Стиль Древнего Рима (часть 2)
Еще император Адриан, страстный поклонник предметов старины, назвал Рим Вечным городом. Даже сейчас это определение не потеряло своей силы. Рим действительно стал вечным городом, символом Античности и образцом подражания на многие века.
Стиль Древнего Рима совместил в себе культуру завоеванных греков и этрусков, прошедших уже достаточный путь в развитии. Римляне считали этрусков своими родоначальниками, которые поселились в Италии еще в I тысячелетии до н. э. По сравнению с греками это был более развитый народ, который обладал хорошим вкусом в живописи, вазописи и архитектуре. Их искусство имело греческие корни, но ушло Намного дальше. Здесь была больше представлена игра цветов, пусть несколько броская и грубоватая, зато это искупалось экспрессией и приемами деформации взамен твердой логики и расчета, брутальностью стиля вместо умиротворяющей гармонии.
Именно у этрусков римляне взяли секреты обработки глины, изготовления керамики, изделий из металла. Даже сама эмблема Римского государства вышла из-под рук этрусского скульптора — волчица, вскармливающая Ромула и Рема, изображена с наивным реализмом. Но не только живопись, скульптуру и керамику взяли римляне у этрусков. Культурные заимствования касались и планировки помещений. Дом — основа семейного очага — состоял из главного зала-атриума, вокруг которого располагались спальни-кубикулы и столовые-триклинии. Столовые разделялись на зимние и летние, первые из которых всегда выходили в кабинет-таблинум, а вторые — в летний сад.
У греков римляне заимствовали именно перистиль —внутренний сад и ордера, которые украшали колонны в саду.
Овладев их культурой, римляне сами сделали шаг к развитию строительства. Они возвели такие грандиозные сооружения, как Пантеон — постройку с куполом, Колизей — многоярусное строение, различные триумфальные арки и колонны, мосты, акведуки и клоаки для сточных вод. Да и многое из заимствованного тоже было переделано под свой тип мышления. Это прежде всего колонны и ордера, которые стали еще более декоративными. Чаще всего использовались коринфские и композитные ордера, совмещавшие в себе элементы ионического и коринфского стилей.
Изобретение римлянами бетона позволило строить здания без опорных сводов. Во многом повлияло на развитие архитектуры и использование обожженного кирпича, который делал здание прочным и долговечным. Но из-за своей дороговизны такой кирпич в основном использовался только при сооружении дворцов и больших зданий. Стены частных домов строились из известняка, но фундамент и внешние стены обязательно возводились из кирпича.
Основой римского искусства интерьера был рационализм, отодвинувший на второй план гармонию и ясность Греции. Основным принципом строительства являлось неразрывное единство красоты и удобства. Скульптура и живопись становились более реалистичными: статуи богов уступили место скульптурным портретам военачальников.
Стремление к роскоши, большим масштабам и человеческому превосходству в равной степени были присущи и архитектуре, и скульптуре, и обустройству частных домов.
Сегодняшняя планировка квартир мало чем отличается от устройства дома древнеримской эпохи. Посмотрите сами.
Дом был построен по принципу этрусского жилища, где все располагалось по центральной оси вокруг внутреннего двора, при этом пространства не являлись симметричными. Все было призвано сделать дом максимально удобным и красивым. Он всегда защищал древнего римлянина от вторжений в его частную жизнь. Поэтому стены, выходившие наружу, преимущественно были глухими, без единого окна.
Зато внутри все было направлено на обустройство уюта, и тут римляне давали свободу своей фантазии. Здесь в изобилии присутствовала настенная фресковая роспись, мозаика, скульптурные изваяния, фонтаны, большие цветники.
Мрамор лежал на полах как во дворе, так и в6комнатах. Исключение составляли только помещения для работы и прислуги. В центре главного зала находился очаг, вокруг которого собиралось все семейство. Надо сказать, что римская семья отличалась от семьи современной. Отец семейства под своим началом объединял всех сыновей с их семьями. После его смерти старший из братьев или оставшихся в живых дядьев становился во главе всего рода. Так, дом переходил от хозяина к хозяину, оставаясь неизменным многие годы. Единственное, что постоянно менялось в атриуме, — это количество бюстов предков, которые ставились в сделанную для этого нишу в стене.
Ниши, украшенные небольшими светильниками, до сих пор используются в интерьере. Сюда чаще всего устанавливают небольшие статуэтки, вазы, букеты цветов, которые освещаются установленными вверху ниши оригинальными точечными светильниками.
В развитии настенной фресковой живописи различают четыре эпохи. Сначала стены было принято украшать инкрустацией, которая имитировала вставки различных видов мрамора. Затем последовал период архитектурной живописи, при котором на стенах присутствовали архитектурные элементы в виде колонн, капителей, фризов, портиков, создававших иллюзию расширения пространства. После этого в моду вошел канделябрный стиль, при котором на однотонной поверхности выписывались картины мифологического содержания. При этом подчеркивалась плоскость стен. При украшении на первый план выходили канделябры и похожие на них колонны. Перспективный стиль был призван создавать глубину пространства, преимущество продолжало оставаться за мифологическими картинами.
Сейчас фресковая живопись в современных квартирах практически не используется. Ее вытеснили обои и краска, с помощью которых можно как расширить, так и зрительно уменьшить часть стены. Достаточно часто используются фотообои, с помощью которых можно создать лесной или морской пейзаж, «прорубить» еще одно окно с видом на вечерний шумный город. При помощи комбинации нескольких видов однотонных обоев можно создать и уже знакомую нам нишу, вырезав и наклеив на стену овал обоев потемнее, а по границам прикрепив тонкий бордюр.
Если вы решили стилизовать убранство комнаты под эпоху величественного Древнего Рима, то вполне можно ограничиться всего несколькими предметами мебели. Хотя на общем фоне ей отводилось незначительное место, но и она блистала красотой и изяществом отделки. Чаще всего мебель делалась из дерева, но встречаются отдельные экземпляры и металлической мебели. Неотъемлемым атрибутом ее украшения было изображение звериных лап, головы какого-либо животного или хищной птицы. Также мебель украшалась разнообразными орнаментами из костяных, каменных, стеклянных и металлических вставок. Зачастую мебель полностью обивалась листами металла.
По традиции сиденья стульев и табуретов можно украсить небольшими подушками, обшитыми красивыми тканями. Но вряд ли сейчас вы сможете найти нежнейший пух германских гусей, который использовался в давние времена для набивки подушек и матрасов.
Стелить на пол ковры римляне еще не додумались, но холодный мрамор всегда требовал небольшого коврика. В качестве такого ковра римляне использовали шкуры убитых животных, а также кожу. Это не только утепляло полы, но и придавало интерьеру изысканность и величественность.
Эти шкуры и кожи могли не только стелиться на пол, ими иногда обивались стены. В этом же качестве использовались и прекрасные шелковые ткани, привозимые из Китая.
И сейчас можно отделать стены по традиции старого Рима. Вот только обить стены шкурами обойдется вам очень дорого, а оклеить их шелковой тканью — чуть подороже, чем обычными обоями, но зато как это будет выглядеть!
Изысканность и изящество были теми основополагающими требованиями, на которых строился весь интерьер. Это не только убранство стен, но и различные изделия из стекла и бронзы, которые не только дополняли, но и совершенно преображали комнаты. Украшения в виде миниатюрных изящных ваз пошли именно отсюда. В отличие от древнегреческих ваз они устанавливались на специальные постаменты и даже не переставлялись в течение многих лет. Чаще всего вазы делались из полудрагоценных камней, оформлялись различными силуэтами животных и человеческих фигур. В домах также присутствовали самые разнообразные вазы из мозаичного цветного стекла.
Особой популярностью пользовалось так называемое кельнское стекло, которое представляло собой стеклянный сосуд, вдуваемый в ажурный стеклянный, металлический или каменный футляр.
Загородный дом, или, как его тогда называли, вилла, располагался возле побережья, что требовало использования других покрытий, специальной отделки помещений. Влажный климат диктовал свои условия использования материалов.
Привычная фресковая живопись на стенах была несколько преобразована. Верхний слой штукатурки, на который наносился рисунок, дополнительно укреплялся мелкими осколками мрамора или алебастром. Для нанесения рисунка уже использовалась темпера, разведенная на яичном белке. По мере высыхания штукатурку полировали, а затем наносили слой воска и снова натирали до блеска. Именно воск позволял рисунку не терять яркости красок и не портиться под воздействием влаги.
С течением времени римский стиль все больше поддавался влиянию зарождавшегося христианства. Сохраняя в себе традиции великой империи, римский стиль подготавливал возникновение нового стиля — стиля Византийской империи, которая стала первым наследником уходящей эпохи. Первый наследник — еще не последний. К римскому стилю возвращались и в эпоху Ренессанса, и в эпоху классицизма. Даже то, что внесла эпоха правления Наполеона, тоже можно назвать подражанием. Но стиль ампир (от «империя») был лишь плохим слепком с великой культуры. Эпоха эклектики еще раз напомнила о существовании римского стиля. Это было не последнее подражание в XX веке. Стиль социалистической эпохи (холодноватость и помпезность) также во многом «симпатизировал» древним римским традициям в архитектуре и дизайне.
Стили интерьера - Стиль Древнего Рима (часть 2)