Категория: Жилище севера

Классификация типов сезонно обитаемых зданий

Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования экспедиционных и вахтенных жилых комплексов малой вместимости позволил предложить классификацию типов сезонно обитаемых зданий по объемно-планировочной структуре, конструктивно-технологическим признакам и мобильности как наиболее существенным характеристикам для зданий подобного типа.

Классификация по архитектурно-планировочной организации. Наиболее распространенная классификация экспедиционных комплексов по объемно-планировочной структуре основана прежде всего на учете особенностей взаимного расположения жилой и обслуживающей части. Для условий сельского строительства на Севере также можно принять эти признаки в качестве основных в классификации сезонно обитаемого жилища.

Учитывая особенности состава и функциональных связей планировочных элементов жилых комплексов, можно предложить укрупненное деление их по общим признакам связи жилых ячеек с помещениями обслуживания на три группы:
А. Отдельные жилые помещения малой вместимости.
Б. Комплексы из жилых и обслуживающих помещений, объединенных в одном здании (дом*комплекс).
В. Комплексы из отдельно стоящих жилых и обслуживающих блоков.

В первом случае это отдельные объемные элементы или “вагончики”, совмещающие в себе функции жилища, не связанные никакими коммуникациями. Эта форма объемно-планировочной организации экспедиционного жилища имеет неразвитую структуру обслуживания и практически не имеет определенной объемно-планировочной структуры.

Во втором случае комплексы имеют развитую жилую и обслуживающую части, которые в объем но-планировочном отношении представляют собой единый организм – дом-комп-лекс. Планировочная структура такого комплекса может

быть различной. Можно выделить два принципиальных типа блокировки жилой и обслуживающей частей комплекса. Первый – блокировка по горизонтали, когда жилой блок и блок обслуживания стыкуются стенами и, таким образом, объединяются в один комплекс. При этом они могут иметь одинаковую (один или два этажа) или разную этажность (например, двухэтажный жилой блок и одноэтажный блок обслуживания). Второй – блокировка по вертикали, когда в 1 этаже комплекса Находится блок обслуживания, а над ним во II этаже – жилой блок. По типам коммуникационных элементов, связывающих жилые ячейки между собой и с блоками обслуживания, такие комплексы могут быть различными,

В обоих случаях блокировки (горизонтальный и вертикальный) комплексы могут иметь коридорную планировочную структуру как жилой части, так и обслуживающей. Жилая часть может решаться также в секционно-коридорной планировочной структуре. Галерейная планировочная структура, или структура с боковым коридором, также может иметь место, хотя не позволяет получить достаточно большую ширину корпуса.

Экспедиционные комплексы могут иметь так называемую зальную планировочную структуру, когда связывающим элементом для помещений жилого блока (ячейки),или блока обслуживания, или всего комплекса является зальная группа помещений общественного назначения. Такая структура позволяет получить наиболее компактные решения комплексов без затрат лишней площади на линейные коммуникации (коридоры, галереи). При этом, как правило, изоляция индивидуальных зон получается недостаточной. Интересна зально-коридорная планировочная структура, когда общественная часть решается по зальному принципу, а жилая – по коридорному.

В третьем случае комплексы также могут иметь развитую жилую и обслуживающую части, но связующими коммуникациями между ними являются защищенные переходы или открытые пешеходные связи. Планировочная структура жилых блоков и блоков обслуживания может быть различной, как и в предыдущем случае, но блокировка их по вертикали не рекомендуется. Такова архитектурно-планировочная классификация сезонно обитаемых комплексов.

Большой интерес представляет классификация сезонно обитаемых комплексов в зависимости от требований мобильности. По этому признаку они делятся на стационарные и мобильные. Стационарные, в свою очередь, могут быть с постоянным в течение сезона составом населения (одна база) или со сменяемым составом (несколько баз). Мобильные различаются в зависимости от частоты передислокаций и ряда конструктивно-технологических особенностей.

Что касается классификации по конструктивно-тех-нологйческим признакам, то она определяется технико-экономическими факторами (отдаленность и трудная доступность районов строительства, требующая резкого снижения массы, повышения заводской готовности и степени сборности конструкций), а также необходимостью по условиям производства периодической передислокации зданий.

Классификация по способу монтажа. Официально принятая в настоящее время классификация делит мобильные здания на сборно-разборные, контейнерные и передвижные. В данной работе сделана попытка уточнить эту классификацию с учетом последних отечественных и зарубежных достижений в исследуемой области. Мобильные здания предлагается разделить на сборно-разборные, из объемных элементов и трансформирующиеся.

1. Сборно-разборные здания монтируются из отдельных элементов, не связанных между собой и не имеющих внутреннего пространства.
2. Здания из объемных элементов монтируются из элементов, имеющих внутреннее обитаемое пространство и полную заводскую готовность к эксплуатации.
3. Трансформирующиеся здания монтируются из элементов, не имеющих внутреннего обитаемого пространства, но связанных между собой (складные, раздвижные, эластичные связи).

Здания трансформируются как в процессе строительства (монтажа), так и в процессе эксплуатации. Это полносборные в заводских условиях здания, компактно транспортируемые и легко монтируемые на месте. Важным фактором, который способствует достижению большой подвижности трансформирующихся зданий, является возможность быстрого изменения их объема. Эффективное соотношение транспортных и эксплуатационных объемов и в то же время полная заводская готовность трансформирующихся зданий дают им большие преимущества перед вышеперечисленными видами мобильных зданий при транспортировке и в скорости монтажа и демонтажа. В практике строительства трансформирующиеся здания не нашли широкого применения в силу сравнительной сложности изготовления.

Полученная классификация основных типов мобильных зданий по способу монтажа дополняется смешанными типами, имеющими в практике большое распространение:
1-2 – объемные блоки с дополнительными сборными элементами, транспортируемыми в собранном виде;
1-3 – сочетание сборно-разборных зданий с элементами трансформации;
2-3 – объемные блоки в сочетании с трансформирующимися элементами;
1-2-3 – сочетание трех типов.

Классификация по способу транспортировки. Сборно-разборные здания перевозятся отдельными конструктивными элементами или комплектами конструктивных элементов и крепежных деталей. Здания из объемных элементов перевозятся полностью изготовленными на заводе и в связи с этим имеют полную готовность к эксплуатации после перевозки на место. Эти здания в зависимости от способа передвижения разделяются на: объемные контейнеры (не имеющие собственной ходовой части) и объемные передвижные – трайлеры (имеющие собственную ходовую часть, жестко соединенную с объемным элементом). Трансформирующиеся здания компактно трансформируются в виде пакета трансформирующихся “жестких“ (складных и раздвижных) или “мягких“ (пневматических и тентовых) конструктивных элементов.

Классификация по конструктивным решениям. По конструктивной схеме все типы мобильных зданий делятся на две основные группы: каркасные и бескаркасные. Первые, как правило, каркасно-панельные, и только объемные элементы могут быть каркасно-обшивными. Мягкие

трансформирующиеся здания могут быть каркасно-пленочными на пневмокаркасе и на жестком каркасе. Бескаркасные здания имеют панельный несущий остов, а мягкие, трансформирующиеся здания могут быть сварными или клееными,фор-ма их поддерживается внутренним давлением (с помощью компрессора). Каркас может быть стоечно-балочным или рамным прямолинейным и криволинейного очертания, панели также могут быть плоскими и криволинейными.

Классификация по материалам. В качестве конструкционного материала для всех зданий жесткой конструкции применяются: металл, дерево (клееная древесина, водостойкая фанера, древесно-стружечные и древесно-волокни-стые плиты, древесные пластики), пластмассы (стеклопластики, жесткие пенопласты), железобетон (армоцемент, фиб-роцемент и т.д.). Эффективными утеплителями могут быть пенопласты, стекловолокно, шлаковата, рыхлая древесно-во-локнистая плита и т.д. Для мягких трансформирующихся зданий применяются различные полимерные материалы, а для их жесткого каркаса – металл, клееное дерево, стеклопластик.



Жилище севера - Классификация типов сезонно обитаемых зданий

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Жилище севера"