Категория: Бетонные работы

Устройство скользящей опалубки

В настоящее время многие высотные сооружения, жилые и общественные здания возводят в монолитном бетоне с применением скользящей опалубки. В отличие от сооружений, возводимых в сборном варианте, монолитное решение исключает наличие стыков, что способствует улучшению эксплуатационных характеристик зданий. Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных решений. Повышаются звукоизоляция, теплотехнические характеристики зданий. При возведении зданий и сооружений в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.

Отечественный опыт показывает, что с применением скользящей опалубки можно возводить жилые здания в 16…24 этажа, дымовые трубы высотой до 400 м, элеваторы и зернохранилища и многие другие сооружения.

Скользящую опалубку поставляют на строительную площадку комплектно с оборудованием для ее подъема и бетонирования перекрытий. Комплект состоит из мелких или крупных щитов высотой 1,1…1,2 м, домкратных рам, рабочего пола, козырька по наружному контуру и подмостей, домкратов, насосных станций, гидравлической или электрической разводящей системы, щитов управления и контрольной системы. Каждый комплект снабжают паспортом, содержащим краткое описание, характеристику, комплектовочную ведомость и монтажную схему.

Приемку комплекта, в процессе которой проверяют соответствие основных размеров рабочим чертежам, а также оценивают техническое состояние опалубки, оформляют соответствующим актом.

Комплекты изготовляют, маркируют и доставляют на строительную площадку.

До монтажа скользящей опалубки выполняют разбивку осей продольных и поперечных стен с нанесением рисок на основание, которым служит перекрытие цокольного или подвального этажа. Определяют положение щитов опалубки, которое отмечают также рисками, и монтажный горизонт, который должен быть единым для всего перекрытия. Монтажный горизонт фиксируют маяками, на которые впоследствии будут опираться щиты опалубки. Раскладывают щиты опалубки (рис. 62) по периметру стен, начиная с угловых в соответствии с проектом производства работ. Затем собирают внутренние щиты опалубки, объединяя их с помощью болтовых соединений. К внутренним щитам крепят кружальные доски, которые объединяют щиты опалубки в единое целое. Как правило, кружальные доски выполняют из швеллеров прямоугольного сечения.

Рис. 1. Схема монтажа скользящей опалубки: 1 — рабочий настил, 2—насосная станцйя, 3—угловые щиты опалубки, 4—рядовые щиты опалубки, 5 — домкратные рамы, 6 — гидравлические домкраты, 7 — инвентарная обноска для разбивки осей здания, 8—ригели рабочего настила, 9—кружальные доски, 10— домкратные стержни, 11 — арматурные каркасы, 12 — основание (перекрытие подвального или цокольного этажа)

Следующий этап — наращивание арматуры стен, которую выполняют в виде каркасов или отдельных стержней, объединяемых поперечными хомутами и стержнями. После установки арматуры монтируют наружные щиты опалубки. Сначала устанавливают угловые щиты, затем рядовые. Временно фиксируют их с помощью болтовых соединений и кружальных досок. Проверяют шаблонами конусность стенок опалубки и заданную толщину ее средней части. Конусность должна иметь уширение вниз. Перпендикулярно щитам опалубки устанавливают домкратные рамы таким образом, чтобы ось домкрата совпала с осью стены. Домкратные рамы крепят с помощью болтовых соединений на кружальных досках.

Затем монтируют ригели рабочего настила. В зависимости оТ размера пролета их выполняют в виде балок таврового или двутаврового сечения, или в виде легких ферм с верхним поясом, имеющим уширение для установки щитов настила. Щиты настила / служат полом. На нем располагаются рабочие, арматура, бетон, ручной инструмент, насосная станция, система трубопроводов и др.

В некоторых проектах устраивают выносные подмости по наружному периметру стен, которые устанавливают с помощью консольных кронштейнов. Они служат рабочими площадками для выполнения бетонных и арматурных работ.

На домкратные рамы строго вертикально устанавливают гидравлические домкраты 6, которые соединяют трубопроводами с насосной станцией и жестко крепят к рамам. Собранную раму с опущенными или снятыми кронштейнами ставят на щиты таким образом, чтобы упорные уголки, расположенные на внутренней стороне стоек, легли на верхние кружала щитов. Навешивают кронштейны на стойки рам и вращением винтов, расположенных на опорном уголке, раму подтягивают вверх до упора. При использовании электромеханических домкратов дом-кратные рамы устанавливают попарно на одном уровне, причем их верхние ригели должны быть горизонтальны. Под стойки домкратных рам ставят деревянные подкладки.

После установки рам повторно проверяют шаблоном конусность стенок опалубки. Для выравнивания положения опалубки в комплекте с домкратом работает автоматический регулятор горизонтальности. Приводом гидравлических домкратов служат насосные станции 2 с автоматическим или полуавтоматическим режимом управления, обеспечивающим групповое или одиночное отключение домкратов.

Соблюдение технологической последовательности, контроль за положением домкратных рам, вертикальностью стен, горизонтальностью расположения рабочего настила обеспечивают высокое качество работ.

Монтаж опалубки завершается проверкой узлов гидросистемы и ее опрессовкой. До заправки домкратов домкратными стержнями опрессовывают гидросистему рабочей жидкостью под давлением 4,5…5 МПа — для домкратов типа ОГД-61, 19 МПа— для домкратов других типов и автоматических регуляторов АРГ. Сначала производят опрессовку отдельных участков, а затем всей сети одновременно.

Домкраты заряжают домкратными стержнями за 1…2 сут до начала бетонирования. Домкратные стержни диаметром 25 мм должны быть длиной 2, 4 и 6 мм, стержни диаметром 32 мм — 2 и 4 м, а стержни для последующего наращивания должны быть длиной 3 м.

Арматуру стен в виде пространственных или плоских каркасов, а также отдельных стержней и сеток устанавливают непрерывно по ходу бетонирования. Арматуру фиксируют в проектном положении, устанавливают прокладки для соблюдения толщины защитного слоя бетона с внутренней и наружной сторон. Верхний ряд арматуры должен быть выше уровня уплотненного бетона.

Первоначально опалубку заполняют бетонной смесью двумя или тремя слоями на высоту, равную половине высоты щитов, т. е. 55…60 см. Когда нижний слой бетона приобретет прочность, обеспечивающую сохранение его формы, производят подъем опалубки. Вначале производят пробный подъем. Сроки подъема назначает лаборатория с учетом условий твердения бетонной смеси. Если при движении опалубки смесь сохраняет свою форму (не оплывает), можно начинать систематическое движение опалубки. До заполнения бетонной смесью скорость подъема опалубки 6… 10 см/ч. После заполнения скорость движения может быть оптимальной 30…40 см/ч. Скорость подъема опалубки назначает строительная лаборатория с учетом того, что каждый последующий слой бетона должен быть уложен до начала схватывания предыдущего.

Одно из основных условий правильного ведения бетонных работ — сохранение горизонтальности рабочего пола. Так как рабочий пол жестко связан с домкратными рамами, то потеря горизонтальности может привести к излому бетона, изгибу дом-кратных стержней, отклонению сооружения от вертикали.

За положением опалубки следят по контрольным рейкам и рискам, нанесенным на домкратные стержни, и с помощью домкратов с регуляторами горизонтальности.

Демонтаж скользящей опалубки выполняют в порядке, обратном ее монтажу. Первоначально отключают насосную станцию и демонтируют гидравлическую систему. Элементы системы подают вниз.

Опалубку разбирают на крупные блоки (которые демонтируют на отдельные элементы на земле). Демонтируют настил козырька; с подъемных подмостей освобождают болтовые соединения наружных стыков щитов опалубки; частично разбирают настил наружных подмостей; снимают ригели домкратных рам. Блок наружных щитов опалубки вместе с наружными стойками домкратных рам, подвесками наружных подмостей и кронштейнами козырька стропуют и с помощью грузоподъемных устройств опускают на землю.

Демонтируют рабочий настил. Освобождают болтовые соединения ригелей с домкратными рамами, плиты рабочего настила. Эти элементы опускают на землю. Демонтируют внутренние блоки опалубки.

По окончании демонтажа проверяют комплектность и исправность элементов опалубки и всего оборудования.

По окончании строительства извлекают домкратные стержни из стен железобетонных сооружений (для повторного их использования) вручную с помощью рычажного приспособления или с помощью гидравлического домкрата.



Бетонные работы - Устройство скользящей опалубки

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Бетонные работы"