Категория: Экология человека

Внешнии вид здания

Внешний облик здания воспринимается каждым человеком по-свое-му, но обычно производит одинаковое впечатление на значительные группы лиц. Внешний облик здания—область деятельности архитектора.

Средства архитектурной выразительности

В распоряжении архитектора имеются различные средства художественной выразительности, главные из которых мы перечислим: контраст света и тени, чередование глухих участков стен и проемов, сопоставление темных и светлых, гладких и матовых поверхностей, создание более или менее явно выраженного рельефа, использование особенностей фактуры материала, цветового разнообразия (как основных материалов, например кирпича, так и дополнительных: штукатурки, облицовки и др.), применение членений (вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых) и т. д.

Использование архитектурных средств

В зависимости от конкретных условий архитектор использует основные свойства пространственных форм и закономерности их построения (пропорции, симметрии и ритм, распределение масс и т. д.), разнообразие форм и др.

Размещение зданий на участке

Выбирая месторасположение зданий на участке, по возможности учитывают различные обстоятельства:

характер окружающей местности — застроена она или нет, имеются ли на ней деревья, затененная она или освещенная, каков общий фон, имеют или нет соседние здания привлекательный внешний вид. Путем удачного расположения новых зданий можно замаскировать невзрачные соседние постройки;

профиль участка — здания размещают на участке по-разному в зависимости от того, снизу или сверху они будут просматриваться;

пейзаж, который будет просматриваться жильцами, может продиктовать расположение зданий на участке.

Об использовании архитектурных деталей

Повторяющиеся элементы определяют «масштаб» здания, позволяющий судить о его размерах. Если элементы этого масштаба очень крупны, то здание покажется маленьким. Если, напротив, они слишком малы, здание может показаться более крупным либо совсем не произвести эффекта.

В зависимости от того, горизонтально или вертикально расположены линии, здание покажется вытянутым в ширину или, наоборот, суженным. Это оптическая иллюзия.

Если здания расположены «в глубину», эффект перспективы изменяет пропорции сооружения. Так, крыши в натуре совершенно отличаются от изображенных на чертеже. Они в натуре кажутся более низкими, в особенности если здание расположено выше подхода к нему.

Часто силуэт имеет-большое значение. Так, печные дымовые английские трубы хороших пропорций обогащают силуэт здания, создавая декоративный эффект, тогда как трубы недавно построенных муниципальных домов во Франции не обладают таким преимуществом.

Различные виды искусства подчиняются общим объективным законам гармонии. В живописи — гармония оттенков, в музыке — почти математически стройные созвучия. Можно полагать, что и в архитектуре существуют аналогичные принципы. Интересно познакомиться с некоторыми из этих аналогий.

В настоящее время охотно говорят о «золотом сечении». Речь идет о некоторой зависимости между сторонами прямоугольника. Это правило применимо только в некоторых частных случаях.

В период Возрождения различные архитекторы, в частности Виньола и Палладио, как бы узаконили «архитектурные ордера». Но эти правила целесообразны только для типа зданий, пригодных в климатических условиях Италии и Греции. Годэ в 1900 г. показал, что в древние времена в Греции и Риме ордера не применялись строго («Элементы и теория архитектуры», т. I, стр. 398. Изд. «Современное строительство»).

Виоле ле Дюк в своих «Беседах по архитектуре» проанализировал различные способы вычерчивания древних зданий, чтобы понять, почему их пропорции так удачны. Позже другие исследователи также применяли этот метод. Практически результаты получились довольно разочаровывающими. Оказалось, что удачные пропорции всегда были подсказаны интуицией архитектора, а не найдены геометрическими методами.

Мы не думаем, что существуют неизменные требования к внешнему виду зданий. Формы в архитектуре меняются, как моды у женщин. Те, которыми еще недавно восхищались, сильно надоедают, повторяясь длительное время. Они внезапно отвергаются и заменяются новыми, несмотря на то, что прежние были приемлемы, а станут ли такими новые, еще неизвестно.

До второй мировой войны архитекторы останавливали свой выбор на классических формах, подчеркивая их силу и спокойствие, уравновешенность и сдержанность, изящество и утонченность. Нужно было убедить и восхитить, а не навязывать новое, необычное. Сегодня процесс идет обратным путем: сначала навязывают новые формы и строят нечто нелепое, невиданное, гигантское, чрезмерное. Все это пройдет, как эфемерная мода 1900 р. Никто не может сказать, как будет развиваться архитектура завтра.

Принято, что архитектура должна ясно выражать назначение сооружения и что внешний вид здания должен соответствовать его назначению. Однако нельзя сказать, что «функциональность» красива; ей нельзя придавать слишком большого значения, как это некоторые делают.

Требования к внешнему виду здания могут подчинить себе его конструктивное решение. Хорошие, испытанные материалы отвергаются по незначительным мотивам. А заменившие их материалы не всегда удовлетворяют всем требованиям.

Современный внешний вид, придаваемый зданиям, требует конструктивных ухищрений, которые имеют сомнительную долговечность и обходятся дорого. Хотя железобетон обладает огромными возможностями, иногда их преувеличивают.

Мы строим не только для своего времени, но также для будущего. У наших детей будут собственные вкусы, отличные от наших. При систематическом учете традиций, хотя и без отказа от новых методов строительства, можно избежать слишком рискованных и неприемлемых решений. Надо заботиться об улучшении внешнего вида зданий. Эстетические решения многочисленны и разнообразны.



Экология человека - Внешнии вид здания

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Экология человека"