Категория: Дизайн и интерьер загороднего дома

Свет, цвет и поверхность

Цветовое решение может украсить или испортить впечатление о доме или отдельной комнате. Цвет с древних времен считается могучим фактором эмоционального воздействия. Для того чтобы ориентироваться в цветоведении, надо вспомнить некоторые основные положения современной теории света.
Поверхности, которые поглощают и отражают световые волны любых длин, воспринимаются белыми или черными (или серыми). Поверхности/которые поглощают свет избирательно, называют хроматическими (цветными). Глаз человека может различить до 600 оттенков черного и белого (ахроматический ряд).

Хроматические поверхности различаются по светлоте и цветовому фону. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр, в котором сохраняется постоянная последовательность цветов. Спектральные цвета, расположенные по окружности (с плавными переходами цвета), образуют цветовой круг, в котором человеческий глаз может различать до 180 оттенков (рис. 1).

К любому цвету можно подобрать дополнительный, при смешении с которым цветность поверхности теряется и остается только серый фон. Так, к лимонному дополнителен ультрамарин, к красному— зеленый. Применив по незнанию дополнительный цвет при смешении красок, можно испортить всю смесь (рис. 2).

Рис. 1. Цветовой круг указывает на дополнительные цвета, противолежащие относительно диаметра. Треугольник соединяет основные цвета: красный, синий, желтый

Рис. 2. Цветовая сфера. Диапазон цветосонетаний практически неограничен

При смешении цветов (недополнительных) получаются промежуточные между ними значения: зеленый из желтого и синего; фиолетовый или пурпурный из оттенков красного и синего и т. д.

Все цвета условно делятся на теплые и холодные. Теплые цвета — это красный, желтый и желто-зеленый, которые ассоциируются с цветом огня, накаленных предметов; холодные — от фиолетовых до голубых и зеленых, которые связываются с представлениями о цвете льда, воды, металлов (рис. 3).

Окраска помещений в красный и другие теплые насыщенные цвета создает впечатление их затесненности, так как теплота и насыщенность скрадывают пространство, а окраска помещении в ;голубой и другие светлые холодные цвета, наоборот, создает ощущение простора.

Рис. 3. Цветовые ассоциации

Чтобы зрительно сократить слишком длинное и узкое помещение, следует торцевые стены окрашивать в теплые тона и освещать более интенсивно, чем боковые. Потолок, освещенный умеренно и окрашенный в темные теплые тона, зрительно понижает высоту помещения. Потолок и несущие конструкции, окрашенные в светлые тона, кажутся легче, более темные конструкции на фоне светлого фона кажутся тяжелыми.

В комнате с большим количеством естественного света общий цветовой тон тяготеет к теплому. В комнате, выходящей на серую стену, свет получается холодным, если не покрасить элементы интерьера насыщенными теплыми красками.

Если вы хотите точно установить характер света в вашей комнате, можно воспользоваться фотоаппаратом с цветной пленкой. При правильной экспозиции и обработке пленки белые стены будут иметь розоватый оттенок при теплом свете и голубоватый — при холодном.

Светотенью называют градацию перехода от света к тени на трехмерном объеме. Наиболее богаты переходы от света к тени на светлых поверхностях. Светотеневые эффекты выявляют рельеф и фактуру поверхности, трехмерность формы.

Если свет рассеянный и теней нет, рельеф предметов теряется, их форма кажется более плоской. Восприятие формы затрудняется и при слишком интенсивном одностороннем освещении, которое делает резкий контраст между светом и тенью с плохо различимыми оттенками этого перехода. При пасмурном небе с рассеянным светом вертикальные членения почти не заметны, и их мало в народной архитектуре северных районов. Горизонтальные карнизы, полочки, поребрики читаются даже при небольшом выносе и слабой освещенности неба. В южных районах яркое слепящее солнце выравнивает неровности поверхности и даже круглые формы колонн и столбов воспринимаются плоскими. Для того чтобы повысить объемность восприятия, еще в Древнем Египте на колонны наносили вертикальные насечки — желобки (каннелюры). Они придавали колонне легкость и стройность, создавая богатую светотень.

Свет, направленный из-за объекта, скрадывает пластику поверхности и активно выявляет силуэт сооружения! В условиях слишком слабого или слишком сильного освещения большим декоративным эффектом обладают решетки и прорезные доски, силуэт которых легко читается благодаря разнице освещения поверхности и пространства за ней.

Естественное освещение всегда учитывалось при выборе формы жилых домов в народной архитектуре. Стремление к оптимальном) естественному освещению собственного дома вызвало разнообразие конфигураций и приемов группировки жилых домов.

Необходимость смягчить резкий солнечный свет в южных широтах обусловила освещение помещений античного жилища через атриум (центральное помещение с отверстием в покрытии). В римской и византийской архитектуре это помещение превращается в окруженный открытой галереей внутренний двор — перистиль.

Освещение жилых помещений через озелененный внутренний двор и использование солнцезащитных устройств в видеТтергол или больших свесов кровли, затеняющей окна, До сих пор является типичным для народной архитектуры Средней Азии и Кавказа.

Для северных районов, наоборот, характерна большая раскры-тость к солнцу, предпочтительной ориентацией жилых комнат считается восточная и южная. Одним из обязательных требований к группировке зданий становится стремление избежать их взаимного затенения.

Искусственное освещение интерьеров становится активным средством пространственной организации помещений, выявления пластики и фактуры поверхностей. Оно может быть равномерным или сосредоточенным. Должно соответствовать цветовому решению интерьера, оборудоваться таким образом, чтобы избежать «сле-пимости», возникающей вследствие слишком резких контрастов яркостей в поле зрения.

Естественная смена освещенности и цвета в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного света.

Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения либо их комбинирования. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом небосвода, Для искусственного освещения характерно использование прямого света и света, отраженного от поверхностей стен, потолка. Для выявления пластичных свойств ограждающих поверхностей следует избегать появления резких границ света и тени, «растягивать» градации Освещенности.

Скользящий свет проявляет пластику поверхности. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждений по контурам и силуэтам.

Использование естественного освещения может подсказать форму потолков и конфигурацию помещений, искусственное освещение само является средством архитектурной композиции (Рис. 4).

Пространство, где находятся люди (социальное пространство), обычно освещено ярче, Если освещение равномерное, -социальные функции освещения пропадают; если группа людей находится в освещенном пятне, которое соответствует границам их микропространства, то такое освещение объединяет группу и способствует общению. Местное освещение позволяет лучше сосредоточиться на работе, чем ровное свечение. Низкая лампа над обеденным столом сближает сидящих вокруг.

Рис. 4. Форма помещения и положение источника света естественное освещение: 1 — концентрированное; 2 — направленное; 3 — заливающее; 4 — боковое; 5 — двустороннее; искусственное освещение: 6—прямое; 7 — отраженное; 8 — «парящий потолок»; 9 — имитирующее

Освещение следует размещать низко и целенаправленно, создавая отдельные круги света над креслом, столом, ковром, где играют дети. Декоративные свойства искусственного освещения проявляются при точечном освещении предметов, растений, кривых поверхностей, воды.

Орнамент не только украшение, но и неотъемлемая часть жилища. Целостное пространство дома, комнат состоит из переплетения множества внутренних, невидимых чужому глазу границ: функциональных зон, материалов, поверхностей, объемов. Углы, места стыковки различных фактур поверхности, окна, дверные проемы, отдельные столбы — вот те участки, которые обычно оформляют орнаментом. Цель орнамента в этом случае заключается в смягчении перехода от одного пространства к другому и в подчеркивании наиболее значимых элементов формы (рис. 5).

Рис. 5. Орнамент

Цель орнамента заключается в обозначении границ и подчеркивании наиболее значимых элементов формы.

Символика элементов орнамента уходит глубоко в народные традиции

У каждого народа есть свои излюбленные цветовые сочетания и ритмические вариации, специфические орнаментальные мотивы, системы символов и аллегорий. Сложившиеся веками они создают богатый простор для творческих исканий.

Для росписей и украшений в народном жилище использовали чаще всего накладные доски, нащельники, гладкие поверхности стен под потолком и сам потолок. Декоративный пояс с наружной стороны дома образовывали резные наличники, распашные ставни «обоконки», пышные балконы-«выходы», устраиваемые перед окном светелки исключительно для украшения. Фасадный декор деревянного дома складывался из резных карнизов, фиксирующих границу собственного сруба и фронтона, резных досок, прикрывающих торец кровли, угол фронтона, оконные и дверные коробки, элементы крыльца.



Дизайн и интерьер загороднего дома - Свет, цвет и поверхность

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Дизайн и интерьер загороднего дома"