Категория: Архитектура и ландшафт

Связи архитектурных форм с художественно обобщенными, образными характеристиками ландшафта

Воздействие природной среды и ее форм на архитектурное творчество человека — примечательная черта XX в., обусловленная всевозрастающим интересом к природе.

Такое влияние существовало и прежде и всегда было многозначным. С одной стороны, красота и неповторимость природных форм вдохновляли человека, способствовали развитию творчества, с другой — человек учился у природы, черпал у нее определенные идеи. Жюльен Альвар отмечает, что архитекторы Древнего Египта возвышали созданные ими монументы до масштаба гор. Таким образом, подавляющий человека масштаб, который является одной из форм возвышенного, как определенная идея был заимствован у природы. Хорошо известно, что каменные колонны Средиземноморья родились из: пальмовых стволов, а их капители — из пальмовых крон. Можно предположить, что прообразом окон стали карстовые отверстия в горных породах, а куполов — природные своды пещер. Ландшафтный архитектор Г. Джеллико открывает воздействие греческого пейзажа с его ясно очерченными формами на античную скульптуру и архитектуру. Он пишет: «Формы пейзажа (в Греции. — Ю. К.) четко обрисованы и определенны, в то время как в большинстве частей мира они расплываются друг в друге. Постоянное присутствие этого феномена придает Греции толчок к ясности форм». Луиджи Фид-жини обращает внимание на связь готики с мотивами европейских лесов.

Исследователь архитектуры русского Севера В. Орфинский считает основой ее своеобразия определенную культурную тенденцию, которую он закрепляет термином «природоподража-тельность». «Зодчий—карел повторил очертания еловых шишек, словно утверждая, что лишь одна природа достойна подражания. И, как бы продолжая развивать свою мысль, он придал основным чешуйкам покрытия — лемеху — форму стилизованных елочек…», — пишет Орфинский о главках часовни карельской деревни Коккойла. Однако термин «природоподражательность», фиксирующий влияние природных форм на творчество человека, не раскрывает до конца многозначности этого влияния. Между тем оно является и результатом осмысливания идеальной приспособленности природных форм к среде, и следствием заимствования у природы определенных идей, и итогом эстетического влияния красоты и завершенности природных форм на искусственные.

В современной архитектуре подобное влияние ландшафта становится еще более значительным вопреки существующей инерции создания форм, выражающих независимость человека от природы. Воздействие как ландшафта, так и отдельных его элементов особенно заметно, если выявляются их художественно обобщенные черты. Как мы уже отмечали, такие качества оказывают воздействие на творчество, потому что, с одной стороны, являются результатом субъективного, т. е. заинтересованного «отбора» наиболее существенных, инвариантных черт природной среды. С другой стороны, такой субъективный «отбор», обусловленный определенными целями, определяет потенциальную программу для их достижения. Образ ландшафта как художественное целое может содержать определенные мотивы, несущие программу контактов архитектурных форм с природной средой.

Особенно заметное эстетическое воздействие на архитектуру способны оказать некоторые характерные объемные формы ландшафта, как правило, геоморфологические. Они также нередко являются источниками тем, овеществление которых в структуре построек наделяет последние необходимым сходством с природной средой.

Наряду с этим мы подчеркиваем наличие четких границ между творчеством природы и человека. Поэтому мы отрицаем возможность непосредственной ориентации архитектурных форм на природные как пластические образцы, что характерно для мастеров архитектуры-скульптуры. Мы выступаем также против механического переноса «рисунка» природных форм как эстетических образцов на искусственно созданные формы, а также на фрагменты преобразованной человеком среды. Именно поэтому представляется сомнительным один из основных выводов книги Д. Кепеша «Новый ландшафт в искусстве и науке», посвященной современному пейзажу. Он утверждает, что рисунок многих природных форм может быть введен в композицию преобразованной человеком среды. На наш взгляд, основное значение «рисунка» природных форм — расширение визуального опыта и эстетических представлений человека. Основное значение книги Д. Кепеша, как это верно отмечает американский специалист Г. Экбо, в том, что она доводит до нашего сознания гармоническую прелесть строения различных форм природы.

Современная архитектура располагает множеством примеров архитектурных сооружений, созданных под эстетическим влиянием ландшафта. Особый интерес представляет санаторный комплекс Министерства гражданской авиации СССР, размещенный западнее Симеиза (архит. В. Жилкин, О. Иванов, Г. Костомаров, Е. Перченков, М. Поспелов). Наклонная структура жилых ячеек образует здесь здания-«холмы», которые созданы под воздействием художественного облика природных холмов.

Несомненно, под явным влиянием геоморфологических форм Крымского побережья спроектирован санаторный комплекс «Заря» (архит. В. Жилкин, О. Иванов, Г. Костомаров, Е. Перченков, Т. Фаворская). Располагаясь на возвышении между двумя лощинами и представляя композицию из пяти разновысоких блоков, поставленных поперек рельефа, архитектурный ансамбль напоминает отрог, «текущий» к берегу. Тем самым он срастается с природным рельефом, увеличивает высоту водораздела, развивает его пластическую тему.

Крепкой ассоциативной связью с ландшафтом характерен ..проект первой очереди комплекса горнолыжного спорта «Ар-хыз» на Кавказе (Народный архитектор СССР, цоктор архитектуры А. Полянский, архит. М. Лифатов, И. Михайловский). Формирование сложной и выразительной композиции обусловили не только ландшафт места, но и определенные строительные ограничения. Необходимость высокой «сейсмостойкости» потребовала расчленить здание осадочными швами на отдельные отсеки. Ступенчатый, спускающийся по склону корпус завершается мощными ступенчатыми кровлями, созвучными силуэту снежных вершин.

Ассоциации с мощным утесом вызывает здание отеля «Пилигрин» в районе Дубровника (архит. Д. Финц). Однако его объем, представляющий перевернутую и расширяющуюся кверху усеченную пирамиду, обусловлен прежде всего функциональными требованиями. Нависающие один над другим этажи предохраняют внутренние помещения от прямых солнечных лучей.

Горный характер присущ зданию гостиницы «Панорама» в г. Оберхофе (ГДР). Он определяется верши-сообразными 12-этажными жилыми объемами, поставленными на 2-этажный подиум с обслуживающими помещениями.

«Дух» горной местности характерен и для спортивной гостиницы в г. Шпиндлеровмлын (Чехословакия). Он обусловлен зрительным воздействием системы мощных двускатных покрытий разной формы и размеров.

Под влиянием окружающих гор создана архитектура многоэтажных жилых зданий базы спорта «Ля Дай» в Савойе. Пять ее жилых корпусов, расположенных здесь параллельно скалистым склонам и ориентированных в направлении север — юг, в какой-то мере напоминают скальные образования. Это определяется нарастанием в каждом из объемов высотности от краев к центру, их изломанностью в плане,, образованной смещением жилых секций по горизонтали, изрезанностыо контуров шипцовых крыш, скульптурностью фасадов, состоящих из стандартных элементов, обладающих треугольными балконами и треугольными окнами. В центре жилой группы базы спорта «Ля Дай» размещено низкое здание общественного центра. Сложный силуэт «текущих», изломанных крыш этой постройки делает ее неотъемлемой частью общей композиции комплекса, крепко связанного с окружением.

Сходство с горной местностью в архитектуре гостиниц «Ле Мелез» и «Секвойя» в туристической деревне Дромон на плато Авориаз (архит. Жак Лабро и Габриэль Орзони) вызывается прежде всего скульптурностью объемов, напоминающих геоморфологические образования. В то же время особое значение приобретают детали. Примечательна крыша «Секвойи»: она «течет» вниз, накрывая окна и балконы, и достигает самой земли, где поддерживается мощными контрфорсами. Определенную роль также играет идентичность цвета и текстуры архитектурных и природных форм. Для кровель и облицовки железобетонных каркасов здесь использована старинная савойская дранка — дощечка из дерева специфической породы размером 40—60 см с поверхностью, грубо обработанной топором. В зависимости от расположения она несколько изменяет свой золотистый тон. Но это не меняет созвучность облицовки цветовому тону окружающих гор. Патрик Голе связывает особенности творческого метода Лабре и Орзони с ярким выражением вдохновения, исходящего от ландшафта. Именно поэтому формы, созданные архитекторами, по его мнению, «резонируют» пластические особенности окрестностей, превращая их в скульптуру, отмоделированную и в соответствии с требованиями функции. Пространство интерьера остается менее затронутым влиянием среды. И если результат проектирования по своему впечатлению драматичен, утверждает Голе, то только потому, что драматичен окружающий ландшафт.

Горнолыжная станция «Эмла-Плань», расположенная на высоте 2100 м и являющаяся первым спутником крупнейшего комплекса горной зоны отдыха Ла-Плань во Французских Альпах, по своим формам напоминает горный хребет. Такая общность определяется не только ступенчатым силуэтом с наличием вершин. Приобретает значение также зигзагообразная конфигурация плана, хорошо «привязанного» к рельефу, ступенчатость общественной зоны, переходящей с 1-го этажа северного фасада на 7-й южного.

Туристическая гостиница во французском курортном городе Биариц на побережье Аквитании (архит. Ж. Эрбар, А. Грези и Ж. Персийе) спроектирована под сильным воздействием «природной архитектуры» возвышенных обрывистых берегов Бискайского залива. И действительно, структура 8-этажного ступенчатого объема гостиницы — своеобразное развитие мотива обнаженного откоса берегового склона.

Значительный интерес представляют поиски возможных архитектурных форм для спортивной деревни «Sportgastein» в Австрии. Они стимулировались желанием сохранить облик альпийского ландшафта горной долины. Предпосылкой для решения задачи служил анализ существующих типов архитектурных форм. Интерпретация традиционной крестьянской архитектуры была отвергнута: нельзя увеличивать традиционные формы, вкладывая в них новые функции. Образцы городской архитектуры также оказались неприемлемыми. Одна из причин — отсутствие гармонии с обликом ландшафта. Избранный вариант архитектурных форм в известной мере созвучен скалам. Такие связи с окружением обусловливаются комбинацией крутых наклонных плоскостей, массивностью форм, незначительными по величине проемами, глубоко утопленными в массив стен.

Таким образом, конкретный анализ многочисленных примеров показывает, что наиболее частыми мотивами служат: очертания скульптурных форм рельефа; пластика их геоморфологической и тектонической структур.

Необходимо отметить, что эмоциональная окраска облика природного ландшафта и определяющих его форм могут придать архитектурной форме соответствующее настроение. Определенная ассоциативная близость художественно обобщенных качеств архитектурной формы художественно обобщенным свойствам ландшафта приводит к формированию связей ассоциативности.

Связи ассоциативности — результат влияния художественно обобщенных свойств природного ландшафта, его «мотивов» и «настроения» на творческий процесс архитектора и его результаты — художественно обобщенные свойства архитектурной формы. Такие свойства, ассоциативно связанные с обликом ландшафта, позволяют архитектурной форме стать неотъемлемой художественной частью ландшафта.

  • * *

Итак, сформулирован комплекс ограничений на допустимые изменения характеристик природного ландшафта. По существу, это комплекс требований к характеристикам сложной системы—природного ландшафта с архитектурным объектом. Полученные условия классифицированы в соответствии с моделями трех уровней ландшафта. Наиболее значимые из них — условия на допустимые изменения характеристик объемно-пространственной модели визуальных ячеек ландшафта. Следующие по важности — условия, ограничивающие изменение характеристик пластической модели участка. Наконец, условия на допустимые изменения характеристик модели пейзажа дополняют и детализируют два первых комплекса требований.

Все обозначенные условия образуют критерий качества сложной системы — природного ландшафта с архитектурной формой. Выполнение условий определяет систему композиционных связей архитектурных форм с природным ландшафтом. Прежде всего, это большая группа связей свойств, обеспечивающая выполнение критерия качества системы. Кроме того, выявлена группа специфических связей зрительного растворения. При этом сформулирована система условий, определяющих нарушение визуальной целостности архитектурной формы как фигуры на фоне пейзажа. Сформулированы связи ассоциативности, основанные на единстве обобщенно-художественных жачеств архитектурного объекта и природной среды.



Архитектура и ландшафт - Связи архитектурных форм с художественно обобщенными, образными характеристиками ландшафта

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"