Категория: Окна

Витражи в доме

Наиболее ярким и необычным декоративным украшением стеклянных окон и дверей является витраж или декорированное стекло.

Уже в IV в. нашей эры цветное стекло начинают применять для заполнения оконных проемов. Наибольшую известность среди строений, в декоративном украшении которых использовались витражи, получил Софийский собор, возведенный в 537 г. нашей эры.

Позднее технология изготовления декорированного оконного стекла попадает в арабские государства и в колонии Римской империи. Конечно, и технология, и химический состав стекла значительно отличались от современного.

Приведем один из древних способов получения листового стекла. Вначале из стекломассы выдувалась цилиндрическая баночка, которая затем охлаждалась, надрезалась вдоль и помещалась в печь. Там заготовка распрямлялась, превращаясь в лист.

Первые расписанные оконные стекла появились в начале X в. нашей эры в Германии. Новинка очень быстро приобрела популярность и получила широкое распространение во многих странах.

В этот период наиболее часто использовалась следующая технология изготовления декорированного стекла. Вначале орнамент витража наносился художником на лист бумаги, затем, из него вырезались отдельные элементы-шаблоны, окрашенные в различные цвета. После этого из листа стекла при помощи шаблонов изготавливались отдельные фрагменты орнамента, на которые наносилась эмаль. Окрашенные фрагменты обжигали в печи, затем из них собирали рисунок, соединяя элементы свинцовыми штырями.

В XII в. большую популярность приобрели медаль-онные витражи. Их отличительной особенностью было изображение сюжетных композиций, расположенных внутри квадрата или круга. В основу композиций чаще всего ложились реальные исторические события.

Медальонные витражи состояли из нескольких разноцветных кусочков стекла и всегда были выдержаны в одном стиле с архитектурным решением всего здания.

В это же время получили распространение и витражи, изображающие лики святых.

В Германии декорированное стекло наибольшую популярность приобретает в XIV в.

В первых десятилетиях XVI в. появляется новая технология изготовления витражей. Ее сущность заключалась в том, что орнамент наносился красками на обычное листовое стекло, а не составлялся из кусочков смальты. Это позволило художникам, работающим в этом направлении, наиболее полно проявить свой талант. Смальта — это непрозрачное стекло различных цветов, имеющее форму пластинок или кубиков. Иногда на стекло переносились знаменитые картины художников той эпохи.

Наибольшее распространение витражное искусство получило в XIV-XVII вв. Затем внимание художников переключается на объемные декоративные изделия из стекла. Новый этап в развитии росписи стекла начинается в начале XIX в.

Декорированное стекло, изготовленное в странах Среднего Востока и Средней Азии, отличается неповторимой легкостью, яркостью и изяществом. Его легко распознать по использованным в орнаменте оттенкам голубого и синего цветов. Этот выбор объясняется тем, что в странах Востока наиболее часто в оформлении интерьеров используются синие цвета, создающие на фоне уличного зноя ощущение прохлады. Интересно, что это подтверждается экспериментально: температура в помещениях с интерьером, исполненным в синих тонах, ниже температуры на улице на 5-7 С.

Еще одной отличительной особенностью витражей, изготовленных в странах Востока, является то, что они помещены в рамку. Как правило, она выполнена из камня или дерева и украшена витиеватым восточным орнаментом.

В Соединенные Штаты Америки витражное искусство пришло лишь в начале XX в.

В это же время начинается новый этап в развитии искусства декорированного стекла. Например, в Швейцарии создается школа живописи по стеклу. В середине века во Франции начинает работать группа художников, занимающаяся росписью оконного стекла. В нее входили такие известные мастера, как Фернан Леже — автор работы «Девушка с голубями» (1951 г.); Жак Вийон, выполнивший в 1957 г. росписи на окнах собора в Меце, и Герен — автор витражей для монреальской выставки 1967 г.

На территории Древней Руси витражное искусство появилось еще в X в. Этот факт подтверждают найденные на территории Новгорода, Чернигова, Гродно и Галича фрагменты цветных витражей, относящихся к XIII в.

Особенностью технологии изготовления витражей того периода является то, что они были выполнены из кусочков цветного стекла, сплавленных между собой. Элементы декорированного стекла окрашивались в различные цвета: желтый, красный, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. При этом они имели самые невероятные оттенки. Готовый витраж, как правило, заключался в рамку из меди.

В XVIII в. М. В. Ломоносов разрабатывает технологию серийного производства смальты из стекла по собственному рецепту. Она использовалась для декоративного оформления оконных стекол.

В XIX в. в на Петербургском стекольном заводе мастера изготавливают несколько витражей, являющихся копиями картин известных художников. Они были использованы для декорирования окон на зданиях Оружейной палаты, Академии художеств и т. д.

В конце XIX в. проекты некоторых зданий предусматривали использование витражей для украшения оконных проемов.

Среди наиболее известных русских художников, занимающихся витражным искусством, можно назвать М. А. Врубеля {рис. 24), В. Н. Васнецова, Н. К. Рериха, Ф. О. Шехтеля, В. Ф. Волькотта и др. Их работы украшали не только государственные здания, но и особняки многих известных людей того времени.

В 1899 г. в Петербурге открывается Училище барона Штиглица, а в Москве — Строгановское училище. Они начинают подготовку мастеров витражного искусства.

Рис. 1. Витраж «Рыцарь». М. А. Врубель. Россия. 90-е гг. XIX в.

В 50-е г. XX в. широкую популярность приобретают витражи, изготовленные такими известными мастерами Латвии и Литвы, как Э. Вейланд, А. Гар-баускас, Е. Вине, К. Моркунас, А. Стошкус и др.

В середине XX в. центром изготовления российских витражей становится Комбинат декоративно-оформительского искусства при Московском отделении Художественного фонда Российской Федерации.

Особое место в современном витражном искусстве занимают работы мастеров Московского высшего художественно-промышленного училища, выполненные под руководством художника-витражиста В. П. Статуна (рис. 2). На кафедре художественной керамики и стекла студентами и преподавателями училища была разработана новая технология варения стекла-смальты. Использование сборно-разборной формы позволило значительно ускорить и упростить процесс изготовления витражного стекла.

Рис. 2. Витраж «Рассвет». Работа В. П. Статуна. 1968 г.

Для изготовления витражей в домашних условиях можно воспользоваться одним из пяти способов.

Способ первый. Для этого способа необходимо взять два листа прозрачного стекла и стеклянную смальту необходимых цветов. На одном листе стекла выкладывается рисунок из кусочков смальты, который затем накрывается вторым листом. Чтобы рисунок не сдвигался, витраж следует поместить в деревянную или металлическую рамку.

Способ второй. Для этого способа из листа цветного стекла вырезают необходимые элементы рисунка. Затем подготавливают металлический трафарет, полностью повторяющий контуры рисунка. В нем закрепляют стеклянные элементы витража.

Способ третий. Вначале необходимо подготовить литые стеклянные элементы. Затем из них собирают Рисунок, скрепляя элементы смолой.

Способ четвертый. Вначале на листе прозрачного стекла красками наносится рисунок. Его контуры можно наметить нитью. После этого витраж обжигается в печи при температуре 540-560 °С.

Способ пятый. Для этого способа пригодится лист прозрачного стекла и кусочки смальты различных цветов. Вначале на стекле наносятся контуры рисунка, который выкладывается затем из кусочков смальты, закрепляемых при помощи синтетического клея.

—-

Витражи обычно устанавливают на веранде, входных и внутренних дверях, в фрамугах над дверьми, на окнах, через которые дновной свет поступает в переднюю и спальню, в перегородках между общей комнатой и кухней-столовой, на стене или потолке детской комнаты. Их выполняют из цветных стекол, скрепляемых в раму свинцовыми лентами (жилками).

В домашних условиях сделать витраж из натурального цветного стекла трудно. Вместо него применяют простое или рифленое узорчатое стекло, на которое наклеена цветная пленка, или стекло, окрашенное цветными нитролаками или масляными красками.

Тематика рисунка витражей может быть самой разнообразной.

Работу над витражом начинают с изготовления его эскиза в малом масштабе. Можно построить аксонометрию или перспективу того места в комнате, где предполагается установить витраж, и нарисовать рисунок витража в цвете. Если рисунок и цвет витража подходят для данного места, то на ватмане или картоне выполняют рисунок витража в натуральном размере.

Поверхность простого стекла обезжиривают содой, промывают водой, сушат, а потом протирают ацетоном или растворителем для масляных и нитрокрасок. Затем к стеклу с изнанки витража резиновым или столярным клеем крепят картон с рисунком.

Изготавливают имитации свинцовых жилок. Проще всего их вырезать из картона или сделать из проволоки ПЭЛ толщиной 3 мм, а затем приклеить к стеклу между отдельными цветными элементами витража эпоксидным клеем. После высыхания клея картон, приклеенный с изнанки витража, снимают. Отдельные участки витража покрывают цветным лаком или окрашивают краской. Лаки или краски следует наносить тампоном из поролона или ваты, обмотанной марлей. Эту работу надо выполнять у источника света, чтобы “на просвет” можно было проконтролировать толщину красочного слоя.

Покрасить отдельные участки витража можно также с помощью аэрографического ручного краскораспылителя. При этом для каждого цветного участка надо выполнить трафарет, который защитит рядом расположенные участки от брызг краски.

После нанесения красочных слоев черным лаком или серой краской красят картонные жилки (или проволоку) между отдельными цветными элементами витража.

При изготовлении витража из цветной пленки сначала на стекло наклеивают (клеем “Момент”) отдельные цветные элементы, а затем имитации свинцовых жилок. Картон, приклеенный к стеклу с изнанки витража, снимают перед изготовлением жилок.

Свинцовые жилки между отдельными слоями пленки можно выполнить из эпоксидного клея, смешанного с алюминиевым порошком. Полученную алюминиевую шпаклевку выкладывают в чистый пакет из-под молока. Отрезают у пакета уголок так, чтобы получилось отверстие диаметром 3…4 мм. Через отверстие выдавливают шпаклевку ровным слоем в местах расположения свинцовых жилок.

Чтобы витраж выглядел натуральным, наносят цветные слои и приклеивают свинцовые жилки с обеих сторон стекла.

Цветные элементы витражей можно выполнить также из кусочков битого цветного стекла. Тогда сначала наклеивают свинцовые жилки. Затем отдельные участки стекла покрывают тонким слоем эпоксидного клея и накладывают кусочки битого стекла одного цвета.

Рис. 1. Варианты рисунка витражей

Рис. 2. Перспектива угла комнаты с витражом в двери


Окна - Витражи в доме

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Окна"