Категория: Баня

Национальные особенности и виды бань

Современные виды бань образовались из того наследия, которое осталось нам от предков. Каких только бань не существовало!

Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые медики Рази (Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария и Абу Али ибн Сина (Авиценна) на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.

Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» получили широкую известность не только на Востоке, но и в Европе, В трудах Авиценны содержатся рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников с гигиенической и лечебной целями, подробные описания применения бани. Идеи Разеса и Авиценны способствовали распространению бань и массажа во многих восточных странах — Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.

Прелестью восточных бань и сегодня можно побаловать себя, например, в Бухаре. Здесь было много бань, из которых сейчас продолжают действовать Хаммоми Сар-рофон и Хаммоми Базори-Корд. Эти полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, их низкие купола едва возвышаются над рынком. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они сохраняют свой былой облик как снаружи, так и внутри.

Бухарские бани представляют большой историко-культурный интерес как памятники гражданского строительства Бухары XVI в., хотя в них и не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань Востока. В свое время в инженерно-техническом отношении эти бани являли собой несомненное достижение эпохи. Войдя туда, вы окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой — в более прохладное помещение, третий — в зал для отдыха. Именно в этой последовательности и происходит банная процедура: из парилки — в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем — в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами банщика-массажиста.

Источником пара в таких банях является огромный котел с водой, встроенный в стену. Пар, образованный от кипения воды, выходит постоянно через отверстие (0,5×0,5 м), находящееся на высоте полутора метров от пола.

Котел с водой раньше нагревался с помощью дров, сейчас —г с помощью мазута. Топка находится по другую сторону стены, и запахи из нее не проникают ни в мыльное отделение, ни в парилку. Кроме того, вся баня (мыльное отделение, комнаты отдыха) обогревается теплым воздухом, поступающим в специальную трубу, проложенную под мраморным полом, напоминая римские бани. Турецкие бани «хамаш» имеют свою специфику. В них посетители согреваются и распариваются на лежаке из горячего мрамора, покрытого полотенцем, затем им делают интенсивный массаж, моют мыльной пеной при помощи жесткой волосяной рукавицы и в заключение обливают холодной водой.

После того как в Европе инквизиция перестала считать баню порождением дьявола, в начале XIX в. вновь началось строительство бань ирландского типа, которые объединяли черты русской и римской бань. В дальнейшем в строительстве различных типов бань стало ощущаться сильное влияние сауны, приобретавшей все большую популярность. Наибольшая заслуга в возрождении сауны в течение последнего столетия принадлежит Финляндии, где она пережила подлинный ренессанс.

Несмотря на строгие запретительные меры, сауна никогда не исчезала полностью. О времени возникновения финской сауны нет точных сведений, однако считается, что она существует приблизительно в течение двух тысячелетий и впервые появилась у древнефинских племен. В старом финском фольклоре сауна занимает значительное место. Известно, например, что детей рожали в сауне, что прежде чем идти к алтарю, невеста прихорашивалась в сауне, что пожилые люди перед смертью также находились в сауне. Таким образом, вся жизнь финнов была связана с сауной. В финском народном эпосе «Калевала» герои-богатыри описаны как «мужья сауны».

Финны пользовались сауной с начала нашей эры, когда окончательно поселились на территории современной Финляндии. Появлявшиеся в дальнейшем новые оседлые племена перенимали культуру сауны у финнов. Восточно-финская сауна, которая находилась под влиянием великорусских бань, была меньше и использовалась главным образом для мытья, тогда как западнофинская сауна в значительной степени применялась для сушения рыбы, хранения мяса, конопли, льна, овощей и т. п.

Практически первым письменным упоминанием о сауне является книга основоположника финской литературы Михаила Агриколы. В этой молитвенной книге, написанной в 1544 г., сауна рекомендуется в качестве лечебного средства. Однако указом шведского правительства, под властью которого финны пребывали с 1150 по 1809 г., из-за распространения глазных, эпидемических и кожных болезней, сжигания большого количества дерева и опасности возникновения пожаров сауна была запрещена. Вновь она начала возрождаться в начале XIX в. и распространилась во все цивилизованные страны.

Бесспорно, сауна является культурным достоянием финского народа. Первым робким шагом, с которого началось ее распространение по всему миру в XX в., явилось строительство скромной сауны в Париже к Олимпийским играм 1924 г. Значительную роль в рекламе сауны сыграли Олимпийские игры 1936 г. в Берлине, где в олимпийской деревне для финских спортсменов была построена сауна и их спортивные достижения на этой олимпиаде были приписаны в значительной степени положительному влиянию сауны. Широкое распространение сауна получила после Второй мировой войны.

То, что сауна, несмотря на запреты, не исчезла в небытие, не следует приписывать только ее гигиеническим свойствам. Она имела более глубокие корни в жизни людей. В прошлом она наделялась мистическим влиянием и считалась вместилищем таинственных сил. Кроме того, ее положительное влияние объясняли лечебным воздействием. На протяжении столетий накапливались сведения о положительном влиянии сауны как на здоровых, так и на больных людей. До конца XVIII в. сауна была практически единственным методом оказания помощи больным людям. В то время ее можно было бы сравнить с современной поликлиникой.

Следует подчеркнуть, что до конца первой половины XIX столетия не было большой разницы между знахарями и врачами. Их дифференциация произошла по мере открытия клетки и микробов, развития физических и химических методов исследования. Раньше главной задачей знахарей и врачей была терапия, а лечение зависело от представления о болезни, которая могла быть вызвана злыми духами. Знахарство было связано с магией, волшебством и мистическими силами* что отражалось на методах лечения. Врачи же исходили из учения Гиппократа о плохой крови, которая могла быть причиной различных заболеваний. Ее следовало выпустить из вен с помощью пиявок или других доступных способов. Таким образом, мистицизм объединял обе группы врачевателей. Благодаря своим особенностям, обособленности от остальных построек сауна являлась идеальным местом для выполнения лечебных процедур больным людям, особенно в вечерние часы. Так, проводились кровопускания, что объясняет возникшее в те времена название «кровавая сауна». Проведение этой процедуры было возможно в связи с известной стерильностью среды, достаточным количеством теплой воды, интимностью обстановки. Финская сауна считалась святым местом, в ней нельзя было громко разговаривать, петь, принимать алкоголь или шумно развлекаться, — следовало вести себя тихо, как в костеле. Нарушители этого запрета строго наказывались.

Исследования Манассеина показали, что сауна стимулирует белковый обмен. Под воздействием жара лучше усваиваются не только белки, но и жиры, углеводы, минеральные элементы, словом все, что необходимо для жизнедеятельности. Изучалось гигиеническое значение банной процедуры, воздействие потения на количество гемоглобина в крови, пищеварительная сила желудочного сока, дыхание, пульс, артериальное давление, кожная чувствительность, обменные процессы, вес тела я т. д.

Особняком развилась японская баня. Основным ее элементом является не горячий воздух, а горячая вода с температурой около 45 °С. Японцы обычно принимают ванну каждый вечер перед ужином и пользуются горячей водой невыносимой для европейца температуры. Большинство японцев посещают общественные бани, моются в помещении, отделенном от горячего бассейна, в котором регулярно меняют воду. В домашних условиях японцы принимают ванну, сидя на корточках на деревянной решетке. Душ, как правило, отсутствует. Прежде чем сесть в ванну, они тщательно намыливаются и растираются, периодически обливаясь водой, чтобы подготовить тело к погружению в очень горячую воду. Дощатый пол в ванной комнате пропускает воду, что позволяет пользоваться водой в любом количестве.

Другим видом японской бани является опилочная сухая баня. В кедровые опилки добавляют лекарственные травы, затем смесь опилок с травами нагревается до 60 °С. Опилки впитывают пот, одновременно выделяя ароматические и целебные вещества.

Существуют также и необычные, но очень полезные бани. Например, можно отлично попариться в мешке с березовыми листьями или цветочным сеном. Вы хорошо прогреетесь, а сеанс аромотерапии вам также обеспечен.

Существует еще песочная баня. Разогретый на солнце песок хорошо вбирает в себя пот зарытого в песочную массу человека. Такие бани лечат артриты, ревматизм, нефриты и некоторые гинекологические заболевания. После чего очень полезно искупаться в море.

Еще Авиценна рекомендовал песочные бани с арбузом. Арбуз является мочегонным, и весь пот больного впитывает в себя песок. Таким образом лечили заболевания почек.



Баня - Национальные особенности и виды бань

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Баня"