Категория: Жилище севера

Технико-экономические возможности и практика строительства на Севере

Существующую материально-техническую базу строительства на Севере можно подразделить условно на два типа: промышленность по выпуску бетонных конструкций и кирпича, предназначенных для использования на месте изготовления, и промышленность по выпуску изделий, предназначенных для строительства в глубинных отдаленных районах.

Предприятия первого типа расположены главным образом в крупных узловых центрах промышленного освоения Севера, предприятия второго типа – заводы деревянного стандартного домостроения – в основном в южной его части, в лесных районах страны.

Городская строительная индустрия Севера может обслуживать только пригородные сельскохозяйственные поселки, продукция же деревообрабатывающих предприятий (в основном брусчатые, а также каркасные и щитовые дома) развозится водным и автомобильные транспортом по всему Северу.

Если продукция предприятий первого типа в части конструктивных решений является удовлетворительной, то на заводах деревянного стандартного домостроения она пока еще не соответствует современным требованиям и условиям строительства на Севере. Применяемые брусчатые дома материалоемки, тяжелы, трудоемки в изготовлении, особенно в монтаже, и неиндустриальны, вследствие этого их строительство очень дорого. Кроме того, они продуваемы и неогнестойки.

Сложные природные и экономические условия Севера вызывают значительное удорожание строительства по сравнению со средней полосой страны.

Исследования Л.енЗНИИЭПа, Якутского филиала СО АН СССР и других организаций показывают, что основными вызывающими удорожание факторами являются: – суровые климатические условия и наличие вечномерзлых грунтов; слабое развитие строительной промышленности; – очаговое расположение населенных мест при огромных расстояниях между объектами строительства и чрезвычайно ограниченных транспортных связях; – недостаток рабочей силы и ее высокая стоимость. В результате общее удорожание строительства достигает значительных размеров. Стоимость строительства в городах Севера в 2-3 раза, а в труднодоступных районах в 4-9 раз выше, чем в обжитых, южнее расположенных районах. Особенно возрастает стоимость строительства в сельской местности.

Для снижения стоимости предлагается уменьшение массы конструкций, повышение степени сборности зданий, увеличение заводской готовности и транспортабельности изделий. Все это во многом определяет перспективы развития материально-технической базы и организации сельского строительства.

В связи с небольшими размерами и рассредоточенно-стью населенных пунктов создание местной стационарной базы крупнопанельного домостроения (типа Норильска) для сельского строительства нецелесообразно. Строительство, четырех-пятиэтажных домов на базе такой индустрии будет возможно лишь в совхозах и колхозах, расположенных в районах крупных промышленных узлов Севера.

Для отдаленных же районов Севера наиболее пригодны с экономической точки зрения малоэтажные здания из привозных облегченных транспортабельных конструкций, имеющих максимальную заводскую готовность и высокую степень сборности, рассчитанных на изготовление в обжитых районах страны, доставку на большие расстояния и монтаж с помощью простейших средств механизации. Необходимость такой’ организации строительства доказывается в ряде трудов Лен-ЗНИИЭПа, ЦНИИЭП жилища, Красноярского Промстройнии-проекта, АН СССР и других научных и проектных организаций.

В качестве конструкционных материалов для этих зданий обычно предлагаются алюминиевые сплавы и стеклопластики, в качестве утеплителей – пенопласты. Однако в ближайшее время нет еще оснований рассчитывать на массовое применение таких конструкций, так как организация их производства потребует длительного времени на создание специалйной базы. Кроме того, предлагаемые материалы еще дефицитны и применение их в основных элементах зданий экономически не оправдано. Эти типы конструкций следует считать перспективными, но при решении сегодняшних задач массового сельского строительства они могут быть применены только в исключительных случаях.

Наиболее реальным представляется в настоящее время и на ближайшую перспективу использование в строительстве эффективных материалов из дерева и развитие малоэтажного деревянного заводского домостроения на базе этих материалов.

ЦНИИЭП гражданеельстрой предлагает реально осуществимый в ближайшее время путь сельского строительства на Севере – организацию производства новых типов одно-двухэтажных зданий на существующих и вводимых в строй деревообрабатывающих предприятиях в районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока. На этих предприятиях целесообразно производить трехслойные панели на деревянном каркасе с облицовкой водостойкой фанерой, древесноволокнистыми и древесностружечными плитами и утеплителем на основе минеральной ваты, стекловолокна или пенопласта. В качестве наружного облицовочного слоя в дальнейшем возможно применение и других эффективных листовых материалов (алюминия, стали и т.д.). Монтаж зданий должны вести передвижные механизированные колонны заводов-изготовителей.

В настоящее время разрабатываются проекты деревянных жилых домов на основе модуля 0,6 м (1,2 м) и 1,5 м. По данным ЦНИИЭП граждансельстроя, наиболее целесообразны следующие конструктивные решения жилых домов: для строительства ближайшего периода панельные конструкции с длиной панелей стен “на комнату” от 3 до 4,8 м .при высоте 3 м. Возможно разукрупнение панелей стен до 1,5 м. Соответственными должны быть размеры перекрытий и покрытий.

Для последующих периодов строительства предполагается с учетом зарубежного опыта большее укрупнение панелей: – длиной до 6-7,5 м. И тот, и другой варианты конструкций могут применяться в виде чисто панельной системы или в виде объемных блоков-конвертов, доставляемых до места сборки в сложенном виде, собираемых на перевалочной базе и монтируемых на месте как объемные блоки. Возможно также решение в виде блоков с полным оборудованием и меблировкой, доставляемых без промежуточной сборки с завода на строительство.

Третий тип конструктивного решения – сверхкрупные панели длиной до 9-12-18 м – рассчитан на более отдаленную перспективу. Он требует качественного изменения условий организации строительства, включая возможности использования специализированных транспортных механизмов (например, сверхкрупных вертолетов и дирижаблей).

Правильность рассмотренных предложений подтверждается отечественным опытом строительства клеефанерных домов, а также опытом строительства в Канаде и США.

Необходимо отметить, что до последнего времени в нашей строительной науке имела место несправедливая недооценка древесины, в том числе и фанеры как строительного материала, что происходило из-за необеспечения пожарнЪй безопасности деревянных зданий и сооружений. Однако практика показывает, что применение негорючих материалов, например алюминия, в конструкциях зданий само по себе не обеспечивает защиты от разрушения огнем, так как горючие материалы, иногда более опасные, чем древесина, всегда имеются в здании любого типа. В области огнезащиты в настоящее время за рубежом и у нас в стране имеется достаточно методов, оправдавших себя на практике, и ряд новых предложений, что позволяет повысить огнестойкость зданий до IY степени.

Важнейшей задачей нового строительства является повышение уровня его экономичности, а также комфортности деревянных жилых зданий. В настоящее время парк типовых проектов полносборных жилых домов на основе древесных материалов состоит из трех серий: 115, 139 и 209. ЦНИИЭП граждансельстрой с привлечением Гипролеспрома Минлеспро-ма СССР разрабатывает в соответствии с утвержденными Госгражданстроем номенклатурами проектов серий 139, 209 и 115 типовые технические проекты одно-двухэтажных деревянных панельных домов с применением эффективных конструкционных и отделочных материалов со всеми необходимыми архитектурно-планировочными и конструктивными вариантами, В этих проектах предусматриваются варианты отопительных систем для различных видов топлива. Одновременно ведется разработка проектов надворных построек для ведения личного подсобного хозяйства. В ближайшие годы сельское строительство квартирных домов на Севере будет вестись по этим проектам.

Однако, как уже отмечалось, характер производственной деятельности сельского населения способствует сохранению и развитию сезонных, временных и подвижных форм жилища. К их числу относятся прежде всего промежуточные базы оленеводов, промысловые базы охотников и рыбаков; бригадные дома оленеводов, охотников и рыбаков, строительство которых ведется на маршрутах движения бригад и для организации лова на отдаленных внутренних водоемах: сборно-разборные чумы, яранги, палатки и передвижные балки, применяемые непосредственно в производственных условиях В животноводческом хозяйстве строятся прифермские поселки, для земледельцев – полевые станы. Бригадные дома на маршрутах и избы для косарей, доярок и т.д. также применяются в условиях животноводства.

Сегодня строительство перечисленных типов зданий ведется хозяйственным способом силами колхозов и совхозов Севера, а изготовление кочевых жилищ осуществляется кустарно самими оленеводами, охотниками и рыбаками. Здания, как правило, рубленые или брусчатые без необходимого инженерного оборудования, комплексы баз состоят из отдельных небольших домов, что увеличивает теплопотери и эксплуатационные затраты на отопление.

В настоящее время назрела необходимость создания единой серии типовых проектов сезонно и временно обитаемых жилищ. Необходима также организация их индустриального производства на специализированных предприятиях мобильного домостроения, которое может быть организовано на Европейском Севере на предприятиях Карелии, Архангель -ской области и Коми АССР, предприятиях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Магаданской области.

Для организации сельского строительства на Севере важное значение имеет развитие транспорта. В настоящее время только Европейский Север обеспечен сравнительно развитой транспортной сетью, в том числе железными дорогами. На Азиатском Севере железные дороги практически отсутствуют. В связи с этим завершение строительства БАМа окажет большое влияние на дальнейшее освоение Ближнего Севера. Значительное количество грузов доставляется на Север по Северному морскому пути, велика здесь роль речного транспорта, хотя он используется только 2,5-4 месяца в году из-за суровых климатических условий. На местном уровне перевозок широко используется автомобильный и воздушный транспорт. Автотранспорт используется в основном зимой, авиатранспорт круглый год находит применение для перевозки людей, грузов, отстрела волков, розыска отколовшихся стад. Однако стоимость его очень высока – от 110 до 650 руб./ч. Для межхозяйственных и внутрихозяйственных перевозок в хозяйствах Севера используются тракторы, вездеходы, мотонарты, оленьи и собачьи упряжки.



Жилище севера - Технико-экономические возможности и практика строительства на Севере

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Жилище севера"