Категория: Отопительные системы

Уплотнительные материалы в трубных соединениях на резьбе

Уплотнители резьбовых соединений должны полностью обеспечивать непроницаемость для воды, пара, газа. Утечки теплоносителя через неплотности соединения наносят ущерб сохранности здания — отсыревают его конструкции, появляются разрушения. Для газа последствия неплотности еще более серьезны. Газ отличается еще большей проницаемостью через малейшие поры, чем вода или пар; кроме того, он токсичен и взрывоопасен.

Выбор уплотнительного материала зависит от характера среды, протекающей по трубопроводу, и от конструкции соединения труб.

Рис. 1. Чугунные фасонные соединительные части водогазопроводных труб

Соединения трубопроводов для воды с температурой не свыше 95° и для газа уплотняют льняной прядью и специальными пастами.

Лен применяется потому, что его волокно наиболее тонко, длинно и прочно по сравнению с другими растительными волокнами. Чем тоньше и длиннее волокно, тем плотнее уложится прядь в канавки резьбы; чем волокно прочнее, тем более стойкой окажется прядь против разрушения при навертывании на резьбу муфты или фасонной части.

Любая уплотнительная паста должна отвердевать в свернутом соединении, будучи уложенной в зазоры между витками резьб. Но это отвердевание является следствием не высыхания, а химического процесса — полимеризации находящегося в пасте растворителя. Таким свойством отличается натуральная олифа, являющаяся продуктом обработки растительного масла.

Пленки натуральной олифы, образующиеся после отвердевания, обладают максимальной пластичностью и стойкостью против атмосферных воздействий.

В качестве уплотнительной массы применяют цинковые белила или свинцовый сурик, замешанные на натуральной олифе. Хорошим уплотнителем служит паста, состоящая из 1% дивинилового каучука, 24% незасыхающих минеральных масел и 75% молотого мела; такая паста не засыхает и в процессе эксплуатации не растрескивается.

Льняную прядь перед укладыванием на резьбу тщательно рассучивают и пропитывают в пасте. Укладывать прядь во влажном состоянии не рекомендуется, поэтому после пропитки ей дают слегка просохнуть, пока она не приобретет необходимую плотность. В таком виде прядь обеспечивает большую плотность соединения, поскольку паста в процессе свертки будет лучше удерживаться в канавках резьбы.

В системах с перегретой водой, а также в паровых системах лен применять нельзя, так как при температуре выше 100 °С он разрушается. В этих системах используют тонкий асбестовый шнур, обмазанный пастой, изготовленной из графита, замешанного на натуральной олифе.

Значительно проще решается вопрос уплотнения в конических резьбах. В этих соединениях любая паста, которой смазываются витки внутренней и наружной резьб, будет в основном выполнять функции смазки, облегчающей ввертывание, и в меньшей степени — функции уплотнения.

Для уплотнения мест соединения трубопроводов, воздуховодов и разъемных соединений арматуры и оборудования применяют различные уплотнительные материалы в виде подмоток, прокладок и набивок.

Тип применяемого уплотнительного материала зависит от способа соединения отдельных элементов, соединяемых между собой, вида проходящей по системе среды и ее параметров.

Резьбовые соединения трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения и систем центрального отопления с температурой теплоносителя до 105 °С уплотняют прядью льна-долгунца с суриковой замазкой.

Для этого на резьбу плотно и равномерно наматывают рассученную прядь льна по ходу резьбы и пропитывают ее замазкой. Для уплотнения применяется лен-сланец трепаный, лен-моченец трепаный и лен трепаный заводской обработки (ГОСТ 10330-63) 9-го или 10-го номера.

Выбор льна для уплотнения обусловливается тем, что из всех растительных волокон его волокно наиболее прочное, длинное и тонкое, т. е. льняное волокно способно плотно заполнить канавки резьбы и не разрушаться при навертывании на резьбу фасонных частей и арматуры. Лен номеров ниже 9-го применять не следует, так как он недостаточно очищен от костры. Применение более высоких номеров льна нецелесообразно, потому что они имеют более совершенную очистку и должны применяться для других, более важных целей.

Применение для уплотнения конопли недопустимо, так как она не имеет достаточно длинных волокон и содержит много костры, не позволяющей сделать надежное уплотнение.

Суриковая замазка выполняется из двух частей свинцового сурика (по весу) и одной части натуральной олифы.

Свинцовый сурик (ГОСТ 1787-50)—это минеральная краска в виде порошка ярко-красно-оранжевого цвета. Натуральная олифа (ГОСТ 7931-56)—продукт, изготовленный из льняного или конопляного масла путем возгонки его при температуре 230—280 °С. Применяется олифа для разведения красок и проварки прокладочных материалов. При затвердении она способна создавать прочную однородную пленку. Допускается вместо сурика применять густотертые свинцовые белила (ГОСТ 2287-66), представляющие собой пасту, состоящую из смеси сухих свинцовых белил, барита и натуральной олифы.

Суриковая замазка, затвердевая в соединении, дополнительно закрывает возможные неплотности и улучшает уплотнение. Олифа способна затвердевать на воздухе (полимеризоваться) и без сурика, но воздух с трудом проникает в резьбовое соединение, в результате затвердевание, а следовательно, и уплотнение длится долго. Наличие сурика (закись-окись свинца), выполняющего функции и окислителя олифы и катализатора, ведет к быстрой и полной полимеризации олифы.

В последние годы в связи с развитием химии на монтаже стали применять вместо суриковой замазки различного рода замазки и краски, способные затвердевать в специфичных условиях резьбового соединения.

Правильно выполненное и уплотненное резьбовое соединение в процессе эксплуатации повышает свою герметичность благодаря некоторому разбуханию льна и образованию ржавчины.

Резьбовые соединения трубопроводов со средой, имеющей температуру свыше 105 °С (перегретая вода, конденсат, пар), уплотняют тонким асбестовым шнуром, пропитанным замазкой из графита, замешанной на натуральной олифе.

Фланцевые соединения трубопроводов и подобные им соединения в арматуре и санитарно-техническом оборудовании уплотняются при помощи прокладок. Прокладки при стягивании фланцев заполняют все неровности и углубления на их поверхностях и не дают среде, находящейся внутри трубопровода или арматуры, выйти наружу.

Необходимо помнить, что затягивание болтов нужно производить постепенно, последовательно, в крестообразном порядке, так как в этом случае не возникает перекоса фланцевого соединения.

При пробных пусках теплоносителя, когда трубопровод то нагревается, то охлаждается, возможно некоторое ослабление фланцевых соединений. Поэтому в этих случаях приходится производить повторное подтягивание болтов на них в той же последовательности, как указано выше.

Прокладки из прокладочного картона (тряпичного) перед установкой смачивают водой и проваривают в олифе для придания им большей плотности и крепости.

Прокладочный материал паронит изготовляют из асбеста, каучука и наполнителей (мел или каолин). Ввиду его повышенной твердости перед установкой прокладки из паронита рекомендуется размочить в воде и пропитать графитовой пастой, замешанной на смазочном масле. При паре и перегретой воде паронитовые прокладки можно обмазывать порошкообразным графитом без какой-либо пропитки. Соединения, имеющие такие прокладки, не прилипают и легко разбираются.

Уплотнение раструбных соединений канализационных труб осуществляют за счет тщательной конопатки их прядью на 2/3 глубины и окончательной заделки цементом или серосплавом.

Для зачеканки применяется просмоленная пенька (каболка) или рассученный просмоленный канат и не-просмоленная (белая) прядь. Просмоленной прядью за-чеканиваются первые 2/3 от общего объема зачеканки, а остальной объем — белой прядью.

Для окончательной заделки раструбного стыка применяют портланд-цемент марки не ниже «250» в виде слегка увлажненной массы в пропорции 1:10—1:12 (вода — цемент) или различные серосплавы, заливаемые в раструб в горячем состоянии (130 °С).

Для уплотнения движущихся шпинделей арматуры, сальниковых компенсаторов и валов насосов применяют сальниковые набивки.

Для уплотнения пробочных кранов в системах газоснабжения применяют консистентную смазку (солидол), представляющую собой минеральное масло, загущенное кальциевым мылом. Эту смазку благодаря ее низкой температуре плавления применяют при температуре не выше 50 °С.



Отопительные системы - Уплотнительные материалы в трубных соединениях на резьбе

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Отопительные системы"