Категория: Стили интерьера

Стиль классицизма (часть 2)

Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, опять выдвинул на первый план традиции Античности, идеалы простоты, естественности и рациональности.

Классицизм — достаточно широкое понятие, включающее в себя сразу несколько стилевых вариаций. Это и классицизм XVIII века, эпоха ампира, неоклассицизма середины и конца XIX века. Небольшие отличия между ними строятся на основании предпочтения какой-то определенной эпохе Античности. Так, например, на ранних этапах классицизм развивался под влиянием Греции, культура которой была хорошо известна. Более поздняя эпоха классицизма основывалась на археологических открытиях, сделанных на территории Рима, а также в Помпеях и Геркулануме.

На первое место выдвигалось служение общественным идеалам, то, что и было в основе греческой и римской традиций. Все это в одинаковой степени проявлялось как в строительстве дома, так и в его обустройстве.

Большинство деталей, заимствованных из Античности, скорее играли чисто декоративную роль, а не эстетическую, как раньше. Среди «возрожденных» большое место занимали ордера, декоративный орнамент и скульптурные композиции. Но их использование сочеталось прежде всего с новыми позициями и веяниями, которыми был наполнен весь XIX век. Так, например, стукковый орнамент чаще всего заключался в прямоугольные и квадратные рамки, которые делали акцент на античных деталях.

Нередко распределенные по квадратам картины еще обрамлялись и линиями разграничивающего бордюра, состоявшего из всевозможных цветов, переплетенных веток и т. п. Достаточно часто таким образом разграничивались и расписные картины, заимствованные из произведений Древней Греции и Рима: парящие танцовщицы, сцены из любовных романов, растительные картины и любовные переживания, воспетые Кату ллом и Сапфо.

Но всегда соблюдался принцип четкого расположения отдельных деталей как в интерьере дома, так и при его строительстве.

Предпочтение отдавалось горизонтальным линиям, все находилось в строгой симметрии и при этом логически сочеталось друг с другом.

Как ив эпоху Античности, большие залы украшались нишами, в которые устанавливали подлинники либо копии греческих или римских статуй. Достаточно быстро в это время в моду входят так называемые Grand Tour, когда глава дома уезжал в Грецию или Рим в поисках новых археологических раритетов. Кроме находок, после поездки дом всегда пополнялся портретом хозяина на фоне пейзажа и руин римских и греческих сооружений.

Стены, потолки и полы не так изобиловали орнаментальными деталями, которые присутствовали в отделке мебели и украшений интерьера. Мебель становилась менее массивной, более изящной, предпочтение отдавалось все тем же прямолинейным и симметричным линиям, которые присутствовали в интерьере.

Рис. 1. Стул в стиле классицизма

Легкость мебели подчеркивалась и небольшими вставками из севрского фарфора, слоновой кости и позолоты. Нередко все это украшалось изящной утонченной резьбой и эмалевой росписью (рис. 1).

Легкими становились не только стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, которые теперь снабжались большими зеркалами. Ножки различных кушеток, диванов, столиков для цветов и игры в карты становились более изящными, хотя, наряду с увеличивавшейся прямолинейностью, акцент был направлен на чуть изогнутые формы.

Искусство интерьера в основном основывалось на использовании каких-то отдельных деталей, например на росписи и формах посуды и украшений. Фаянс здесь занимал главенствующее место. Это обусловливалось прежде всего новыми разработками по изготовлению посуды. В начале эпохи в моду вошли предметы из светло-бежевого фаянса, имитировавшего светлый агат. На таком фоне достаточно часто вырисовывались пейзажи, гербы знатных родов, цветы или простые натюрморты. После этого модным стал светло-синий с переливами фаянс, который наиболее-подходил для стилизации под римскую культуру. Предметы из такого фаянса не требовали росписи или огромных украшений. В качестве этого зачастую использовались небольшие переплетения в виде нитей или металлические полосы, которые только подчеркивали красоту материала.

Из других материалов популярными оставались богемское стекло, фарфор, полудрагоценные камни, из которых делали вазы, имитировавшие греческие амфоры или стеклянные сосуды в ажурных чехлах. Достаточно часто встречались и предметы современного быта, которые просто стилизовались под старую эпоху.



Стили интерьера - Стиль классицизма (часть 2)

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стили интерьера"