Категория: Вентиляционные работы

Воздуховоды

Воздуховодами называют объемные детали различной геометрической формы, которые соединяются между собой в определенной последовательности и образуют сети вентиляционных систем. По всей стоимости воздуховоды составляют почти 2/3 стоимости своей сети, не считая вентиляционного оборудования. Трудоемкость их монтажа достигает около 60% общей трудоемкости устройства вентиляционной сети.

Воздуховоды по форме сечения разделяют на круглые и прямоугольные. Наибольшее распространение (около 60%) имеют воздуховоды круглого сечения. Эти воздуховоды при прочих равных условиях менее материалоемки, более просты в изготовлении и имеют повышенную жесткость по сравнению с воздуховодами прямоугольного сечения. Действующими строительными нормами и правилами (СНиП) предусматривается применение преимущественно воздуховодов круглого сечения.

Для административно-бытовых и уникальных зданий, а также некоторых производственных помещений по конструктивным соображениям и исходя из эстетических требований целесообразно применять воздуховоды прямоугольного сечения, поскольку они лучше вписываются в ограниченные пространства помещений и занимают меньше места, чем воздуховоды круглого сечения.

Воздуховоды состоят из прямых участков, часто называемых звеньями или прямиками, и фасонных частей. Если площадь поверхности всех воздуховодов вентиляционной сети принять равной 100%, то прямые участки составят 70%, а фасонные части — 30%. Однако трудоемкость изготовления фасонных частей примерно в 3 раза превышает трудоемкость изготовления прямых участков.

По виду применяемого материала воздуховоды подразделяются на металлические и неметаллические.

Металлические воздуховоды изготовляют преимущественно из малоуглеродистой кровельной и тонколистовой черной и оцинкованной стали. В незначительном количестве применяют воздуховоды из нержавеющей стали, титановых сплавов, алюминия а также металлопласта, представляющего собой листовую сталь, покрытую защитной полимерной пленкой. Воздуховоды из этих материалов предназначены для систем вентиляции производственных помещений с агрессивными газами и парами, а также для уникальных зданий, где требуется повышенная долговечность всех инженерных устройств.

Воздуховоды из черной стали подвергают грунтовке и окрас-» ке различными составами для защиты от коррозии. Порядок окраски воздуховодов в зависимости от их назначения определен соответствующими нормативными документами.

Для жилых и общественных зданий, а также вспомогательных зданий и помещений предприятий рекомендуется применять воздуховоды из неметаллических материалов — бетонных и железобетонных блоков, асбестоцементных труб и коробов, пластмассовых труб; известково-гипсо-вых, керамзитобетонных, шлакоалебастровых, ар-болитовых плит, бумаги, картона и других материалов.

К неметаллическим относятся воздуховоды из стеклоткани. Их изготовляют на стальном проволочном каркасе в виде рукавов различной длины диаметром 100— 710 мм. Достоинство стек-лотканевых воздуховодов — их гибкость, что позволяет легко образовывать из рукавов такие сравнительно сложные фасонные части, как отводы и утки.

Для соединения гибких воздуховодов из стеклоткани с металлическими или другими жесткими воздуховодами на концах стеклотканевых рукавов делают металлические патрубки. Гибкие воздуховоды целесообразно применять в тех случаях, когда установка обычных жестких воздуховодов затруднительна, например для присоединения воздухораспределителей потолочного типа в системах приточной вентиляции и кондиционирования воздуха, для соединения опусков с местными отсосами от технологического оборудования в системах местной вытяжной вентиляции.

Для изготовления неметаллических воздуховодов может быть также использована полиэтиленовая пленка. Исходными материалами для пленочных воздуховодов являются готовые полиэтиленовые рукава диаметром 500 и 800 мм или обычные полиэтиленовые полотна толщиной 200 мкм, из которых одним из известных способов могут быть изготовлены соответствующие рукава. В обычном состоянии они представляют собой сложенное вдвое полотно полиэтилена с плотно соединенными одним или двумя продольными швами. Длина таких рукавов практически может быть любой в зависимости от назначения.

При нагнетании воздуха в плоские полиэтиленовые рукава, укрепленные в облегченном каркасе из стальной проволоки, они приобретают форму цилиндра, диаметр которого определяется развернутой длиной окружности плоского рукава. Именно по такому принципу начато использование полиэтиленовой пленки для нагнетательных участков сети приточных систем вентиляции. При этом раздача воздуха производится через отверстия, образованные при изготовлении полиэтиленовых рукавов. Пленочные воздуховоды могут найти применение в животноводческих производственных помещениях, в овощехранилищах, в различных складских помещениях.

Рис. 1. Отвод из стеклотканевого рукава

К неметаллическим относятся также воздуховоды из асбестоцементных труб. Их используют при устройстве общеобменной вентиляции в административных и общественных зданиях. Воздуховоды из асбестоцементных труб долговечны и герметичны. Однако их широкое применение ограничивается небольшой номенклатурой размеров выпускаемых труб, а также отсутствием промышленного производства фасонных частей.

При проектировании размеры воздуховодов из пластмасс и асбестоцемента подлежат уточнению по данным заводов-поставщиков.

Металлические воздуховоды изготовляют из листовой или рулонной стали толщиной 0,5—1,4 мм.

При использовании стали указанной толщины на воздуховодах прямоугольного сечения при необходимости устраивают соответствующие элементы жесткости.

Для воздуховодов с размером сечения 2000×2000 мм и имеющих размер стороны более 2000 мм толщина стали определяется исходя из условий требуемой жесткости конструкции. Такие воздуховоды, как правило, выполняются сборными из плоских панелей, имеющих обрамления из угловой стали с отверстиями под болты, а также ребра из угловой или полосовой стали.

Для воздуховодов, перемещающих воздух с температурой более 80 °С или воздух с механическими примесями, допускается применять листовую сталь толщиной до 1,4 мм независимо от диаметра и размера сечения.

Металлические воздуховоды по своей конструкции разделяются на прямошовные и спирально-навивные.

Прямошовные воздуховоды получили такое название из-за прямых швов, с помощью которых соединяются две кромки листа. Длина прямошовных воздуховодов равна длине листа, из которого они изготовляются, и не превышает 2,5 м.

Спирально-навивные воздуховоды изготовляют путем спиральной навивки стальной ленты, поэтому они могут иметь любую заданную длину. Спирально-навивные воздуховоды па сравнению с прямошовными имеют повышенную жесткость конструкции и большую точность размеров. Изготовляют их на

специальных высокопроизводительных станах. Спирально-навивные воздуховоды отличаются меньшей трудоемкостью изготовления по сравнению с прямошовными. К По способу соединения металла воздуховоды могут быть Мальцевыми и сварными. Согласно статистическим данным, фальцевые воздуховоды составляют 70% и сварные 30% всех Металлических воздуховодов.

Прямошовные фальцевые воздуховоды изготовляют из листовой стали толщиной до 1,4 мм. Между собой листы соединяют лежачим или угловым фальцевым швом. В последнее время все более широкое применение находит угловой шов с просечной защелкой, обеспечивающий прочное и плотное соединение металлических листов без механического уплотнения шва. Благодаря этому представляется возможной сборка воздуховодов в объемные элементы из плоских транспортабельных заготовок непосредственно на монтажном объекте, что в некоторых случаях является экономически целесообразным.

Спирально-навивные фальцевые воздуховоды, получившие название спирально-замковых, изготовляют из стальной узкой ленты. Кромки ленты соединяют между собой в замок по спиральной образующей. Для изготовления спирально-замковых воздуховодов используют ленту толщиной до 1 мм.

Прямошовные фальцевые и спирально-замковые воздуховоды применяют в общеобменных и местных системах вентиляции.

В отличие от фальцевых, сварные воздуховоды изготовляют путем электрической сварки. Соответственно в спирально-свар-ных воздуховодах кромки стальной ленты соединяют не в замок, а путем сварки. Сварные воздуховоды применяют в тех случаях, когда требуются повышенная жесткость, надежность и плотность конструкции, а также в системах аспирации и пневмотранспорта, где помимо особой плотности необходима повышенная толщина стенок воздуховодов в связи со сравнительно быстрым их износом взвешенными твердыми частицами, движущимися с воздухом.

Рис. 2. Спирально-навивной воздуховод

Рис. 3. Унифицированные детали воздуховодов круглого сечения
а — транзитный прямой участок; б — прямой участок с базовой врезкой; в — переход; г — заглушка; д — отвод с углом 90°; е — отвод с углом 45°; ж — прямой равнопроходный тройник; з — прямой неравнопроходный тройник; и — штанообразный тройник; к — крестовина; 1 — прямой участок; 2 — переход; 3 — заглушка

Конструкции металлических воздуховодов для систем вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха унифицированы. Благодаря этому номенклатура деталей, образующих сеть воздуховодов, ограничена и состоит из транзитных прямых участков, прямых участков круглого сечения с базовой врезкой, переходов круглого и прямоугольного сечения, заглушек и отводов. Каждая из указанных деталей имеет свою группу типоразмеров, число которых удовлетворяет как требованиям проектирования, так и условиям массового, серийного их изготовления на заготовительных предприятиях. Из этих деталей компонуют различные узлы ответвления, которые вместе с транзитными прямыми участками и отводами образуют сеть воздуховодов.

Унифицированные детали просты по своей конструкции, поэтому изготовление их отличается минимальными затратами труда рабочих низкой квалификации. Кроме того, возможность серийного производства однотипных деталей позволяет наиболее эффективно использовать основные фонды заготовительных предприятий, осуществлять специализацию этих предприятий с Целью производства обезличенных унифицированных деталей на так называемый «магазин готовых деталей».

Рис. 4. Унифицированные детали воздуховодов прямоугольного сечения
а — транзитный прямой участок; б — переход,; в — отвод с углом 90°; г — отвод с углом 45°; д — заглушка; е — прямой равно-проходный тройник; ж — прямой неравнопроходный тройник; з— штанообразный тройник; и — крестовина; 1—прямой участок; 2 — переход; 3 — заглушка

Унифицированные детали воздуховодов и примеры образования из них фасонных частей круглого сечения. Порядок компоновки узлов ответвления из унифицированных деталей определен соответствующей инструкцией. Унифицированные детали можно изготовлять как путем раскроя 11 обработки листового металла традиционными методами (разметка, вырезка, гнутье, выкатка и т.д.), так и путем штамповки.

На рис. 5 показаны штампованные отводы и тройники круглого сечения. В системах аспирации, число которых в общем количестве вентиляционных систем составляет менее 5%, применяют специальные фасонные части.

Дополнительно имеется диаметр 110 мм.

Прямые участки и фасонные части воздуховодов, соединенные в определенной последовательности между собой и с другими деталями (воздухораспределителями, регулирующими устройствами и др.), образуют сеть вентиляционной системы.

Соединения бывают фланцевые, бесфланцевые и цельносварные. Фланцы изготовляют из угловой, полосовой или листовой стали. Их размеры соответствуют нормируемым разменам воздуховодов, но имеют соответствующие допуски. Шаг отверстий во фланцах и их размеры регламентированы, что обеспечивает взаимозаменяемость фланцев.

Рис. 5. Штампованные фасонные части воздуховодов круглого сечения
а — отвод; б — тройник

Рис. 6. Фасонные части воздуховодов аспирациснных систем
а —тройник прямой; б — тройник штанообразный; в — крестовина; г — отвод

Фланцы закрепляют с торцевой части воздуховодов отбортовкой на зеркдло фланцев или сваркой.

Фланцевые соединения имеют ряд недостатков: они металлоемки, требуют большого количества болтов и гаек, свертка фланцев является весьма трудоемкой работой, внешний вид воздуховодов, собранных на фланцах, в ряде случаев не удовлетворяет современным эстетическим требованиям.

Из многих видов бесфланцевых соединений воздуховодов круглого сечения наиболее удобным является соединение на бандажах (рис. 1.13). Для обеспечения плотности бандажного соединения используют различные невысыхающие мастики, ко-

Рис. 7. Фланцы из угловой стали круглого сечения (а) и прямоугольного (б)

Рис. 8. Бандажные соединения воздуховодов круглого сечения а — бандаж; б — соединение на бандаже

Рис. 9. Бесфланцевые реечные соединения воздуховодов прямоугольного сечения с простой отбортовкой

Для бесфланцевого соединения воздуховодов прямоугольного сечения применяют рейки различного вида. Для воздуховодов неответственных общеобменных вентиляционных систем используют плоские рейки, которые устанавливают в простую отбортовку каждой из сторон воздуховода. При этом предельный размер стороны не должен превышать 500 мм.

Для воздуховодов со стороной до 1000 мм применяют более сложное реечное соединение, отличающееся надежностью и плотностью, для образования которого требуется специальная оснастка.

Профилированная отбортовка может быть образована из металла самого воздуховода или из отдельных листов металла. В последнем случае отбортовка должна быть закреплена на каждой из сторон воздуховода точечной сваркой или каким-либо другим способом.

Бесфланцевые воздуховоды обладают меньшей жесткостью по сравнению с фланцевыми, поэтому требуется соблюдать особую осторожность в процессе изготовления, при складировании и особенно при транспортировании и хранении их на строительной площадке.

Соединение воздуховодов с помощью сварки (цельносварные воздуховоды) имеет ограниченное распространение. Такое соединение применяют в тех случаях, когда по условиям эксплуатации необходима повышенная плотность воздуховодов, например при устройстве вытяжной вентиляции от моечных машин, при прокладке воздуховодов в недоступных для осмотра местах ответственных сооружений и др. При устройстве сети из цельносварных воздуховодов отдельные их детали сваривают между собой враструб, по гребешку отбортовки или по борту фланцев. В последнем случае применяют фланцы без отверстий.



Вентиляционные работы - Воздуховоды

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Вентиляционные работы"