Категория: Архитектура и ландшафт

Структура архитектурной формы и ее внешние связи

Архитектурная форма обладает всеми признаками целостной системы. Система, по определению А. С. Кравца, «специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений». В то же время форма расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств определяется понятием «структура». Существен целостный характер структуры, ибо она представляет совокупный результат действия всех связей и отношений в системе. «Структура как бы пронизывает все элементы системы единой нитью, представляя собой целостную характеристику системы».

Эти закономерности характерны и для структуры любого архитектурного объекта. Связанность его элементов выступает ведущим признаком целостности. Синонимом связанности в архитектуре и в других искусствах является термин «композиция» (от лат. compostio — составление, соединение, связь). В то же время внутренние, или внутрисистемные, связи в архитектурной форме определяют: пространственную и конструктивно-техническую связанность ее элементов; изоляцию сооружения от агрессивного воздействия внешней среды и чрезмерных визуальных контактов с ней; взаимодействие свойств элементов, составляющих постройку. Вместе с тем общая структура архитектурной формы, определяющая ее целостный характер и интегративные характеристики, — результат взаимодействия отношений ее подсистем — функциональной, конструктивной и художественной.

Целостность любой архитектурной формы относительна, так как она всегда связана с природным окружением (контекстом). Положение архитектурной формы в среде определяется ее пространственными и временными координатами. Существенны связи строения, выражающиеся в обусловленности материальной структуры постройки законом гравитации, который определяет и физические контакты зданий с грунтом. Кроме того, структура материальной оболочки постройки является следствием таких явлений, как аэрогидродинамика, снеговые, дождевые и прочие нагрузки. Выполнение этой группы связей — необходимое условие овеществления постройки.

Важны так называемые связи функционирования, обеспечивающие выполнение архитектурной формой своего назначения,— «обмен веществ» и энергий сооружений с природой. Другие, композиционные связи зданий с окружением необходимы прежде всего ландшафту для сохранения его непрерывности и целостности. Они могут возникнуть лишь в результате «реакции» архитектурной формы .как некоторого интегрального целого на визуальные характеристики ландшафта.

Наряду с этим корреляция со средой приобретает значение и для архитектуры. Структура среды, входя в «текст» архитектурной формы, обогащает его. И чем больше закономерностей пересекается в результате сношений со структурой среды, тем интереснее, иидивидуальнее становится архитектурная форма.

Общая теория всех целостных систем говорит о том, что взаимодействие между внутрисистемными и внесистемными связями определяет уровень целостности любого материального объекта [16. С. 33—42]. Подобную закономерность в известной мере можно проследить и в архитектурных формах. Сильные внутрисистемные связи нередко характерны для форм компактных, завершенных композиционно и часто плохо связанных с окружением. Слабые внутрисистемные связи, напротив, нередко характерны для форм свободных, асимметричных, композиционно незавершенных и в то же время хорошо связанных с окружением. При этом, естественно, речь идет не о связях строения и функционирования как внутренних, так и внешних, без которых архитектурная форма не может существовать как объект, а о связях объемно-пространственных между элементами формы и между формой и окружением. Именно-объемио-пространственные связи определяют меру компакт-кости и композиционной завершенности как внутренней пространственной структуры постройки, так и ее внешних форм.

Интересна трактовка понятий компактных и свободных форм, принадлежащая Юлиушу Журавски. Компактность, по его мнению, синоним идеальной связанности частей в целое, композиционной завершенности формы. В то же время такая форма претендует на роль доминанты в лоне первичной формы, т. е. в среде, и становится в этом смысле сильной. Свободная, незаконченная форма — результат слабой связанности частей в целое. Такое целое играет незначительную роль в лоне первичной формы и в этом смысле является слабым. Важно и то, что связанность в целое, по мысли Журавски, обусловливается-действием сил притяжения, возникающих между частями формы. А степень законченности архитектурной формы определенным образом ограничивается не только окружающей средой, но и функцией.

Однако соединяясь с большим целым, форма, на наш взгляд, не утрачивает свою индивидуальность в пользу такого целого, как это утверждает Журавски. Она теряет свою независимость от конфигуративных особенностей среды, но приобретает индивидуальность, опирающуюся на эти особенности. Основные идеи Журавски, относящиеся к проблеме восприятия архитектурных форм как целостных объектов, влияния на целостность архитектурной формы ее внутренних и внешних связен, до сих лор не утратили своей значимости.

Длительное время существовала эстетика законченных, композиционно завершенных форм, основанная на идее связанности частей в целое с помощью гармонических отношений. Творцами этой эстетики и ее проповедниками выступали теоретики античности, Возрождения и классицизма. Однако акцент на пропорции был связан, по точному замечанию Христиана Норбер-га-Шульца, с наиболее примитивным взглядом на архитектурную форму и позволял учитывать наиболее абстрактные свойства архитектурной целостности.

Эстетика незаконченных форм, характерная для теоретиков новейшей западной архитектуры, также не решает проблемы необходимых связей с окружением. Незаконченные формы признаются такой эстетикой единственно правильными. Вместе с тем важной стороной теории незавершенных форм становится эстетская идея о высокой ценности руин. Ибо они, по мысли сторонников теории, показывают зависимость архитектурных форм от временных контекстов.

Но только акцент на структуру может выявить истинное значение архитектурной формы как единого целого и его возможных связей с окружением. Однако, на наш взгляд, важно исследовать не только формальные свойства структуры и ее связи со средой, но и причины, их определяющие. В то же время нецелесообразно изучать условия формирования лишь одной группы связей в отрыве от других. Все они обусловлены единым процессом формирования структуры архитектурной формы и ее внешних связей. Изучение этого процесса требует уточнения формулы о необходимости проектирования архитектурной формы как под воздействием внутренних, так и внешних причин, требует уточнения и качественное различие этих причин.

Исследуя структуру архитектурной формы и ее внешние связи, важно обратить внимание на следующее. Полноценность любого объекта определяется наличием всех связей, а не только «обязательных», обеспечивающих его функционирование, прочность и долговечность.

Наряду с этим полноценность любого объекта — необходимое соотношение внутренних связей с внешними. Между ними существуют определенные различия и противоречия. Внутренние — тесные связи между качественно тождественными элементами, сплачивающими их в целостность, которую можно отнести к классу органичных. Внешние — связи между разными по своей сущности системами; тем не менее они необходимы, а их установление приводит в известной мере к ограничению целостности архитектурной формы.

Исходя из этого, мы пытаемся выявить условия формирования всей совокупности внутрисистемных и внесистемных связей при необходимом их соотношении; обращаем внимание на то, что в архитектуре имеет значение не только полноценность самих связей, но и полноценность информации о них. Важно отметить поэтому, что формирование связей происходит при обязательном участии восприятия. Однако для нас главной проблемой становится не исследование зависимости восприятия целостности архитектурной формы от ее свойств и особенностей, а обусловленность целостности и ее связей со средой единым процессом формообразования.



Архитектура и ландшафт - Структура архитектурной формы и ее внешние связи

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"