.

Немного приподнять потолки можно за счет небольшого панно, которое в то далекое время украшало пространство над дверью. Это так называемый десюдепорт, который представляет собой горизонтально расположенный рисунок с витиеватым растительным орнаментом или небольшой сюжетной композицией.

Наиболее часто использовался орнамент из тяжелых гирлянд, которые состояли из листьев и плодов, волюты и свитков.

В отделке полов, как и прежде, предпочтение отдавалось мраморному покрытию или майоликовым плитам.

Мебель усложняла и так непростой интерьер. В противовес простой изящной мебели предыдущей эпохи здесь главенствовали массивность форм и обилие украшений, которые делали мебель еще более тяжелой.

Предметы мебели теперь устанавливали не только на 3—4 ножки, но и на 5, б и даже 8. Такая конструкция еще больше их утяжеляла. Для украшения стульев выбирали самые разнообразные формы ножек: от консолей и-Сужающихся книзу пирамид до S-образных.

Но в отличие от других эпох здесь уже использовалась мягкая мебель, которая обивалась дорогими тканями, привозимыми с Востока. Нередко для этого использовались испанская тисненая кожа, итальянский гобелен и французский бархат, а также глазет — ткань с серебряными и золотыми нитями. Иногда эту обивку скрывали под чехлом и снимали его только на время торжественных праздников.

Столы теперь становились более утонченными и разнообразными по форме. Как и прежде, они стояли на 1 или 4 ножках, делались резными, украшались позолотой, различными вставками из слоновой кости и драгоценных камней. Часто использовалась резьба по дереву. Поэтому для мебели в основном применялся орех, который давал .больше возможностей, чем прочный дуб, так широко использовавшийся раньше.

Изменения коснулись и самих столов. Кроме больших трапезных, теперь появились и специальные консольные столы, которые устанавливали у стен, Именно из-за этого их делали односторонними. Чаще всего они предназначались для часов, шкатулок, канделябров и прочей мелочи, которая украшала интерьер.

Не менее изящными стали шкафы, которые устанавливались на шарообразные ножки, снабжались мощными карнизами и картушами, множеством различных ящиков и ящичков. Такие шкафы по форме стали намного проще. Их уникальность достигалась за счет множественных украшений в виде рельефа из бронзовых фигурок, масок и паль-метток, которые в основном располагали в определенной геометрической последовательности (рис. 1).

Рис. 1. Комод с витыми колоннами в стиле барокко

Барокко характеризуется четким распределением элементов интерьера по комнатам. Для каждой из них специально подбиралась мебель, каждая из них выполняла определенную функцию. Так, например, в интерьере кабинета обязательно присутствовали письменный стол, шкафы для книг и бюро. Иногда такая обстановка украшалась большим глобусом или развешанными на стенах картами.

Спальня, как и в большинстве современных малогабаритных квартир, кроме своей функции опочивальни, выполняла и роль гостиной. Здесь зачастую принимали гостей. Но и для этого времени характерно наличие балдахина над кроватью, но уже более изысканной формы, чем в предыдущую эпоху.

Для украшения кровати и балдахина все также использовались привозимые с Востока атлас, парча с серебряными и золотыми нитями. Но достаточно часто встречался и расшитый в Европе золотом и серебром заморский шелк.

Фаянсу в этот период придавали в основном голубые и синие тона, получаемые путем нанесения рисунка синим кобальтом перед обжигом. Популярны были фиолетовая и черная раскраски, которые также получались путем нанесения оксидов металлов непосредственно перед обжигом. В качестве рисунка достаточно часто выбирался различный растительный орнамент и сценки из сельской жизни с пастушками и пастухами.

Не уступали по своей красоте и предметы из стекла. Большинство ваз снабжалось ручками в форме накладных крылышек и фигурок животных. Также из стекла делались бокалы, которые расписывались гербами хозяев дома, витыми лентами с надписями, сюжетами определенных событий из жизни какой-то одной семьи.

Некоторые вазы и кубки украшались по совершенно новому способу, который состоял в том, что после придания капле стекла определенной формы до того, как стекло успевало остыть, но уже немного схватилось, эту фигурку обкатывали в мельчайших осколках цветного стекла.

Достаточно часто для украшения интерьера использовалась медная, серебряная, бронзовая и оловянная посуда. Также из бронзы и олова делались большие массивные люстры и канделябры, основой которых служила человеческая фигура или фигура животного. От этой фигуры в разные стороны отходили S-образные завитки, на концах которых располагались чашечки для свеч.

Стиль барокко для интерьера малогабаритной квартиры мало подходит, потому что он требует огромной площади, использования массивных предметов мебели и украшений, которые лишь будут сужать и так небольшое пространство квартиры. Но если этот стиль вам по душе, то можете ограничиться небольшой стилизацией, используя лишь некоторые детали. Однако даже для них необходимо будет продумать цветовое решение комнаты, разграничить ее на верхний и нижний уровень, сделать в стенах небольшие ниши и разместить понравившиеся статуэтки. Очень хорошо подходят различные вазы с цветочным орнаментом и пастушескими миниатюрами.



Стили интерьера - Стиль барокко (часть 2)

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стили интерьера"