Категория: Архитектура и ландшафт

Значение групповых форм для выполнения общих условий

При застройке значительных по размерам закрытых и полузакрытых пространственных единиц ландшафта важное значение приобретает принцип концентрации архитектурных объектов в групповую форму. Исключение составляют диффузные ячейки ландшафта, нередко требующие дифференциации крупных форм.

Определенная поляризация искусственных и природных элементов необходима не только.для сдерживания тенденции нарастающего поглощения природного пространства, которую А. Рябушин справедливо называет гибельной. Групповая форма необходима не только для сохранения пространственных ячеек как «емкостей». Существенны ее качества как гибкого, пластического целого, способного подчиняться структуре пространственных единиц ландшафта, сохранять и развивать ее.

Виды групповой формы зависят от меры целостности составляющих элементов и от силы связей между ними.

Эти характеристики позволяют расчленить все многообразие форм на два типа:
1) групповая форма, основанная на визуальных связях между элементами;
2) групповая форма, основанная на функциональных связях между элементами.

Визуальные связи между элементами обусловливают определенную степень их слитности, «густоты» или плотности. И эти качества возникают при такой сближенности отдельных объемов, когда те теряют свою самостоятельность и соединяются в визуальную целостность. При этом, по верному замечанию Н. Матусевича, А. Товбина и А. Эрманта, подобная целостность не сводится к полному отсутствию физических разрывов между элементами. Существенное значение приобретает зрительное сцепление объемов, зависящее от их пространственных характеристик, или, точнее говоря, от правильно найденных пространственных интервалов между объемами. Вот почему так важно установить, при каких интервалах происходит визуальное объединение объемов.

Немаловажное значение при этом имеет визуально-пространственное восприятие целого. Почему, например, групповые формы, размещенные на холмах, вызывают большую симпатию, чем групповые формы на равнине? Причина, видимо, в том, что собирательные формы на холмах создают большее ощущение взаимосвязи всего целого.

Групповая форма, основанная на функциональных связях между элементами, — пример более высокой организации архитектурного целого. Особый вклад в развитие этого вида групповой формы внесли японские метаболисты Масато Отака и Фумико Маки. В соответствии с главными идеями метаболизма они трактовали групповую форму как непрерывное и незавершенное целое, способное к динамическому развитию во времени. Эти принципы получили наиболее яркое выражение в практических работах Фумико Маки. Мы уже упоминали одну из таких работ — реконструкцию городского района Токио Синд-зюку, где элементы соединяются в целое с помощью аудиторий. В Рэд Рок Хилл Редевелопмент в Сан-Франциско Фумико Маки использовал для этого элементы жилья, для центра ООН в Вене — группу конференц-залов в виде лотоса и оффисы, образующих цилиндрические объемы. В университетском городке Рисё, где необходимо было создать ощущение целостности в группе с небольшим числом объектов на обширном пространстве, архитектор создает длинные коридоры. Они становятся центральными соединительными пространствами.

Следует обратить внимание и на то, что Фумико Маки делает обоснованный вывод: наиболее значимы для объединения элементов в целое промежуточные общественные пространства. Обращаясь к городским структурам как групповым формам, основанным на функциональных связях, он считает, что архитекторы должны создавать коридоры, «комнаты» и транспортные пересадочные узлы в стратегических точках целого. Но при этом общественным пространствам не должны заранее задаваться определенные функции. Такие пространства должны стимулировать спонтанные связи. В то же время промежуточные пространства, по его убеждению, будут генерировать новые виды деятельности.

Групповая форма как гибкое, пластическое целое способна легко и органично подчиниться объемно-пространственной структуре визуальных единиц ландшафта. Слитность элементов групповой формы обусловливает четкую артикуляцию всех уровней пространств (интерьер, двор, внешнее пространство), что также важно для сохранения и развития визуальных единиц ландшафта. Подобная артикуляция пространств групповой формой, по мнению Христиана Норберга Шульца, определяется тем, что нижний уровень по отношению к более высокому выступает концентрированной формой. При этом Шульц имеет в виду связь, опосредованным носителем которой : выступает стена, или масса, охватывающая пространство того или иного уровня. Таким образом, взаимоотношение структурных уровней связывается с двойным аспектом каждого пространства, которое выступает то как масса, то как пространство.

Возведение не отдельных санаториев, учреждений отдыха и туризма, а создание комплексов позволяет повысить их социально-экономическую эффективность, существенно улучшить условия для отдыхающих, рациональнее использовать природные ресурсы. Такие сооружения для лечения и отдыха способствуют развитию концентрированной застройки, созданию групповых форм. Мера концентрации определяется, как указывалось, пространственными возможностями визуальных пространственных единиц ландшафта. Пример удачной групповой формы, включенной в замкнутую «емкость» поляны — здание санатория на 220 мест в Сестрорецке (архит. М. Серебровский, В. Энгельке, А. Бакусов). Здание, сложное по своим функциям и значительное по размерам, представляет собой че-тырехлистник с пятиэтажным ядром. «Центробежность» крыльев порождает «центростремительность» пространств, что закрепляет положение здания в визуальном фокусе поляны.

Примечателен также проект комплекса Лаго-Накп (Западный Кавказ) на 5 тыс. мест, разработанный в ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов. Особениости природного ландшафта с исключительно богатыми-ресурсами для развития массового горнолыжного спорта, задача их охраны и целесообразного использования обусловили многоядерную структуру комплекса. Центральное его ядро — групповая форма, основанная на функциональных связях. Она включает универсальный зал на 800 мест, крытый плавательный бассейн, спортзал, ресторан, сауну, административный корпус, торговый центр. Групповая форма центра, как гибкое целое, хорошо вписана в контекст.

Столь же интересен проект развития горно-туристского района Архыз (руководитель авторского коллектива — народный архитектор СССР, доктор архитектуры А. Полянский). Здесь намечается организовать несколько туристических комплексов, которые хорошо впишутся в природные емкости горного ландшафта. Наиболее крупный комплекс на 5 тыс. мест предполагается создать на Лунной поляне. Предложенный проект — пример групповой формы, объединяющей функции жилья и культурно-массового обслуживания. В то же время, судя по проекту, размеры целостного объема хорошо согласованы с размерами пространственной емкости поляны.

Выполнение общих условий на уровне объемно-прострапст-венной структуры визуальных пространственных единиц ландшафта или их группы позволяет установить связи свойств. Это результат подчинения расположения размеров и конфигурации архитектурной формы идентичным свойствам ВПЕЛ или их группы (размерам, высоте «невидимого потолка», масштабу, замкнутости, конфигурации зрительных барьеров и фокусам). Отмеченные связи свойств определяют целостность архитектурных форм, делают их закономерным дополнением объемно-пространственной структуры ландшафта, позволяют сохранить ее своеобразие.



Архитектура и ландшафт - Значение групповых форм для выполнения общих условий

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"