Категория: Вопросы по электрике

В чем заключается центровка электродвигателя?

Электродвигатель, установленный на опорную конструкцию, центрируют относительно вала вращаемого им механизма. Точность выверки в существенной мере определяет надежность работы электродвигателя в целом и в первую очередь его подшипников. Способы центровки различны и во многом зависят от типа передачи.

Необходимым условием правильной работы электродвигателя и машины, соединенных ременной или клиноременной передачей, является соблюдение параллельности их валов, а также совпадение средних линий (по ширине) шкивов, так как иначе ремень будет соскакивать. Выверку ведут при расстояниях между центрами валов до 1,5 м и при одинаковой ширине шкивов, пользуясь стальной линейкой. Линейку прикладывают к торцам шкивов и подгоняют электродвигатель или механизм с таким расчетом, чтобы она касалась обоих шкивов в четырех точках (рис. 1). Когда расстояние между осями валов больше 1,5 м, а также если выверочной линейки соответствующей длины нет, прибегают к помощи струны и временно устанавливаемых на Щкивы скоб (рис. 2, а). Подгонку продолжают до получения одинакового расстояния от скоб до струны. Валы можно выверять и при помощи тонкого шнурка, натягиваемого от одного шкива к другому (рис. 2, б). Шкивы разной ширины выверяют, исходя из условия одинакового расстояния от средних линий обоих шкивов до струны, шнурка или выверочной линейки (рис. 2, б и 2, в). Выверенный электродвигатель должен быть надежно закреплен болтами и еще раз проверен на точность центровки, которая в процессе установки может быть случайно нарушена.

Рис. 1. Выверка валов при клиноременной и ременной передачах: а — выверочной линейкой; б — то же, при шкивах разной ширины

Рис. 2. Выверка валов электродвигателя и рабочей машины: а —- при помощи скоб и струны; б — при помощи шнурка; в — при помощи отвесов, проходящих через средние линии шкивов

При непосредственном соединении механизма и электродвигателя с помощью муфты центровка необходима для достижения такого взаимного положения валов двигателя и механизма, при котором значения зазоров между полумуфтами будут равны. Для этого двигатель передвигают на небольшие расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Перед центровкой убеждаются в прочности посадки полумуфт на валы, обстукивая полумуфты и одновременно проверяя рукой стык полумуфты с валом.

Центровку выполняют в два приема: сначала предварительную — при помощи линейки или стального угольника, а затем окончательную — по центровочным скобам.

Предварительная центровка предполагает проверку отсутствия просвета между ребром приложенной линейки (стального угольника) и образующими обеих полумуфт в четырех местах: вверху, внизу, справа и слева.

В процессе окончательной выверки измеряют радиальные (по окружности) и осевые (по торцу) зазоры между полумуфтами, применяя центровочные скобы различных конструкций (рис. 3), укрепляемые на полумуфтах или на валах. Если центровочных скоб нет, то можно воспользоваться скобами, изготовленными на месте из проволоки, концы которой загнуты навстречу один другому.

Центровочные скобы монтируют одну против другой при совпадении маркировочных пометок (рисок) на полумуфтах, поставленных во время спаренной обработки полумуфт на станке. Посредством винтов устанавливают зазоры по окружности и торцу в пределах 1…2 мм, проверяя, не задевают ли скобы одна за другую, и одновременно проворачивая оба вала на 360° в одном направлении. Для измерения зазоров по окружности и торцу оба вала одновременно поворачивают от исходного верхнего положения на 90, 180 и 270°.

Точность центровки определяют, сопоставляя измеренные зазоры в противоположных положениях центровочных скоб; допускаются разности величин в зависимости от типа муфт не более следующих: для поперечно-свертных (жестких) муфт 0,03…0,04 мм, для упругих (пальцевых) 0,08…0,12 мм, для зубчатых 0,12… 0,15 мм.

Во всех случаях при центровке обращают внимание на то, чтобы отдельных прокладок под лапами электродвигателей было как можно меньше (тонких прокладок толщиной 0,5…0,8 мм не более трех-четырех). Когда по условиям центровки прокладок оказывается больше, их заменяют общей, более толстой. Если прокладок (особенно тонких) много, то надежное закрепление электродвигателя не обеспечивается и центровка может нарушиться, кроме того, возникают трудности при последующих ремонтах и центровках во время эксплуатации.

Рис. 3. Центровка полумуфт: а — при помощи центровочных скоб; б — при помощи центровочных приспособлений; в — при помощи центровочных приспособлений с хомутами


Вопросы по электрике - В чем заключается центровка электродвигателя?

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Вопросы по электрике"