Категория: Эргономика

Требования хорошего освещения рабочего места

Оптимальная интенсивность освещения рабочей поверхности определяется типом выполняемой зрительной работы. Оно должно быть тем больше, чем тоньше работа, чем меньше детали, которые требуется различать (и чем старше люди, работающие с этими деталями), чем темнее материал, чем меньше светлота или цветовой контраст детали с окружающим пространством, чем короче экспозиция, чем выше цветовая теплота света, чем выше запыленность окружающего пространства и чем больше расстояние, на котором рассматривается деталь.

Равномерность освещения рассматривается как отношение наименьшего освещения (интенсивности) рабочего места к наибольшему освещению (интенсивности). Чем точнее зрительная работа, тем равномернее должна быть освещенность. Отношение освещенности рабочей поверхности к полной освещенности окружающего пространства не должно превышать 10 : 1. Отношение 40 : 1 освещенностей двух поверхностей, находящихся в поле зрения, неприятно, а отношение 100 : 1 — болезненно для глаз человека. Оптимальному контрасту двух освещенных поверхностей, находящихся в поле зрения, соответствуют отношения освещенностей 3:1—5:1. Иногда рекомендуется отношение освещенностей между рабочей поверхностью, ближайшим окружением и фоном 10:3: 1 (10:4:3). Для трудноизмеряемых освещенностей существуют нормы равномерности: наименее освещенное место рабочего пространства должно иметь минимум 70% освещенности по сравнению с наиболее освещенным местом. Идеально равномерное освещение всего интерьера сглаживает формы всех‘ предметов и притупляет чувствительность глаз (в этом случае оно не идеально).

Направление света определяется необходимостью объемного восприятия рассматриваемого объекта [например, обработка, рельеф (шероховатость) поверхности или считывание рисок на линейке] и стремлением не допустить ослепления прямым или отраженным светом. На рабочей поверхности не должно быть скрещивания отбрасываемых теней; серьезно мешают тени передвигающихся предметов и частей машины, падающие на рабочую поверхность. Направление искусственного света должно приближаться к направлению дневного света, самым благоприятным направлением является направление слева сверху и немного сзади.

Более важным, чем направление света слева, является то, чтобы свет хорошо рассеивался без резких теней.

Рис. 1. Положение светильника и направление света. 1 — светильник не освещает отраженным светом; 2 — светильник освещает отраженным светом; 3 — удобное расположение светильника при контроле качества поверхности (шероховатостей, неровностей); 4 — большой светильник, световой поток которого отражается прямо в глаза работающему; 5 — контроль изделия в проходящем свете панели с малой светимостью; 6 — рекомендуемое направление света; 7 — нерекомендуемое направление света (ослепляет и создает неприятные затемнения)

Пластичность освещения. Объекты должны освещаться таким образом, чтобы выявить их форму и объем. Объемное видение облегчает распознавание удаленных объектов и пространственную ориентацию. Необходимую затененность, выявляющую пластику определенного предмета, регулируют естным освещением. Собственные тени предмета должны омочь выявлению его собственных форм. В учреждениях необходима мягкая затененность.

Рис. 2. Влияние интенсивности и цвета освещения

Диаграмма Кройтгофа служит ориентировочным вспомогательным средством определения эстетически приятного или неприятного освещения при зрительной работе. Эстетически приятное и естественное освещение определяется точкой пересечения интенсивности света и цветовой температуры внутри области, ограниченной кривыми. Если точка пересечения лежит вне ее, то освещение не является естественным и искажает цвет или становится холодным с ощущением недостатка света.

Цветовой спектр. С точки зрения психологии желательно, чтобы цвет искусственного освещения (спектральный состав света) максимально приближался к спектру естественного света. Цвет освещения не должен искажать местных цветовых оттенков, а по возможности должен приближаться к естественному. Приятное восприятие освещения зависит от его цвета. Область такого восприятия можно выбрать на основе диаграммы Кройтгофа (рис. 2). С увеличением интенсивности освещения должна повышаться цветовая температура источника света (он должен быть белее).

Если при белом свете (дневном освещении) и длительной работе человека принять его выработку за 100%, то при желтом свете она составит лишь 93%, при зеленом 92%, при голубом 78%, при красном и оранжевом 76%.

При расчете освещения люминесцентными лампами пультов управления и контрольных панелей необходимо учитывать изменение цвета предостерегающих сигналов и знаков безопасности. Освещение рабочей поверхности или рассматриваемого объекта разноцветными источниками света, например источниками с нестабильной цветовой температурой, может вызвать неприятные ощущения, увеличить утомление и ухудшить зрительную ориентацию. Свет лампочки накаливания со своим цветом, не подходит в качестве дополнительного источника к недостаточному дневному освещению, для этой цели лучше использовать люминесцентную лампу белого оттенка.

В помещениях, в которых необходимо различать цветовые оттенки (текстильная, табачная промышленность, графические работы и т. д.), требуется источник света с цветовой температурой 6500—7400 К при интенсивности более 1000 лк. В учреждениях, в которых необходимо различать, например, образцы цвета, рекомендуется цветовая температура в 4000 К. Цветовой спектр света не должен искажать цвета и формы человеческого тела или предмета на рабочем месте.

Защита от ослепления, т. е. исключение такого положения, когда на глаз действует освещение, большее того, на которое он рассчитан. Ослепление нарушает зрительное восприятие, повышает утомление глаз, снижает остроту зрения и способность различения деталей, ухудшает видение, создает ощущение неудобства, напряжения и раздражения. Причиной Этих ощущений является большая яркость, например непокрытого пятна света мощной лампы накаливания на темном фоне (абсолютное ослепление достигается при яркости выше 20 сб — человек слепнет), или неудобное расположение и сильный контраст света в поле зрения, например контраст светимости двух или более поверхностей (относительное ослепление при отношении контрастов более 1 : 10 вызывает значительную зрительно неприятную обстановку, отношение олее 1:Ю0 — почти полное ослепление). Ослепление может ыть прямым (например, светом лампы) или непрямым ^например, светом, отраженным от стен или глянцевых плос-

Отрицательное ослепляющее влияние света сказывается тем больше, чем ближе источник света к оси зрения (прямого видения), выше его интенсивность (мощнее источник) и больше контрастность источника с его окружением (фо. ном). Отрицательное ослепляющее влияние света зависит также и от того, находится ли источник в стороне, ниже или выше оси зрения.

Ослепляющее влияние прямого света можно предотвратить уменьшением его интенсивности, удобным размещением светильников в поле зрения человека, повышением яркости фона ослепляющего источника, применением перегородок (например, противослепящего стекла при сварке).

Единицей яркости источника света является 1 нит (нт), 1 стильб (сб) = 104 нит (нт).

Воздействие яркости на зрение: – 1000 нт—критическая яркость при очень темном фоне; – 1500 нт—субъективное ощущение зрительного дискомфорта; – 3000 нт—критическая яркость при искусственном освещении; – 12 000 нт — верхняя допустимая граница; – 200 000 нт—абсолютное ослепление; относительное ослепление наблюдается в определенных условиях (например, свет карманного фонаря ослепляет ночью).

Постоянство освещения. Необходимо исключить изменения интенсивности освещения за счет колебаний напряжения сети, недостатков технического обслуживания, движения светильника, быстрых смен света и тени, быстрых перемещений световых точек или света, отраженного от поверхностей.

Эстетика освещения. Освещение рабочего пространства психологически положительно действует на человека, на его настроение. Необходимо использовать цветовое освещение, соответствующее цвету освещаемых поверхностей (например, цвет голубой поверхности, освещенной голубоватым светом, становится более сочным, а освещенной розовым светом — блеклым). Освещением можно заострить внимание на важных объектах в пространстве или их форме. Светлые и темные поверхности должны быть зрительно более выразительными. Освещением можно подчеркнуть назначение пространства, дополнить его архитектурную композицию. Недостаточно освещенные пространства эстетически не внушительны. При наличии гладкой освещенной поверхности у человека также появляются ощущения страха и раздражения, он плохо язличает контуры и объем предметов, у него появляются ощущения психологического и физиологического дискомфорта. Источники света (особенно местного значения) должны иметь эстетический вид, удобно размещаться, световой поток лопжен иметь такое направление, чтобы по возможности полнее отвечать требованиям зрительной работы человека.

Кроме ранее указанных требований, необходимо обеспечить простоту текущего ремонта осветительного прибора, легкий, удобный доступ, экономичность освещения, безопасность осветительной установки.



Эргономика - Требования хорошего освещения рабочего места

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Эргономика"