Категория: Строительство садового дома

Архитектурные стили в индивидуальном домостроении

Стиль в архитектуре жилища. Именно в архитектуре жилых зданий более чем где-либо отражаются эстетические идеалы, вкусы и предпочтения времени. Становясь материальным воплощением художественного сознания, жилище выполняет важную культурную и воспитательную функции.

Жилые здания, хозяйственные постройки, сооружения, комплексы усадеб складываются в пространственный и социальный организм поселка, города. Красота усадьбы, города определяется не только архитектурными объектами. Она зависит от всего, что составляет материальную среду, окружающую человека в городской среде. Помимо зданий и природы в нее входят произведения «малой архитектуры» (навесы, ограды, скамейки, цветники, бассейны, скульптура), разнообразные технические устройства (осветительные столбы, подвесные светильники), средства транспорта, заполняющие улицы поселков и городов. Кроме того, для облика жилой среды немалое значение имеют различные средства информации — указатели, надписи, вывески, реклама. Внутреннее пространство жилых зданий становится жизненной средой, будучи наполненной необходимым оборудованием и мебелью, предметами бытового обихода, а также произведениями живописи, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства, озеленением.

Все многочисленные составляющие искусственной жилой среды, созданной человеком, помимо своих практических функций наделены и эстетическими свойствами. Все, что составляет жилую среду, может быть объединено общим характером средств и приемов формообразования. Такая устойчивая общность художественных признаков называется стилем в архитектуре жилища.

Исторические архитектурные стили сегодня используют в декоративных целях для украшения фасадов и интерьеров высококачественных жилых зданий.

Романский стиль (950-1250) Термин появился около 1820 г. в связи с сильным влиянием античной римской архитектуры. Стиль сложился в западноевропейской архитектуре на основе совмещения византийских и местных строительных форм. Архитектурные формы замков до сих пор вдохновляют при создании загородного жилища.

Готика (1140-1520). Термин появился в XV в. по названию германского племени готов. Готика завершила развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Готическое искусство существовало в условиях феодализма. Однако в результате развития ремесел и торговли внутри феодального общества образовался новый класс — городская буржуазия. Появились города (торговые и ремесленные) и одновременно росло влияние христианских монастырей. Лучшее в архитектуре жилища — фахверковые городские дома купцов и ремесленников, а также замки феодалов.

Возрождение (Ренессанс) существовал в Италии в XIV— XVI вв., в других странах Западной и Центральной Европы — в конце XV-XVI вв., ознаменовал переход от цельного средневекового сознания европейца, основанного на христианском мировосприятии, к человеку гуманистических идеалов античного прошлого, от средневековой культуры к культуре нового времени. Деятели культуры и искусства направили мощь своего пытливого ума и исследовательскую страсть на познание законов Природы, устройства материального мира и мироздания, гармонии форм на основе «возрождения» культурное наследие античности. Городские палаццо (дворцы), укрепленные как крепости снаружи и роскошные внутри служат прообразом и сегодня.

Барокко возник в Италии в конце XVI в. в эпоху Контрреформации и стал направлением в искусстве Европы и Америки до середины XVIII вв. «Отцом барокко» считают итальянского скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти, имея в виду его капеллу Медичи во Флоренции (1520-1534). Русское барокко (до 60-х гг. XVIII в.) отличалось отсутствием религиозного мистицизма и мирской жизнерадостностью, масштабностью и монументальностью архитектурных ансамблей. Живописный силуэт, монументальный размах и многоцветье характеризуют уникальные жилые здания, например, Зимний дворец (Б. Растрелли), а также загородные дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербур-га. Глубокая самобытность русского барокко основывалась на органической связи этого стиля с традициями древнерусского зодчества и прежде всего с архитектурой Москвы конца XVII — начала XVIII в. (нарышкинский стиль, который называли московское барокко). В нем строили нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и жилые здания. Их отличало привлекательное и сегодня сочетание резного белокаменного декора, элементов архитектурного ордера и красного кирпича.

Рококо или позднее барокко, представляющее собой крайнее выражение декоративных тенденций, появился во Франции во дворе императора Людовика XV в 20-е годы XVIII в. и существовал до середины века. В это время стали строить городские особняки — отели. Для рококо характерно обращение к камерным темам, использовался этот стиль в основном для оформления интерьеров жилища городской буржуазии.

Классицизм сложился в середине XVII в. во Франции, а через столетие, с 1770 по 1840 гг., распространился в Европе. Классицизм обращен к античному наследию как к норме и идеальному образцу, отражал борьбу с господством церкви в обществе. Стиль поэтизировал могущество светской просвещенной власти монархий и высшего дворянства, власти человеческого разума, основанной на принципах гуманизма и Просвещения. Он опирался на идеи философского рационализма, на представление о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Общественные идеалы буржуазии — гражданского равенства и свободы — также повлияли на формирование новой эстетики с ее программным требованием «благородной простоты и спокойного величия» (Винкельман). Достижения жилищной архитектуры — загородные резиденции (дворцы, усадьбы помещиков) и городские особняки.

Ампир появился в начале XIX в., в период империи Наполеона I, завершил развитие классицизма, его последняя стадия. Опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта помогала воплотить идею государственного могущества императора и воинской силы. Например, Арка Карусель, Арка Звезды иВандомская колонна в Париже. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре России. Ампир дал образцы городских и сельских усадебных домов.

Историзм (184Q-1918) — применение архитектуры прошлого как стиля для оформления зданий и сооружений, что порождает стилизацию и эклектизм в формообразовании. Рост промышленности, становление нового заказчика — человека с деньгами (фабриканта, банкира, предпринимателя) — способствовали появлению разнообразной по стилю и по качеству архитектуры. Историзм использовал в качестве стилей готику, ренессанс, классицизм, барокко, русскую архитектуру и др. Историзм открыл эпоху строительства многоквартирных, доходных жилых домов с квартирами различной комфортности.

Эклектика (эклектизм) как направление заявила о себе во второй половине XIX в. Проектировщик механически соединял в одном здании разнородные, часто противоположные принципы, взгляды, теории, художественные элементы. Все элементы предыдущих направлений и стилей рассматривались как самостоятельно существующие. Условием творчества стала свобода архитектора и заказчика в выборе того или иного элемента, либо мотива. Именно «умный выбор» самых разнообразных средств выразительности был провозглашен творческим кредо эклектиков. Это приводило к поверхностному пониманию архитектуры и украшательству (оформительству, «дизайну») зданий. Заказчик и основной потребитель архитектуры эклектики — первые поколения предпринимателей, выросших из низов, нувориши. В эклектике строили доходные дома, особняки, загородные дома. В архитектуре жилых зданий сочетались разнородные (принадлежащие к разным культурам и оторванные от исторического контекста) стилевые элементы или произвольный (в отрыве от целостности художественной системы, откуда выбран элемент) выбор стилистического оформления для фасадов и интерьеров зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение.

Модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион) — распространился в Европе и Америке в конце XIX — начале XX вв. как реакция на эклектику. К этому времени накопился достаточный опыт применения стилей прошлого, что позволило создать оригинальную современную архитектуру. Это была попытка передовых художников и просвещенной буржуазии преодолеть противоречия и хаос окружающего мира на основе идеалов красоты и гармонии с помощью «современного» стиля. Модерн вернулся к органичности структуры здания, его эстетика опиралась на новые строительные материалы и конструкции (бетон, металл, стекло, керамику), красота форм отражала гармонию функции, конструкции и эстетики. В основе проектирования лежал органичный метод формообразования. Эпоха модерна породила небывалый всплеск частного домостроения как индивидуального (городские особняки), так и квартирного (доходные дома).

Современные направления в архитектуре служат ориентирами для индивидуального жилищного строительства.

Органичная архитектура — направление в архитектуре XX в., появилась в Америке на рубеже XIX — XX вв., его основатель и теоретик — Ф.Л. Райт. Заказчики органичной архитектуры — состоятельные люди, желающие выразить в жилой постройке свою индивидуальность, буржуазия демократического общества. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи постройки с природой, максимальному использованию в архитектуре особенностей и возможностей природного окружения. Органичная архитектура отражает авторский поиск и попытку сформировать современные традиции домостроения в специфике культурно-природных регионов той или иной страны. Главные принципы проектирования: индивидуальный характер односемейных жилых домов (виллы, особняки, загородные отели), обусловленный конкретной функцией и природной средой, отказ от урбанистических индустриальных методов строительства, возведение зданий из естественных материалов, создание единого перетекающего пространства, слияние здания с окружающей природной средой, учет многосторонних духовных потребностей человека.

Конструктивизм — направление в советской архитектуре 1920-х годов. В России пытались создать язык архитектуры нового мира, порвавшего с прошлым. Главная задача проектирования — конструирование материальной среды, окружающей человека, использование новой техники для создания простых рациональных форм, целесообразных конструкций на основе функционального метода. Конструктивизм выражал надежды нового потребителя архитектуры — пролетария, широких народных масс, мощь индустриального общества, решающего большие социальные задачи. Принципиальное непризнание форм прошлого приводило к поиску нового архитектурного языка без прикрас, культу инженерных и архитектурных конструкций при возведения квартирного жилья.

Функционализм возник в 1920-1930-х годах в Германии и Нидерландах, после I Мировой войны, в ответ на необходимость решения больших социальных задач, связанных с восстановлением городов и решением жилищной проблемы для трудящихся. Строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям) позволяло проектировать жилые здания для широких трудящихся масс экономичными и удобными при минимальных параметрах. Используя достижения строительной техники и индустрии, созданы социально обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка). Реализация принципа «красиво то, что хорошо функционирует» позволяла создавать вненациональную демократическую архитектуру. Основная тема в практике строительства — минимальное жилище — квартирное и односемей-ное. Эстетика сходная с эстетикой конструктивизма — простые прямоугольные объемы и ритмы, контраст бетонных наружных стен в жилище с большими прямоугольными окнами с витражами в виде прямоугольной или квадратной решетки, плоские крыши, отсутствие декора, белый цвет стен.

Рационализм 1920-1930-х годов романтизировал в архитектуре простые геометрические формы — новый пластический язык промышленной эры. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры сооружения.

Теоретик направления — Ле Корбюзье — видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций. Он признает примат функции, однако считает единственным источником архитектурно-эстетической выразительности архитектурную конструкцию.

Воспевая эстетические достоинства железобетонного каркаса, выдвинул «пять принципов» современной архитектуры:
1) здание на столбах;
2) плоская крыша;
3) свободная планировка этажа;
4) горизонтальные окна;
5) свободное оформление фасада (например, вилль! в Пуасси и Гарше).

В жилищной архитектуре рационализм охватывал как экономичное жилище — многоквартирные дома и коттеджи, так и дорогое высококачественное жилье — загородные дома и виллы. В архитектуру жилища привнес поднятый на колонны первый этаж, плоские эксплуатируемые крыши, окна на высоту этажа от пола до пола, промышленный дизайн деталей.

Постмодерн появился в 1960-х годах в США и Западной Европе в ответ на повсеместное распространение Интернационального стиля с его рационализмом и функциональным методом, отрицающим сложности и противоречия в архитектуре.

Предпосылками появления постмодерна явились исчерпанность новаторского духа модернизма и Интернационального стиля, разрушение городской среды функциональной застройкой, приносящей ощущение уныния, монотонности и однообразия. Постмодерн внедрял в проектирование принципы демократичной архитектуры, уважения индивидуальности потребителя, партнерства и сотворчества с обитателем жилища. Постмодерн характерен в уникальных жилых постройках — загородных и городских особняках элиты потребительского общества.

Деконструктивизм — одно из последних течений в современной зарубежной архитектуре; это — не .стиль, а метод, который сознательно создает конфликт между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл архитектуры, и тем, что он видит. Поэтому в ходе проектирования сознательно разрушаются принципы целостности, органичности архитектуры, а именно: тектоники, равновесия, вертикали и горизонтали.

Деконструктивизм — освобождение архитектуры от эстетики, красоты, пользы и порядка, т. е. от основополагающих ценностей, на которых архитектура строилась в течение тысячелетий. Направление отражает крайний иррационализм современного европейского сознания, хаос и безысходность западной’ цивилизации. При всем разнообразии индивидуальных творческих подходов архитекторы базируются на композиционных мотивах русского конструктивизма. Деконструктивизм — коммерческая архитектура, где реклама и прибыль важнее таких понятий, как уют и покой. В жилище используют элементы деконструктивистского формообразования в дорогих высококачественных односемейных домах, как эксклюзивную деталь и фрагмент дома. Жить в здании с острыми углами и заваливающимися стенами, полным заумных пространственных фокусов, не очень приятно и полезно для здоровья.

Хай-тек появился в середине 1960-1970 гг. в Западной Европе и США, его можно назвать современным западным вариантом советского конструктивизма 1920-х гг., так как главное в этом направлении — активная роль конструкций в композиции и в образе сооружения, демонстративное подчеркивание работы конструкций и инженерных коммуникаций. Хай-тек воспевает техническую мощь современной индустрии, основанной на последних достижениях науки, и отражает культ техники и конструкций в сознании современного западного общества. Хай-тек — это архитектура металла и постиндустриальной технологии. В жилищной архитектуре достаточно редки постройки в этом стиле. Они возможны скорее как элемент в модернистских композициях дорогих домов или их интерьеров, чем как единый стиль жилого дома. Однако некоторые элементы хай-тека постепенно входят в практику жилищного строительства: принципиально открытые конструкции и оборудование, металлические колонны, отделка стен пластмассовыми и металлическими панелями, внедрение новейшего инженерного оборудования.

Современные направления в архитектуре малоэтажного жилища. Ознакомившись с направлениями и стилями в архитектуре, которые составляют историческое прошлое современной цивилизации, можно заметить, что не все стили создавались для жилища и задач проживания, не все архитектурные формы имеют жилищную природу. Прежде всего, это можно отнести к готике, барокко, ампиру, Ренессансу, деконструкти-визму, хай-теку. Вместе с тем, ряд направлений и стилей архитектуры в максимальной степени подходят к жилым зданиям — классицизм, рококо, органичная архитектура, модерн, функционализм, рационализм, пластицизм, постмодерн, эклектика. Кроме того, ряд направлений отчасти связаны с жилищными формами — романская архитектура, русское барокко, историзм, конструктивизм, русский стиль.

Берясь за создание жилого дома, архитектор либо выбирает уже существующие формы — стили строя дом по канонам и правилам; либо изобретает принципиально новую форму; либо создает новый стиль для каждого жилого дома, как в органичной архитектуре, где форма строится в соответствии с потребностями жизни семьи и в связи с духом места,

Основные архитектурные стили в частной. застройке. В современной практике малоэтажного жилищного строительства не все устоялось, мало количественных повторений, не все получило известность. Поэтому мы обозначим современные тенденции, а затем дадим классификацию современным стилям в проектировании жилого дома.

Общие закономерности в стилеобразовании проявляются по-разному в зависимости от величины и класса жилого дома.

В малых городских домах, коттеджах, в сельских усадьбах, где преобладает народная и демократичная архитектура, о стилях специально не задумываются. Жилые дома строят, зачастую с непосредственным участием застройщика, по прототипам, с декорированием и украшением фасада согласно культурным и эстетическим идеалам заказчика. В результате дома по планировочной и конструктивной структуре, по объемной форме схожи, выполнены в традиционных жилищных формах сельской (деревенской, кантри) архитектуры, а по внешнему облику отличаются, отражая отношение жителя, к дому и людям.

Дома среднего класса — коттеджи и особняки — плоды профессиональной архитектуры. Поэтому вопрос о стилях и стильности жилого дома здесь .стоит особенно остро. Качество формы жилого дома создается точно подобранными архитектурными средствами, благодаря хорошему вкусу и композиционному мастерству архитектора. В итоге общая объемная композиция жилого дома пластически выразительна, индивидуальна в каждом отдельном случае, роль деталей и пластики фасадов решается обобщенно на основе современных и традиционных материалов.

В элитарной архитектуре — виллы и загородные резиденции, особняки — стильность формы, ее художественная выразительность и неповторимость — центральная профессиональная задача архитектора как художника.

Поэтому говорить об общих подходах в этом случае неправомерно. Однако практика показывает, что здесь актуальны качественные реставрации стилей (модерн, классицизм, готика) или индивидуальные программные композиции автора в современных направлениях — органичной архитектуре, постмодерне, хай-теке, деконструктивиз-ме — или с использованием (цитированием) форм и элементов их языка. Стиль дома отражает уровень вкуса и культурные претензии, основательность и внутреннюю мощь его владельца, объединяет дом с фундаментальными устоями общества и человеческой истории, выражая идею вечности. Общая композиция такого жилого дома имеет, как правило, объемно-пространственный характер, пластически выразительна (стильно традицион-на или суперсовременна), роль деталей и пластики фасадов резко возрастает, ландшафтное окружение решается с привлечением всех достижений садово-паркового искусства. Здесь возможны все известные стили, ценится качество стиля и исполнения.

В современном одноеемейном жилище в настоящее время можно выделить следующие наиболее распространенные архитектурные стили и тенденции: – народный или деревенский (кантри) традиционный стиль; – современный с индустриальными формами; – хай-тек (поэтизация новейших технологических достижений); – историзм (романский, готический, классика, древнерусский или русский стиль); – регионализм — стили других стран и культур (американский, английский, немецкий, испанский, французский, японский, китайский, мавританский); – современная стилизация (псевдомодерн, классика, эклектика, псевдокантри); – авангардные поиски (необычная форма, концепту ал ьность); – органичная архитектура (индивидуальный стиль); – русская архитектура (современное строительство на основе культурных прототипов); – формализм (дом-башня, дом-крепость, дом-цветок, дом-птица, дом-корабль, дом-оранжерея и т. п.); – бионическая архитектура (экологическая природосообраз-ная форма).

Народный или деревенский стиль (сельский, кантри, традиционный). Дома на основе компактного (квадратной или прямоугольной формы) плана, низкий цоколь, отсутствие подвала, двухскатная крыша, широкие карнизы, декоративное обрамление окон, дверей, ставни, ограждения на основе традиционной национальной изобразительной культуры. Симметрия в целом и асимметрия в деталях. Один этаж, этаж с мансардой.

Дом похож на дом.

Современный стиль. Дом с индустриальными, рациональными формами: конфигурация плана самая разнообразная, сложная, объем здания четко геометричен, плоская крыша, эксплуатируемая кровля, белые стены с большими проемами окон, большие витражи остекления, упрощенные детали или их отсутствие. Асимметрия объемов и деталей. Два, три этажа.

Дом походит на небольшое общественное здание.

Хай-тек. Дом часто составляется из отдельных блоков. Блоки и составляющие объемы часто оставляются открытыми так, чтобы была видна инженерная логика сборки. Открытыми остаются и системы коммуникаций, активную роль играют надписи и указатели, яркая окраска синтетическими красителями. Современные композиционные материалы, металлические панели с утеплителем типа «сэндвич», сплошные витражи на всю стену, ажурные стальные каркасы, обилие технических устройств. Машинная эстетика по отношению к жилищу — прежде всего легкость и модульность сооружения.

Дом похож на производственное здание или складской ангар.

Историзм (стили — романский, готический, классика, древнерусский или русский стиль, колониальный). Форма плана, объемное построение и пластика жилого дома отражают особенности стилей. Узнаваемость известного стиля, набор соответствующих средств формообразования..

Дом современный похож на дом исторический, дом как бы имеет прошлое.

Регионализм. Форма плана, объемное построение и пластика жилого дома отражают особенности стилей других стран и культур. Дом — американский, английский, немецкий, испанский, французский, японский, китайский, мавританский, финский. Узнаваемость известной культуры, набор соответствующих средств формообразования.

Дом воспроизводит известную культурную специфику дома, сформировавшегося в другом регионе строительства.

Современная стилизация. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома самые разнообразные, продиктованы современными условиями и требованиями, самостоя—тельность общих подходов и вторичность в элементах формы.

Стили — псевдо- модерн, классика, эклектика, сельская архитектура.

Современный дом несет прикосновение’ к истории, прошлой культуре через стиль.

Авангардные поиски. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома самые необычные, продиктованы стремлением реализовать авторскую схему или принцип, которые будут актуальны в будущем, самостоятельность й оригинальность в общих подходах и в элементах формы, концептуальность построения, схематичность, оторванность от современных условий и требований, футуризм.

Современный дом отражает представления авторов о возможном будущем.

Органичная архитектура. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома индивидуальны, зависят от современных условий и духа места и функции, принципиальная самостоятельность‘в общих подходах и в элементах формы, оригинальность и цельность формы. Все формальные средства — результат продуманности и «прочувствования» автором, который решает конкретную задачу.

Дом максимально срастается с природным или поселковым окружением, дом предельно индивидуален, похож на себя.

Русская архитектура. Форма плана простая, составная, вертикаль в построении объема, шатровость силуэта, декоративность деталей, многоцветье, народность, живописность, незаконченность, симметрия в общем и асимметрия в деталях. Объемная структура и пластика жилого дома отражают тектонику бревенчатой, каменной или кирпичной конструкции. Один жилой этаж с высоким подклетом и чердачной крышей. Дом воссоздает уютную жилую среду в общей форме и ее элементах, отражая культурную специфику русского мышления и образа жизни, походит на культурный прототип.

Формализм. Форма плана, объемная структура и пластика жилого дома.принципиально не зависят от современных условий и требований места и функции, самостоятельность и оригинальность в общих подходах и в элементах формы, цельность формы.. Все формальные средства — результат реализации некоторой схемы, идеи. Дом похож на некоторую известную форму, имеющую символическое значение или образ: башню, крепость, цветок, птицу, корабль, оранжерею, шале, избу и т. п., или на экзотичную форму или образ.

Бионическая архитектура. Форма плана простая или сложная, кривовлинейная, объемная структура жилого дома раскрыта благоприятным природно-климатическим условиям, теплицы, террасы, гелиоколлекторы, экологические местные материалы (дерево, грунт, саман, камыш, глина, солома). Бионичность и природосообразность в общих подходах и в элементах формы, цельность формы. Все формальные средства — результат создания здоровых условий проживания и максимальной гармонии с природой. Один-два этажа, заглубленный этаж.

Дом похож на традиционные жилищные или природообразные.

Современная архитектура не обременена строгими ограничениями в области архитектурной формы. Достижение нашего времени — свобода и индивидуальность в выборе форм. Поэтому вы можете выбирать любой из уже известных вам архитектурный направлений и использовать его как стиль. Главное условие — созвучность архитектурных форм вашей душе, вашему ощущению прекрасного и мастерство архитектора для достижения требуемой гармонии.



Строительство садового дома - Архитектурные стили в индивидуальном домостроении

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Строительство садового дома"