Категория: Проектирование

Выразительные средства пространственной формы

Архитектура— один из древних и значительных по своему воздействию видов искусства. Формы архитектурных произведений образуют своеобразный язык, воздействующий на эмоции человека.

В восприятии человеком пространства и предметного мира участвуют живое созерцание, абстрактное мышление и опыт. Источник наших знаний о сооружениях — живое созерцание, движение, ощущение фактуры и других свойств поверхности, полученные в результате непосредственной практики или обучения.

Трехмерная пространственная форма во всей полноте ее эстетических свойств раскрывается для человека только в последовательности зрительных впечатлений, каждое из которых дает лишь ее частичный аспект. Для того чтобы полностью воспринять архитектурную композицию, надо стать участником жизненных процессов, для которых предназначено здание.

Среди качеств пространственной формы, определяющих впечатление от постройки, наиболее важными являются единство, целостность, равновесие, движение, соподчинение.

Единство — качество, необходимое для композиции в любом виде искусства, но в архитектуре оно многостороннее и выражается в понятиях: ансамбль, среда, стиль, соответствие формы и содержания.

Простейший вид единства — утилитарные формы индустриальных зданий, в которых форма полностью обусловлена конструкцией. При любом расчленении пространства возникает проблема соподчинения частей. Четкое выделение основного объема и подчиненных ему второстепенных элементов является первой задачей композиции.

Расчленение формы на равнозначные элементы не создает единства, так как равные части не соподчиняются друг с другом. Если каждая из частей имеет самостоятельную внутреннюю организацию (и обладает ясно воспринимаемой закономерностью очертаний), то единство распадается полностью (например, два одинаковых дома, поставленных рядом).

Единство вновь возникает только в том случае, если количество одинаковых элементов достаточно велико и они воспринимаются как ряд (рис. 1).

Другой случай единства может возникнуть, если одинаковые объемы подчинены главному элементу, отличающемуся от них большей величиной, крупными формами, силуэтом, пластикой, своим нахождением в общей композиции. Два одинаковых элемента, каждый из которых имеет свой акцент, связываются в композицию путем смещения главных элементов к общему центру (рис. 2).

Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии. Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого). В этом случае одна половина сооружения является как бы зеркальным отражением другой.

Рис. 1. Ряд одинаковых элементов воспринимается как единое целое

Рис. 2. Симметричное решение композиции обеспечивает единство

Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Проекция плоскости симметрии (центральная ось фасада) определяет обычно размещение главного входа и самой высокой точки сооружения.

Симметрия не может быть оправдана, если построение плана сделано без учета реальных жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравнозначных помещений (например, симметрия общей комнаты и встроенного гаража).

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента по оси подчеркивает его значимость, усиливает целостность композиции. Каждая деталь в симметричной системе (оконный проем, дверь, кольцо) существуют как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря двойственности отдельных элементов сооружение «читается» целиком даже при восприятии с одной стороны.

Применение симметрии в архитектуре должно быть связано с целесообразностью организации бытовых процессов и логикой конструкций. Симметричные формы производят впечатление волевой организованности, величественности, поэтому симметрия сковывает, навязывает условности не только форме здания, но и людям, которые в нем находятся.

В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем дисимметри-ей. Дисимметрия — широко распространенное явление в живой природе. Человек тоже дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют ось симметрии. Дисимметрия сказывается в неточном повторении относительно оси черт лица, расположении сердца, многих других органов. В архитектуре дисимметрия также вызвана функциональной целесообразностью, но подчеркивание неравенства обладает еще и эмоциональным эффектом. Любое отклонение, отсутствие даже мелкой детали нарушают равновесие и порождают напряжение во всей системе (рис. 3).

Рис. 3. Дисимметрия

Рис. 4. Асимметрия

Асимметрия — это отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием.

Соподчинение частей—основное средство организации асимметричной композиции. Подчинены общей закономерности не только размеры и пластика объемов, но и открытые пространства между ними.

Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии (рис. 4).

Применение асимметрии при решении композиционных задач обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер. Асимметрия — общая особенность композиций зданий, возводимых в течение ряда лет за несколько строительных периодов, что характерно для жилища. Симметрия, хотя и не исключает последующего развития, но ограничивает его (пристройки возможны только по оси или симметрично с двух сторон). При асимметричной композиции такое положение не обязательно, так как в ней допускается сосуществование разнохарактерных элементов. Такая гибкость позволяет в органическом единстве с существующим объемом здания возводить новые постройки, не придавая им характер существующих. Асимметрия связана с образным выражением «динамизма», движения формы во времени и движения процессов внутри нее.

Направленность, динамизм композиции — важное средство организации жизненных процессов. Ось – главное направление движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях. В помещениях, где преобладающим размером является высота, открытая взгляду вертикальная ось может создавать впечатление устремленности ввысь столь же энергично, как и горизонтальная, подсказывающая путь. Эмоция от горизонтальной оси становится особенно ясной благодаря тому, что мы действительно можем двигаться во влекущем направлении. Поэтому устремленное вверх пространство создает ощущение легкости, вытянутое — движение в заданном направлении, а равно великое — ощущение статики, покоя.

Ритм — свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. В музыке и танце ритм проявляется в звуках и движениях, чередующихся во времени, имеет активную динамическую форму. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, последовательность во времени заменена последовательностью в пространстве. Упорядоченная расстановка ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством (рис. 5).

Для архитектуры ритм — средство выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и средство выражения динамических усилий в конструкциях.

Рис. 5. Ритм. В архитектуре ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве

Рис. 6. Ритм.

Упорядоченная расстановка форм — средство выражения динамики

Простейшая закономерность ритма — повторение равных величин. Для того чтобы возникло ощущение повторяемости, движения, число элементов (например, окон на фасаде, столбов вдоль дорожки) должно быть более 5. Мы склонны воспринимать меньший объем как подобие большего, но удаленного дальше от нас. Поэтому видимый в перспективном сокращении метрический ряд (телефонные столбы) усиливает глубину пространства и воспринимается как риторический, все элементы которого убывают по вертикали.

Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении параметров единой формы, например, как в раковине улитки.

Наиболее часто в архитектурной композиции встречается ритмический ряд, основанный на чередовании .элементов (пилястры и лопатки каменной стены, окна и простенки). Ритмический ряд может строиться из активных элементов, перемежающихся интервалами, или из повторяющихся групп разнохарактерных элементов (рис. 6).

Закономерность построения ритмического ряда должна быть ясной, тогда любое нарушение ритма воспринимается как акцент (рис. 7). Продление ряда повышает его выразительность, однако чрезмерная его длина утомляет. Пять, семь, девять элементов в ряд воспринимаются энергично. Двенадцать, пятнадцать элементов начинают создавать ощущение монотонности. Для того чтобы оживить ряд, используется прием остановки ритма, нарушение последовательности интервалов и форм. Преодолению ритма служит и подчеркивание центральной части здания (рис. 8).

Отклонение от ритма, дисимметрия — часто след тех случайностей, которые неизбежны в жизни. В некоторых новых постройках архитекторы специально имитируют сложность и случайность, чтобы придать зданию жизненность и индивидуальность.

Для того чтобы композиция обладала завершенностью, формирующий ее ритмический ряд должен быть остановлен, закончен.

Рис. 7. Ритм и акцент

Рис. 8. Преодолению ритма, монотонности окон служит подчеркивание центральной части здания

Рис. 9. Мансардный пятикомнатный жилой дом. Типовой проект 184-12-168/1,2

Рис. 10. Одноэтажный двухкомнатный жилой дом. Типовой проект 184-12-163/1,2

Этой цели служит сгущение элементов ряда (пилястр, уступов, ниш) на углах объема. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Рассмотрим композиции фасадов жилых домов, представленных на рис. 9 и 10.

Силуэт дома № 1 (рис. 9) богаче и острее за счет острого угла крыши и ряда вертикальных объемов труб на крыше. Хотя его площадь почти в 2 раза больше, чем у дома № 2 (рис. 10), второй дом выглядит более монументальным и уравновешенным за счет преобладания ширины над высотой в общей композиции. Впечатление статичности и основательности подчеркивается тем, что ось здания совпадает с коньком крыши. В доме № 1 угол крыши сдвинут относительно оси фасада. Неравномерное членение плоскости фасада оживляет обе композиции, но в доме № 1 линия центральной стены отсекает от основного объема еще и неправильный пятиугольник, в котором находятся вход и балконы. Неправильная фигура в сочетании с правильной дают более сложный ритмический ряд, чем сочетание двух подобных трапеций, из которых складывается композиция фасада дома № 2.

Композиция дома № 1 более богатая, живая. Такой дом можно поставить на открытом для восприятия участке. Композиция дома № 2 более спокойная и умеренная. Такой дом хорошо смотрится в группе или в сочетании с высокими деревьями.



Проектирование - Выразительные средства пространственной формы

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Проектирование"