Категория: Баня

Cколько лет бане?

С достаточной вероятностью утверждать, где именно и когда именно появились первые бани, не представляется возможным. Разные свидетельства древних ученых и историков указывают на разное время.

Древнегреческий историк Геродот считал, что возникновение бань можно отнести еще к каменному веку. В одних случаях использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других — сооружались парильни с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот приводит интересные сведения о банных обычаях разных народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне. Интересовал” его и быт скифских племен, живших на территории современной Украины. По описаниям Геродота, скифы устраивали себе бани в шалашах. Они добывали пар, бросая на горячие камни конопляное семя.
Знали и широко использовали баню древние индейцы. По свидетельству испанских завоевателей Америки, ацтеки строили бани («темескалы») в виде куполообразных земляных сооружений, унаследовав эту традицию от своих предков — майя. К глубокой древности восходит и такая своеобразная потогонная и целительная процедура индейцев: они прикладывали к телу нагретую траву. Да, древние индейцы и лечились паром: они заносили в вигвам нагретые камни и поливали их водой — больного покрывали клубы пара. Культ здоровья существовал еще в древних цивилизациях. Например, в Древнем Египте был найден папирус «Начальная книга превращения старых в молодых». Давались рекомендации по косметологии, массажу и, конечно, баням.
А бани в Древнем Египте были доступны каждому. Кстати, еще в те времена лечили от ожирения именно банями, массажем и диетами.

Так поступали и жители Древней Руси, но использовали для бани другие сооружения — маленькие бревенчатые избы.

Многие факты позволяют считать, что баня как изобретение не может принадлежать какому-либо одному народу. Она возникла случайно, а закрепилась как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.

Народная медицина, возникшая еще з первобытную эпоху, веками накапливала опыт использования разного рода бань. Особая роль в сохранении банной традиции принадлежит народностям угро-финской группы, которые сумели даже осовременить ее.

Издревле считалось, что вода обладает защитной и исцеляющей силой. Воды многих рек провозглашались священными, а купание в них — изгнанием нечистой силы из больного. Это лечение было связано с верой древнего человека в сверхъестественные силы природы. В самом деле, ощущение легкости и полета, освобождения от всех тягот и, хворей, которое возникает после бани, чем-то похоже на религиозную или любовную эйфорию. Вместе с этим ощущением восстановление кровообращения во всех тканях организма и открытие кожных пор, когда каждая клетка кожи «дышит», не могло не найти оценки у древних эллинов, которые ценили телесное здоровье и справедливо считали его частью здоровья душевного.

У разных народов сохранилось множество легенд и мифов о чудесных исцелениях водой, о реках, наделяющих людей здоровьем, силой, молодостью, красотой. В древнегреческой мифологии, например, водами священной реки Стикс клянутся сами боги. В эту реку погружала Фетида своего сына Ахилла, держа его за пятку. После этого тело Ахилла стало неуязвимым и твердым, как железо. Поразить великого героя можно было лишь в пятку, которой вода Стикса не коснулась.
В Греции обнаружены развалины древних городов-курортов, оборудованных специальными .колодцами и

бассейнами с родниками целебных вод. В древнегреческом городе Эпидавре сохранились остатки культового центра бога врачевания Асклепия, а рядом — развалины древней водолечебницы. Возле храма бога Асклепия можно увидеть руины храма его помощницы — Артемиды-Гекаты, которая очень часто описывается в мифах купающейся в ручьях, отдыхающей после охоты в гротах. Кстати, Гигиея — богиня здоровья и чистоты, от имени которой произошло слово «гигиена», приходилась дочерью богу врачевания Асклепию.

Особенно ценились у ахейцев горячие источники, за обладание ими древние народы даже вели войны. Греки называли погружение в горячий источник «купанием Геракла», связывая силу и красоту мифологического героя с живительным воздействием горячей воды и пара.

Раскопки археологов, упоминания древнегреческих поэтов, философов, рекомендации врачей указывают на повсеместное распространение бань в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. К этому времени в Древней Элладе существовало множество частных и общественных бань, действовали законы, предписывавшие всем жителям регулярно посещать бани.

Гениальный греческий врач Гиппократ (около 460-370 гг. до н. э.), реформатор античной медицины, изучал воздействие бань на организм человека. Гиппократ был одним из первых медиков, стремившихся лечить больного, а не болезнь. Он говорил, что в первую очередь выздоровление зависит от жизненной силы организма, которую следует черпать у природы. Одним из самых действенных терапевтических средств он считал водолечение и часто вместо лекарства прописывал больному посещение бани.

В Древнем Риме в баню (терму) ходили не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римские термы имели также спортивную, культурную и увеселительную направленность.

Римская баня состояла из аподитриума (комнаты для раздевания), тепидариума (теплой комнаты), калидари-ума (жаркой комнаты) и фриджидариума (холодной комнаты) с бассейнами для купания. Более десяти водопроводов подводили к римским баням ключевую воду. Купание обычно сопровождалось смазыванием тела ароматными маслами и заканчивалось энергичным массажем.

При термах имелись массажные комнаты, площадки для физических упражнений и состязаний, отдыха, народных собраний и даже библиотеки. Здесь происходили пиршества, театральные представления, устраивались художественные выставки, чтения, торговля разными товарами.

В Афродисие, греческр-римском городе на Анатолийском плоскогорье в 1904-1905 гг. были обнаружены грандиозные римские бани эпохи императора Адриана (76-138 гг.), оборудованные сложной системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в мелком бассейне, по краям которого нежились в облаках пара посетители. В залах, отделанных мрамором, каждый мог подобрать температуру по вкусу, а под конец выкупаться в бассейне с прохладной водой. В банях Адриана до нашего времени сохранились скульптурные композиции на мифологические сюжеты.

Каждый новый император, восходя на престол, строил общедоступные термы, тем самым приобретая популярность в народе. Термы, построенные в 215 г. императором Каракаллой, одновременно вмещали 2500 человек, в них было 1600 мраморных сидений.

Императорские римские бани отличались небывалой роскошью, стены в них расписывали знаменитые художники, полы покрывали мозаикой. Посредине залов устраивались фонтаны. Мебель отделывалась золотом, слоновой костью и серебром. Вход в бани украшали статуи, привезенные из Греции или созданные в Риме знаменитыми скульпторами. В банях прислуживали сотни рабов — массажисты, врачи, музыканты.

О роскоши римских терм, которых в городе насчитывалось около тысячи, свидетельствует высказывание одного из императоров, который якобы после посещения терм воскликнул: «Разве можно править среди такой роскоши!»

В некоторые римские бани вода подавалась по серебряным трубам, а в женских термах скамьи иногда делались из серебра, ванны и тазы — из белого мрамора.

Ряд бань оборудовался особыми топками, которые нагревали пол до плюс 50-60 “С и служили источником парообразования. Ходить по такому полу надо было в деревянных сандалиях.

Императорские термы имели большие купальные ванны с холодной, прохладной и теплой водой. После посещения калидариума римляне погружались в бассейн с теплой водой, затем с прохладной и холодной. Как видите, это как раз то, что у нас называется контрастными ваннами и применяется особенно широко в спортивной практике как средство восстановления сил после физической и психологической перегрузки.

Наряду с общими, в богатых домах были собственные бани.

Богатые римляне посещали баню два раза в день — утром и вечером.

Ежедневно на каждого расходовалось до 600 литров! Не каждая столица мира может сегодня стать с Римом того времени вровень по этовау показателю.

Такое большое потребление воды нередко беспокоило правителей. Например, когда в 97 г. Секст Юлий Фрон-тиний возглавил ведомство по снабжению Рима водой, он обнаружил, что городская организация водоснабжения поражена коррупцией и воровством. В те времена воровать воду из трубы, идущей к соседу, и подкупать инспекторов, чтобы они смотрели на это сквозь пальцы, было для римлян обычным делом.

Римские врачи писали о пользе банных процедур при лечении различных заболеваний и для физического развития человека. Известен девиз римского врача Аск-лепиада (128-56 гг. до н. э.), предпочитавшего многим другим средствам воду и массаж.

Асклепиаду вторил другой известный врач, живший при императоре Августе, Корнелий Цельс (I в. до н. э.). В своем сочинении «О медицине» он придавал большое значение водным процедурам и баням как одному из важных гигиенических средств.

Еще один крупнейший ученый своего времени — придворный врач императора Марка Аврелия Клавдий Гален (около 130—200 гг.) — развивал в своих трудах идею лечения баней и массажем. Гален, врачуя гладиаторов в Пергаме, рекомендовал баню и массаж при ревматизме, травмах и для восстановления сил после тяжелой работы.

Из тех же времен пришли к нам и другие методы водолечения, которые нашли достойное место в современной медицине.

Труд Галена, в котором были обобщены представления античных медиков, оказал большое влияние на развитие естествознания вплоть до XVI в. Однако после падения Римской империи в V в. бани утратили свое значение в Западной Европе, а с наступлением поры религиозного аскетизма и вовсе стали считаться безнравственными заведениями. Уход за телом рассматривался в то время как одно из проявлений язычества. И хотя строительство бань после крестовых походов возродилось, достигнув наибольшего развития в XIII-XVI вв., учение о благотворном воздействии бань на организм человека в Западной Европе было забыто на время, пока не пали мрачные цепи средневековья и эпоха Возрождения не позволила человеку снова обратиться к радости и целесообразности жизни.



Баня - Cколько лет бане?