Категория: Водоснабжение и канализация

Дюкеры, эстакады, переходы и пересечения с трубопроводами

При прокладке канализационных линий встречаются естественные и искусственные препятствия — реки, овраги, судоходные каналы, железные дороги и различные подземные инженерные сооружения. Прокладка этих линий через реки и овраги, а также судоходные каналы осуществляется с помощью специальных устройств — дюкеров, переходов и эстакад.

Рис. 1. Схема дюкера 1 и 2 — верхняя (а — мокрая часть, б — сухая часть) и нижняя камеры; 3 — аварийный выпуск; 4— присоединения к камерам дюкера

Дюкер (рис. 1) представляет собой изогнутую в вертикальной плоскости трубу, состоящую из трех частей: средней, которую укладывают почти горизонтально на дно оврага или реки, и двух других — нисходящей и восходящей. Движение жидкости в дюкере будет происходить только тогда, когда напор, создаваемый вследствие разности отметок горизонтов воды перед входом в дюкер и после выхода из него, будет больше, чем сумма сопротивлений (потери на трение по длине дюкера и местные сопротивления), возникающих в дюкере при движении по нему жидкости. Так как режим движения воды в дюкере напорный, необходимо устраивать специальные входные и выходные камеры, которые обеспечат нормальные условия эксплуатации дюкера. Чтобы трубы дюкера не засорялись, их диаметр должен быть не менее 150 мм. Необходимо также предусматривать аварийные выпуски из входной камеры дюкера или из ближайшего перед дюкером колодца, а также промывать дюкеры.

Дюкеры выполняют из стальных труб. С наружной стороны стальные трубы обязательно надо покрывать усиленной антикоррозийной изоляцией, защищенной от механических повреждений. Дюкеры укладывают не менее чем в две линии. Каждую линию дюкера нужно проверять на пропуск расчетного расхода. При переходах через овраги и суходолы допускается прокладка одной линии дюкера из напорных железобетонных или пластмассовых труб. Расчетная скорость движения сточных вод в дюкерах должна быть не менее 1 м/с; в местах подхода сточных вод к дюкеру скорости потока не должны превышать скоростей движения воды в дюкере. При расходах сточных вод, не обеспечивающих минимальной расчетной скорости, одну из двух линий можно принимать нерабочей (резервной).

Глубина заложения дюкера от отметки дна реки до верха трубы принимается не менее 0,5 м, а в пределах фарватера на судоходных реках не менее 1 м. Расстояние между нитками дюкера в свету принимается в зависимости от давления не менее 0,7—1,5 м. Во входной и выходной камерах дюкера и на аварийном выпуске устраивают затворы, причем затвор на аварийном выпуске должен быть опломбирован органами санитарной охраны. Камеры дюкера (рис. 5.9) оборудованы лестницами и скобами для спуска, а при необходимости съемными перекрытиями для удобства монтажа аппаратуры и спуска устройств для прочистки труб.

Работы по укладке дюкеров выполняют специализированные организации. Проекты прокладки дюкеров через реки должны быть согласованы с органами санитарно-эпидемиологической службы и охраны рыбных запасов, а при прокладке через судоходные реки — и с органами охраны речного флота.

При прокладке канализационных линий через небольшие овраги иногда целесообразно применять эстакады. Эстакада представляет собой опорную конструкцию в виде моста, предназначенную для укладки на ней самотечных канализационных линий с заданным уклоном. Трубы укладывают обычно в железобетонных или деревянных коробах, которые для предотвращения замерзания сточной воды утепляют каким-нибудь теплоизоляционным материалом (чаще всего шлаком).

Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги проектируются под дорогами по путепроводам или эстакадам. Под магистральными железными дорогами и автомобильными дорогами I и II категорий трубы укладывают в футлярах. Допускается прокладка трубопроводов в проходных и непроходных туннелях. На трубопроводах, укладываемых под дорогами в футлярах и непроходных туннелях, в начале и в конце перехода устраивают смотровые колодцы.

Рис. 2. Верхняя (о) и нижняя (б) камеры 1 — съемная металлическая плита; 2 — люк прямоугольный I000X XI ООО мм; 3 — дюкер 0 300; 4 — аварийный выпуск; 5 —кирпичная кладка; 6 — бетон; 7 — шибер; 8 — коллектор

Переходы бывают напорные и самотечные. Для переходов через железнодорожное полотно нельзя применять такие же канализационные трубы, какие приняты для всей трассы (разрешается только в крайних случаях для железнодорожных путей местного значения). К переходам предъявляют особо повышенные требования: их следует устраивать в местах с наименьшим числом железнодорожных путей, трубы должны быть защищены от воздействия дополнительных нагрузок.

Стальные трубопроводы, укладываемые в траншею, футляр или туннель, необходимо покрыть усиленной антикоррозийной изоляцией. При пересечении электрифицированных железных дорог металлические трубопроводы требуется защищать от электрокоррозии.

Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожных путей или от верха покрытия автомобильной дороги до верха трубы футляра или тоннеля при открытом способе производства работ принимается не менее 1 м, при закрытом способе производства работ путем продавливания, горизонтального бурения или щитовой проходки — не менее 1,5 м.

Пересечение канализационных трубопроводов с другими трубопроводами в плане должно быть по возможности перпендикулярным. Расстояние между трубопроводами должно обеспечивать их сохранность при производстве строительных работ и при ремонте.



Водоснабжение и канализация - Дюкеры, эстакады, переходы и пересечения с трубопроводами

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Водоснабжение и канализация"