Категория: Арматурные работы

Виды арматурных конструкций и изделий

Индустриализация строительства обусловливает необходимость армирования конструкций не отдельными стержнями, а готовыми арматурными изделиями — сварными сетками и каркасами.

Арматуру изготовляют, как правило, на арматурных заводах или в цехах заводов железобетонных конструкций с максимальной механизацией рабочих процессов и организацией производства по системе поточных линий.

Рис. 1. Схема волочения арматурной стали: 1 — стержень, 2 — фильера

Арматуру изготовляют в виде укрупненных элементов, облегчающих транспортирование и сборку и допускающих удобное соединение их между собой при установке с применением эффективных способов сварки.

Ручная вязка арматуры допускается, как исключение, при выполнении мелких работ, в конструкциях, для которых не допускается сварка или при некоторых специфических условиях.

При возведении монолитных конструкций на строительной площадке иногда наряду с готовыми арматурными изделиями до 20% арматуры устанавливают вручную в виде отдельных стержней с применением сварки или реже ручной вязки.

В железобетонных конструкциях дл-я жилищного строительства диаметр арматурных стержней обычно не превышает 12—20 мм. В промышленном строительстве и инженерных сооружениях (мосты, эстакады, подпорные стенки) применяют стержни диаметром до 40—50 мм.

Для элементов массивных железобетонных гидротехнических сооружений, например шлюзов, с сечениями больших размеров целесообразно применять стержни диаметром до 90—120 мм. Кроме круглой стали, в качестве арматуры применяют иногда сталь и других профилей для так называемых несущих каркасов.

По назначению в конструкции арматуру разделяют на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.

Рабочая арматура воспринимает на себя главным образом растягивающие усилия, возникающие в железобетонных конструкциях от собственного веса и внешних нагрузок.

Распределительная арматура служит для равномерного распределения нагрузок между рабочими стержнями и для обеспечения их совместной работы. Кроме того, распределительная арматура связывает рабочие стержни между собой, препятствуя смещению рабочей арматуры при бетонировании.

Монтажная арматура никаких усилий не воспринимает и обеспечивает точное положение рабочей арматуры и хомутов. При бетонировании монтажную арматуру иногда вынимают.

Хомуты применяют для соединения отдельных рабочих и монтажных стержней в готовый пространственный каркас. В отличие от монтажных стержней хомуты воспринимают часть усилий при работе конструкции; это учитывается при проектировании.

При применении одиночных арматурных стержней из гладкой арматуры для их лучшего закрепления в бетоне концы стержней, работающих на растяжение, делают загнутыми в виде крюков (рис. 2).

Рис. 2. Типы крюков на концах гладких арматурных стержней: а — полукруглый крюк при машинном гнутье, б — полукруглый крюк -с прямым участком при ручном гнутье

Арматура периодического профиля благодаря надежной анкеровке и повышенному сцеплению с бетоном позволяет отказаться от крюков, что способствует экономии металла и уменьшает трудоемкость работ. Такая арматура является основной в современном строительстве.

Рис. 3. Применение стержней с отгибами и хомутов в вязаных арматурных каркасах: а —построение отгибов стержней рабочей арматуры, б — общий вид вязаной арматуры железобетонной балки; 1 — хомуты, 2 и 3—отогнутые рабочие стержни (утки), 4 — прямые рабочие стержни, 5 г- крюки на концах стержней из гладкой арматурной етали

Рис. 4. Сварные арматурные сетки: а — плоская, б — рулонная

Кроме крюков, у отдельных стержней рабочей арматуры делают отгибы при переходе их из одной зоны сечения в другую, а также для предохранения от появления косых трещин у опор (рис. 3).

Рис. 5. Сечения гнутых сварных сеток: а — сётка с расстоянием 2,5 d от места сварки до начала загиба, б — сетка с загибом по сварному соединению, в — сетка с расположением продольных стержней по выпуклой (наружной) стороне

Наиболее массовое применение в строительстве нашли такие арматурные изделия, как арматурные сетки.

Сварные арматурные сетки (ГОСТ 8478—66) применяют как в сборных, так и в монолитных конструкциях.

Сетки объединяют рабочую и распределительную арматуру и состоят из стальных стержней диаметром от 3 до 9 мм включительно, расположенных в двух взаимно, перпендикулярных направлениях и соединенных в местах пересечения контактной точечной сваркой. Расстояние (шаг) между отдельными продольными и поперечными стержнями колеблется от 100 до 250 мм; ширина сетки по осям крайних стержней установлена от 900 до 3500 мм.

Рис. 6. Арматурные сварные плоские каркасы с односторонним и двусторонним расположением продольных стержней

Сетки длиной L — 9000 мм (по специальной договоренности может быть увеличена до 12000 мм) и шириной В не более 2500 мм заводы могут выпускать в виде плоских карт (рис. 4, а). Сетки, выпускаемые в виде рулонов (рис. 4, б), могут быть любой ширины, указанной в сортаменте с диаметром продольных стержней не более 7 мм (для стержней из стали класса A-III —не более 6 мм).

Вес рулонов допускается в пределах до 1200 кг. Маркировка сеток включает четыре цифры. Так, марка 100/250/6/4 обозначает, что сетка имеет расстояние между продольными стержнями 100 мм, между поперечными — 250 мм при диаметрах продольных стержней 6 мм и поперечных 4 мм.

Каждый рулон сварной сетки должен состоять из одного отрезка и быть перевязан мягкой вязальной проволокой не менее чем в трех местах — у концов и в середине. Плоские сетки перевозят упакованными в пакеты. К каждому рулону или пакету крепят бирку, на которой указывают завод-изготовитель, марку сетки и ширину (для плоских сеток также и длину), номер партии и номер стандарта. Допускаемые отклонения в осях крайних стержней составляют по ширине от +3 до—10 мм и по длине от +5 до —10 мм. Знак плюс указывает допуск в сторону увеличения стандартного размера, а знак минус — в сторону уменьшения.

Рис. 7. Типы сварных плоских каркасов, изготовляемых с помощью контактной точечной сварки

Расстояние С от осей крайних стержней в плоских сетках до концов стержней другого направления не должно превышать 20 мм.

При отсутствии товарных сварных стандартных сеток можно применять нестандартные сетки, изготовленные путем сварки на многоточечных контакт ных машинах.

Гнутые сварные сетки (рис. 5) применяют для армирования некоторых железобетонных конструкций массового применения, например плит для покрытий одноэтажных промышленных зданий. Гнутье за один прием готовой плоской сетки проще и удобнее, чем сварка сетки из отдельных заготовленных гнутых стержней.

Плоские сварные каркасы (рис. 6) обычно состоят из продольной арматуры, образующей один или два пояса, и соединяющей их решетки. Решетка может быть сделана в виде отдельных вертикальных стержней или непрерывного стержня, так называемой «змейки». Решетку в виде змейки применяют редко, вследствие большой трудоемкости ее изготовления.

Наличие большого количества поперечных стержней в каркасах, изготовленных точечной сваркой, создает надежное заанкеривание в бетоне продольных стержней по всей их длине и позволяет отказаться от загибания крюков даже при гладкой арматуре. При использовании плоских каркасов отпадает также необходимость в обычных хомутах.

Рис. 8. Конструкции пространственных сварных каркасов: а — плоские каркасы, соединенные отдельными прямыми стержнями, б и в — плоские каркасы, соединенные гнутыми стержнями — шпильками; 1 — плоские каркасы, 2 — отдельные стержни, 3 — шпильки, 4 — сварной шов

На рис. 7 приведены чертежи и данные по плоским сварным каркасам, изготовляемым с помощью контактной точечной сварки.

На рис. 7, а приведены типы каркасов массового применения, а на рис. 36, б — типы каркасов более узкого применения.

Плоские сварные каркасы наряду с сетками являются наиболее массовыми арматурными изделиями; их применяют в качестве готового изделия или полуфабриката при изготовлении пространственных каркасов.

Рис. 9. Арматурные сварные пространственные каркасы: а — плоский каркас до загиба стержней, б —то же, после загиба стержней, в —каркас колонны, сваренный из двух плоских каркасов, г — каркас балки таврового сечения, сваренный из двух плоских каркасов, д — каркас прямоугольной балки: 1 — нижние рабочие стержни, 2 — поперечные рабочие и монтажные стержни, 3 — соединительные стержни, 4 — верхние монтажные и рабочие стержни

Сварные пространственные (или объемные) каркасы составляют из плоских каркасов, соединяя их между собой специальными монтажными прямыми (рис. 8, а) или гнутыми (рис. 8, б, в) стержнями.

Пространственный каркас прямоугольного или квадратного сечения может быть также составлен из четырех плоских.

На рис. 9 приведены в качестве примеров сварные пространственные каркасы колонны, балки таврового сечения и балки прямоугольного сечения.

Сварные арматурные пространственные каркасы могут быть различного типа. В строительстве применяют так называемые арматурные несущие каркасы. При расчете несущего каркаса, кроме его совместной работы с бетоном в готовой монолитной железобетонной конструкции, учитывают различные временные нагрузки, возникающие в процессе возведения этой конструкции. Такими нагрузками являются вес опалубки, вес транспортных приспособлений для подачи бетонной смеси, вес работающих на укладке бетонной смеси людей и, наконец, вес самой укладываемой бетонной смеси и ее боковое давление. Применение несущих арматурных каркасов позволяет обойтись; без специальных лесов, поддерживающих опалубку, и таким образом уменьшает расход лесоматериалов, сокращает трудоемкость и сроки работы.

Рис. 10. Сварные несущие арматурные каркасы: а — каркас колонны с рабочей арматурой из четырех уголков и решеткой из круглых стержней, б — каркас балки с поясами из уголков и решеткой из круглых стержней; 1 — поперечные связи, 2 — каркас колонны, к которой примыкает балка, 3 — раскосы решетки, 4 — стойки решетки

Рис. 11. Основные типы закладных деталей сборных железобетонных элементов: а —пластина с анкерными стержнями, приваренными втавр, б — пластина с анкерными стержнями, приваренными втавр и внахлестку; 1 — анкерные стержни, приваренные втавр, 2 — бетон, 3 —пластина, 4 — упорные пластинки, 5 — анкерные стержни, приваренные внахлестку

Чтобы сделать несущие каркасы более жесткими (по сравнению с обычными), применяют вместо арматурных стержней круглого сечения жесткие прокатные профили (уголки), полосовую и квадратную сталь.

На рис. 10 изображены конструкции несущих каркасов колонны л балки. Раскосы повышают жесткость конструкции каркасов.

Опалубку к заготовленным несущим каркасам можно крепить после их установки в проектное положение на строительной площадке или навешивать на каркасы перед их перевозкой на место установки. В последнем случае их называют арматурно-опалубочными блоками.

Несущие каркасы применяют в гидротехническом строительстве и в инженерных сооружениях из монолитных конструкций, например эстакадах.

Монтажные петли, необходимые для строповки при подъеме и установке, являются принадлежностью почти каждого сборного железобетонного элемента. Поэтому изготовление петель — обязательная операция, выполняемая в арматурном цехе завода сборных железобетонных изделий.

Закладные детали нужны для соединения сборных железобетонных элементов между собой при возведении здания или сооружения. На рис. 11 показаны основные типы закладных деталей. Для пластин используют листовую, полосовую и иногда фасонную (угловую) сталь. Количество анкерных стержней может быть различным, но обязательно должно быть четным.

В большинстве случаев закладные детали предохраняют от коррозии.



Арматурные работы - Виды арматурных конструкций и изделий

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Арматурные работы"