Категория: Стили интерьера

Стиль рококо (часть 2)

Достаточно стремительное развитие интерьерного искусства в XVIII веке обусловило частую смену стилей внутренней отделки домов. Одновременное сосуществование сразу трех направлений повлияло на развитие стиля рококо. Это было логическое завершение барокко и начало классицизма.

Характерной особенностью этого стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта. Помещения не всегда выдерживались в одной цветовой гамме и обустраивались с учетом наклонностей хозяина и его рода занятий. Порой возникало некоторое противоречие в интерьере целого дома, но ведь именно смена декораций позволяет настроиться на работу, на отдых и на развлечения.

Но основные моменты все же оставались одними и теми же. Да и их сочетание должно было воплотить и легкую фантазию, и кокетство, и каприз.

Внутри дом всегда украшался настенной живописью, достаточно часто встречалась и роспись потолков, продолжавшая сюжетную линию стен. Конусообразный или овальный свод отделялся стукковым орнаментом, но более легким, чем в барокко. Да и сама комната строилась в форме вытянутого овала или круга, углы могли присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречалось достаточно редко.

Стены помещений украшались не фресками, а шпалерными развесками — коврами с диковинными узорами, расшитыми по шелку или атласу. Такая вышивка в то время либо делалась на заказ под определенные размеры, либо покупалась уже готовая, но при этом приходилось ее обрезать под имевшиеся рамки.

Только в эпоху рококо использовали настенные консоли, которые делали из стукко или фарфора. Эти два материала позволяли вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимал нужную форму и схватывался. В качестве основных орнаментов использовались восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев.

Пресыщенность декоративной отделки стала свидетельством уходящей эпохи барокко. Но проявление новых черт говорило уже о свежем веянии в искусстве интерьера. Менее броской, менее тяжелой и более спокойной становилась цветовая гамма комнат, да и все убранство теперь строилось на основе музыкальной утонченности. Особой популярностью пользовались светлые тона, приглушенные и забеленные краски, полутона.

Округлость форм присутствовала не только в устройстве комнат, но и во всем, что заполняло их пространство. Множество зеркал, встроенных в стену, развешанных над каминами или над столиками, обрамлялись легкими овальными рамами из стукко или фарфора.

Для этого периода характерно увлечение зеркалами и портретами. Изображения дорогих сердцу людей помещали не только на стены, ими украшали кулоны и табакерки, которые специально подбирали под каждый наряд.

Пышное убранство комнат не требовало больших затрат на меблировку. В многочисленных залах и кабинетах значительное внимание уделялось стульям, креслам, диванам и маленьким столикам, на которых подавались угощения или велась игра в карты.

Мебель всегда «знала свое место» в интерьере и была полностью ему подчинена. Для рококо характерна округленная, изысканная и в изобилии украшенная мебель. Причем здесь присутствует целая смесь свойственных для других стилей черт: богатая рокайльная резьба барокко и раскраска пастельными тонами отдельных деталей мебели, простота конструкций Средневековья, декорирование ножек в виде лап животных и золотая отделка в духе римского стиля (рис. 1).

Углы комнат несколько скрадывались за счет угловых комодов и шкафчиков для посуды и книг. Наряду с драгоценными породами древесины в изготовлении мебели использовались и слоновая кость, и моржовые пластины.

Нередко залы и кабинеты украшались каминами, которые располагались посередине большой стены. Печи же строились в каждой комнате и занимали один из углов. И те и другие всегда загораживались специальными экранами криволинейных форм с использованием позолоченных основ-рамок и тканей с мелким пастельным рисунком.

В отделке полов в одинаковой степени присутствовали и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонировали с остальным витиеватым убранством комнат.

Для освещения помещений на стенах устанавливались канделябры для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. В большинстве случаев, чтобы усилить освещение комнаты, светильники размещались либо напротив зеркал, либо рядом с ними. Светильники изготавливались из фарфора, стукко, металлов или фаянса, которые после отделки становились блестящими и сами отражали колеблющееся пламя свечей.

Посуда, которая использовалась не только для сервировки стола, но и для украшения интерьера комнаты, тоже становилась тонкой и изящной. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в это время начал производиться в России. Да и стекло немного облагородилось. Не только вазы, бокалы, фужеры, но и статуэтки, сюжетные миниатюры, которые устанавливали на консольные столы, украшали интерьер. Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывавшего ее пламени.

Рис. 1. Стол в стиле рококо

На посуде, как и на стенах, вырисовывался все тот же мотив, который отображал картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко.

При этом расписываемая поверхность делалась матовой и пастельной, чтобы на не более эффектно выделялся красно-коричневый или золотой рисунок.

Это время принесло и новый способ золочения стеклянной посуды. Для этого спе циально делались фужеры и бокалы с двойными стенками, в промежутке между ними устанавливалась золотая или серебряная с позолотой пластина с заранее выгравиро ванным рисунком или орнаментом. В качестве орнамента достаточно часто использовались различные переплетения ветвей лаврового дерева, пальмовых ветвей, сказочные, витиевато загнутые листья диковинных растений.

Более, чем в другие времена, ценился хрусталь, но предпочтение отдавалось только поташному, славившемуся особой прозрачностью. Кроме того, эта разновидность хрусталя отличалась большой прочностью и плотностью, которая позволяла делать даже самую тонкую глубокую гравировку.
Из серебряной посуды остались только дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью. Иногда из металла делались и табакерки, их поверхность после чеканки расписывалась эмалевыми красками.

Для того чтобы стилизовать интерьер малогабаритной квартиры и хоть как-то создать в ней атмосферу того давнего времени, можно воспользоваться несколькими деталями. Если хочется полностью передать интерьер эпохи рококо, то он может не вписаться в небольшую площадь вашей квартиры. Так, например, для кухни рекомендуется купить обычные чайник и кофейник из белого металла с рифленой поверхностью, а также чайный фарфоровый сервиз со сложным цветочным орнаментом и обязательно с позолотрй. Цветочные скатерти, занавески, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше всего выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.

Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон шторы, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы (от больших напольных до миниатюрных) с вылепленными цветами или нарисованной сюжетной композицией на тему загородных развлечений. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски.

Особая изощренность потребуется для стилизации спальни. Здесь преимущественно будет использоваться мебель белых и светлых тонов, а для кровати дополнительно установите балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет струиться волна полупрозрачного шелка. Светлое стеганое атласное покрывало, свисающее с полога большой кровати, будет удачно дополнять весь интерьер.



Стили интерьера - Стиль рококо (часть 2)

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стили интерьера"