GardenWeb » Блог

Японский сад

мар 5, 22:42

Найти правильное решение проблемы или отдохнуть и поразмыслить, японца предпочитают в саду. Японцы уверены, что природа – это идеал для подражания, что в ней философия жизни, и человеку нужно лишь понять ее.

Японский сад

Стремление приблизиться к природе и привело японцев много веков назад к созданию садов своеобразного стиля.

Японцы любят подолгу смотреть на камни и воду, которые, по их мнению, обладают магической силой. Неотрывное созерцание и любование красотами природы позволяет забыть о тяготах обыденной жизни, расслабиться и прийти к душевному равновесию.

Японский сад – это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов: духовного – идеи – и четырех материальных – камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии, что выражается в различных композиционных решениях. Это и сад холмов, прудов и островов, это также место для проведения чайных церемоний, для прогулок, философский сад и другие сады с разной степенью сложности.

Все сады объединяют общие черты: отсутствие прямых линий и симметрии (извилистые тропинки или ручей не должны разделять сад на равные симметричные части); соединение статических и динамических деталей; обязательное наличие камней, гальки, мхов; невысокие растения с учетом их роста и цветения; преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов; камерность сада, закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками, что означает отделение от мира суеты и повседневных проблем.

Для японского сада выбирают уголок уединенный, скрытый от глаз соседей. Это место покоя и медитации. Его желательно отделить живой изгородью, посадив, к примеру, кизильник блестящий или спирею острую.

Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода – ее быстрые реки, тихие озера – символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира.

Используя камни, можно создать горный пейзаж с водопадом, ручьем, или даже целое озеро с островами. При этом большой камень изображает гору, вертикально поставленный – крутую гору, маленькие камешки – водопад или тропинки, гравий – море и озеро, а речная галька – реку. Композиция состоит чаще из нечетного числа камней. Располагают их одиночно или по 3-5, чтобы создать картину обрушившейся горы.

Вода в японских садах означает жизнь и очищение, а ее журчание напоминает о скоротечности времени. Переброшенный через пруд или ручеек горбатый мостик, как и тропинка, – это путешествие по жизни, переход от одного мира к другому.

Конфигурация водоемов обычно имеет неправильную форму. Извилистый берег, разбросанные в беспорядке речные камни, а также отражение в водной глади прибрежных растений вместе создают иллюзию естественного водоема. Если есть трудности с водой, устраивают «сухой ручей», где течение воды имитируется маленькими камнями.

В отличие от камней, означающих неизменность и постоянство, растения, согласно восточной философии, помогают увидеть перемены в природе. Только после расстановки камней определяют положение кустарников и деревьев в саду.

При подборе растений важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры. Недопустимы колонновидные, пирамидальные, разросшиеся произвольно растения. Японский сад должен быть всегда ухожен и привлекателен, потому лучше отдать предпочтение вечнозеленым растениям.

Если в саду предусмотрено пустое пространство «ма» («пустота» – ключевой элемент японского садового искусства), то оно может быть покрыто мхом или ковром из седумов. Это пространство обычно создает перспективу для более высотных композиций, например холмов, на склоне которых одиночно или небольшими группами высаживают низкорослые деревья и кустарники, которые легко формировать, придавая горизонтальную или плакучую форму.

Среди больших камней, особенно возле вертикально установленного камня – «скалы», хорошо смотрится одиноко стоящая сосна – любимое растение японского сада, символизирующее долголетие, или же сосна в композиции с можжевельником. Необычайную форму или текстуру природного валуна может дополнить красота пионов, рододендронов или хризантем.

Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило, тимьян, а также кусты барбариса, к примеру Тунберга «Ауреа» с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.

В последние годы понские сады стали очень популярны. Диковинные и порой непонятные для российского глаза сооружения манят своей красатой. Между тем, японский сад – это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера – вот что главное в японском парке.

Японское садовое искусство — уникальное явление, хотя и испытало воздействие китайской культуры. У китайцев в отношении к Природе больше превалировал взгляд философского разума, а у японцев на первое место выдвинулось эмоционально-эстетическое переживание.

Японские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В тоже время они остаются садами, с которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.

…Это уголок естественной природы, выполненный в миниатюре. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений с учетом периода их роста и цветения, асимметрия композиции. Для имитации природных объектов используют различные материалы: к примеру, большой камень изображает гору, маленькие камни — водопад, гравий или галька — море.… При создании японских садов практически не применяются строгие линии, а преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.

Сутэ — иси — искусство расстановки камней считалось главным в работе дизайнера японского сада. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней.…Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов…» Камни воплощают светлую, положительную мужскую силу ян.…Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни — это лишь малая часть того, что спрятано внутри.… По своей природе камни чаще всего имеют вулканическое происхождение (так как Япония — цепь вулканогенных островов) — андезит, гранит, хлорит и базальт, используется также туф. Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки — неотъемлемый элемент японского сада, при этом камни укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно по направлению тропинки, а неровную сторону камня зарывают в землю.

Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности. А может, это будет журчащий ручей, извилистый ленивый поток или окруженный камнями водоем, питающийся ключом. А водопад был всегда одной из любимейших деталей сада, место для него выбиралось обычно вдали от дома, но так, чтобы был слышен шум воды, а в лунную ночь были видны отблески струй…

Подбирая растения, помните, что в японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники, при этом очень важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры — ведь сад должен доставлять удовольствие и сохранять красоту весь год! Самое любимое растение — сосна, символизирующее долголетие, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников — рододендрону. В композиции более темные растения помещают на заднем плане, а светлые — на переднем, это создаст ощущение глубины пространства сада. Ландшафтный архитектор располагает растения так, чтобы они образовывали группу, и в то же время каждое рассматривалось со всех сторон самостоятельно.

Немалое значение придается декоративным элементам сада: каменным фонарям, мостикам, перголам, заборам из бамбука. Традиционный элемент японского сада — цукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20—30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь.

Однако следует помнить, что заборы, живые изгороди в саду не должны закрывать его от окружающего мира. Японский сад — это зеркало Природы, и Природа отражается в этом саду.…Этот принцип — главный при оформлении японского сада. Такой сад- миниатюра, которая создана внутри миниатюры естественного мира, часть Природы, такая же, как и произведение искусства.

В завершении нашего рассказа — два варианта оформления уголка сада в японском стиле. Первый — это просто план, пользуясь которым, Вы сможете (даже без помощи специалиста!) создать такой уголок у себя на участке. Второй — отражение маленького уголка Японии на участке одного из наших заказчиков. Вначале был нарисован эскиз, а затем он был воплощен в реальность. Насколько удачно получилось — судить Вам.

Если Вас заинтересовала эта тема, если у Вас возникли какие-либо вопросы, — пишите нам. Мы будем рады помочь Вам.

Список растений, наиболее используемых при создании японского сада.

Хвойные растения
— Кипарис;
— Японский кедр;
— Китайский можжевельник «Kaizuka»;
— Сосна японская;
— Японский тис;

Лиственные растения
— Самшит вечнозеленый;
— Бересклет японский;
— Падуб;
— Османтус;
— Клен японский;
— Гингко;
— Камелия;
— Рододендрон;
— Церсис;
— Дерен;
— Гамамелис;
— Магнолия;
— Аукуба японская;
— Фатсия японская;
— Барбарис Тунберга японский;
— Спирея японская;
— Бамбук;
— Астильба;
— Аспидистра;
— Бегония;
— Ирис;
— Горец;
— Гибискус;
— Камнеломки;
— Очитки;
— Бирючина японская;
— Айва японская;

Отражая символику дзен-буддизма, японский сад камней создавался для созерцания и достижения состояния просветления.

В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны.

Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.

Каресансуй – стиль сухого пейзажа занимает в традиционных японских садах одно из ведущих мест и является наиболее популярным в Японии.

Японские сады таят в себе парадокс: несмотря на свою статичность, они несут в себе огромную энергию. Японцы и китайцы считали это взаимодействие сил инь и ян – единством противоположностей, символом вселенской гармонии.

Цивилизация и старина. В современной Японии споры, противоборство между этими двумя равноправными явлениями продолжается очень давно. Наверное, ни в одной стране мира нет такого сильного противостояния. С одной стороны, Япония по праву считается пионером в области технических достижений и изобретений, с другой – эта же страна, как, пожалуй, никакая другая, обладает способностью и испытывает потребность сохранять традиции в их живом состоянии.

Многие писатели, художники и деятели театра в разное время пытались решить вопрос: который из двух взаимоисключающих путей важнее. Одним из замечательных примеров размышлений на эту тему может служить эссе “японского Уайльда”, писателя Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965) – “Похвала тени”. Доходчиво, на простых примерах автор заставляет задуматься как о проблеме вынужденного противостояния прогресса и традиций, так и вообще о развитии цивилизации и культуры. С мастерством истинного художника он наглядно и очень образно показал: один и тот же предмет, давно нам знакомый и привычный в домашнем обиходе, способен преображаться. Если убрать пресловутое электрическое освещение и предоставить вещи жить в своём естественном состоянии – так , как это было на протяжении веков, то и выглядеть она будет совершенно иначе.

Свет и тень. Вот два антипода, которые Танидзаки избрал в качестве “действующих лиц” своего эссе. Свет электрический, искусственный, свет неоновых реклам , свет, проникающий всюду и забивающий собой истинную красоту вещей. И тень- носитель мудрости бытия и сознания. Она обладает свойством обнаруживать красоту, детали, особенности предмета, создать определенную атмосферу, в которой рождаются японские стихи и произведении каллиграфии, гравюры и позолоченный рисунок на посуде. Ведь не случайно рисунок именно таков : “Несомненно, что старинные мастера, покрывая вещи лаком и нанося на них золотой узор, всегда имели ввиду темноту комнат и предвидели тот эффект , какой должны были дать лакированные вещи при слабом свете. Они не жалели позолоты, представляя себе, как будет выделяться золотой узор в темноте, как он будет отражать пламя слабого источника света. Короче говоря, золотая роспись на лакированных изделиях предназначалась не для того, чтобы ее можно было одним взглядом окинуть при ярком свете, а для того, чтобы показывать понемногу глубинный блеск небольшой ее части, скрывая большую часть роскошного рисунка в темноте”.

Лакированная, а не фарфоровая посуда для еды представляет для Танидзаки особую ценность. Темная лакированная суповая чашка, сквозь которую ощущаешь тепло, как “когда держишь в руках нежное тельце новорожденного младенца” имеет еще одну особенность. Она скрывает в своей тени содержимое блюда, создает дополнительное ощущение тайны, которую можно разгадать, лишь попробовав блюдо на вкус. Культура еды, свойства и внешний вид отдельных ингридиентов также, по мнению Танидзаки, исходят из источников тени, а не искусственного света. “ Однажды я был приглашен на чайную церемонию, где нам был подан суп из мисо. До того времени я ел этот суп, не обращая на него особенного внимания, но когода я увидел его поданным при слабом свете свечей в лакированных черных чашках, то этот густой суп цвета красной глины приобрел какую-то глубину и очень аппетитный вид. Соя обладает такими же свойствами. В районе Камигата под названием “ тамари” употребляют в качестве приправы к сырой рыбе, нарезанной ломтиками, а также к соленым и вареным овощам сою довольно густой консистенции. Эта липкая блестящая жидкость обладает богатой “тенью” и прекрасно гармонирует с темнотой”. Рис, выложенный в черную лакированную чашечку и поставленный в затемненном месте, тоже смотрится очень эстетично, красиво и, самое главное, аппетитно.

Обстановка ресторана или любого другого заведения, предназначенного для трапезы, по мнению Танидзаки , тоже должна соответствовать эпохе, предшествующей изобретению электричества. Автор рассказывает, что придя однажды в один из своих любимых ресторанов в Киото, он с удивлением обнаружил, что там появился электрический свет. По словам хозяев, они пошли навстречу многочисленным просьбам посетителей, жалующихся на недостаточное освещение. Однако по просьбе Танидзаки в его кабинете лампы были заменены на свечи. “ Когда это было сделано, я вновь почувствовал, что красота японских лакированных вещей в полной мере выявляется в обстановке именно такого полутемного, неверного света…Комната в “Варандзии” , где я сидел, была небольшим уютным помещение для чайной церемонии, площадью в 4 циновки. Для почерневших от времени столбов ниши, где висит панно, и деревянного потолка был недостаточен свет даже от электрического фонаря “адон”, но когда были принесены свечи, то в их слабом, колеблющемся, мигающем свете лакированный столик и расставленные на нем лакированные чашки приобрели совершенно новое обаяние, показав ту глубину и толщину глянца, которая чувствуется в дремлющей воде пруда”.

Японской архитектуре также близка тень. Крыша домов и храмов служит навесом помещениям, которые скрыты под ней. Под карнизом всегда, даже в солнечный день , пребывает тень, что создает атмосферу интимности, спокойствия. Любоваться в такой обстановке садом, расположенным возле дома, куда более приятно, чем под прямыми солнечными лучами.Тень создает уют и ощущение защищенности, и человек , ни на что не отвлекаясь, может всецело отдаться созерцанию открывающегося вида . Но длинные навесы служат и практическим целям – в сезон дождей вода не захлестывает в дом сбоку. А крыши, сделанные по европейскому принципу, от этого не спасают.

Солнечный свет, проникающий в комнату, проходит через бумагу на раздвижных перегородках( седзи ) , приобретая мягкие , матовые тона . Такой свет не раздражает глаз и создает особый уют. “Элементом красоты нашей гостиной является не что иное, как именно этот профильтрованный неяркий свет. Для того же, чтобы этот бессильный, сиротливый, неверный свет, проникнув в гостиную, нашёл здесь своё успокоение и впитался в стены, мы нарочно даём песчаной штукатурке стен окраску неярких тонов.”
Тень выявляет истинную красоту – таков один из постулатов традиционной японской эстетики, сформулированный и разъяснённый замечательным японским писателем.


Лайкай!

Рекомендуемые посты



  1. Алена

    Cпасибо, вдохновляет!

  2. Рашид

    Увиденное, прекрасно! Есть к чему можно стремиться , позновая природу.

  3. Татьяна

    Спасибо! Японский сад – вершина ландшафтной архитектуры.

  4. Сергей

    Спасибо! Японский сад- даёт новое понимание своего места в этом мире.

  5. Наталья

    Печально, но понимаешь как мы далеки от цивилизации и от культуры мышления.

  6. Наталия

    Утешимся тем, что наши дома не стоят в 10 см друг от друга, как в Токио, и что в 30 км от мегаполиса (дача в Токсово) воздух можно “пить”, – настолько он кажется чистым. Что касается японского сада, – я попробую сделать хотя бы подобие этого чуда вместо нескольких грядок.

  7. Оля

    Чтобы создать японский садик нужно быть немножко японцем, философом.
    Спасибо за информацию.
    Когда-нибудь научимся!

  8. MIKADO

    Обожаю японский сад! Люблю украшать место своего отдыха. На даче сделал некоторые элементы: тотем индейский, поставил прикольное пугало, установил шиши-одоши, цукубаи и каменный фонарь. Зрелище неописуемое. Зимой прикольно наблюдать на всё это великолепие.
    Творите и да прибудет с вами бог!

  9. Julia

    Действительно японские сады очень хороши, там очень тихо и спокойно, даже будоражит такое слияние с природой. Этим летом была там, это просто неописуемо. философский сад камней - это наверно самое прекрасное место на земле, советую всем посетить эту страну, не пожалеете никогда..

  10. Анечка

    Божественно и так умиротворяет.

Оставить свой комментарий
имя:
email:
комментарий:
После "предпросмотра" не забывайте сохранять комментарии.

Подписка

Cвежие и лучшие публикации по RSS. Подпиcаться!