Категория: Паркетные работы

Немного об истории паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы.

В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII в. в различных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма развития паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей».

Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, -который носил название «в елочку», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по некоторым общественным зданиям, по боярским хоромам, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты.

В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакин-ского для устройства штучных полов для Зимнего дворца»

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей — об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркеты носили различные названия: цветные (набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивали фанеру того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев. Щит собирали с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего его скрепляли накрест. Щитовой паркет составляли не только из квадратов, но и из щитов, имеющих форму круга или сегмента.

При наклеивании цветного дерева на щигы применяли два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы, как правило, изготовляли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность имела природная окраска древесины, однако применяли ее подкраску и подкуривание, а также своеобразную гравировку дерева.

Чрезвычайно важным и большим искусством в паркетных работах является правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета — изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины были широко использованы для паркета. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то зажигались светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород — сосны, дуба и березы.

Замечательный щитовой сосновый паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея (рис. 1 и 2) и в Кусковском дворце. Здесь паркет набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками. Когда смотришь на игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг другу, то видна вся прелесть этих пород.

Рис. 1. Центральная часть паркета концертного зала Останкинского дворца. Конец XVIII в

Умение использовать направление волокон древесины является одним из важных навыков в мастерстве паркетчика, особенно при изготовлении художественного паркета.

Над паркетами работали в прежнее время краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, например, большинство полов в петербургских дворцах набирали охтинские плотники. В конце 50-х годов XVIII в. в Царском селе над паркетами работали цеховые мастера — столяры Гаврила Рыжий с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим. Они же в 1753 г. настилали паркеты в Эрмитаже.

Рис. 2. Паркет Итальянского павильона Останкинского дворца. Конец XVIII в.

В 60—70 годах XVIII в. полы в Екатерининском дворце изготовляли охтинский столяр Дмитрий Андреев с семью мастерами.

В XVIII и XIX вв. охтинских краснодеревщиков как самых квалифицированных мастеров паркетного дела приглашали на работу во дворцы и в богатые особняки Петербурга. Так, в 1823 г. архитектор Росси поручил делать полы в Михайловском дворце охтинскому поселянину Степану Тарасову с товарищами. Другие русские архитекторы использовали тех же мастеров во главе со Степаном Тарасовым на строительстве в Екатерининском и Зимнем дворцах.

Даже в начале XX в. над паркетами в Петербурге работали представители нового поколения семьи Тарасовых.

Всю работу над паркетами выполняли тогда исключительно ручным способом. Массовое производство в условиях фабрики паркетных щитов стали применять только со времени изобретения в 70-х годах XIX в. специальной машины. Вот почему фабричный паркет получил свое наибольшее распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. К этому времени в Петербурге было уже три фабрики, изготовлявших паркеты, а в Москве к концу века было восемь паркетных фабрик. В первые годы XX в. число таких фабрик заметно увеличилось не только в больших городах, но и в губернских. По данным справочника, в 1914 г. паркет в России изготовляли уже на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капитализма не означало улучшения его качества и дальнейшего расцвета как прикладного’ искусства. Наоборот, с начала возникновения фабрик качество художественного паркета падает, а к началу нашего века почти исчезает, все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины.

Таким образом, лучшим в техническом отношении и по художественным качествам был щитовой паркет, распространенный в России. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове под Ленинградом (рис. 3) и в Останкинском дворце-музее в Москве. Лучшие образцы паркета XIX в. сохранились в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в Ленинграде (рис. 4).

Русский паркет насчитывает несколько сот лет своего существования в истории русского декоративного искусства.

Русские щитовые паркеты XVIII—XIX вв. были и остаются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было столь разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и качество паркета достигали непревзойденного совершенства. Жаль, однако, что все эти работы вел лишь узкий круг потомственных мастеров, которые скрывали секреты своего мастерства.

В наши дни, когда создаются колоссальные общественные здания для трудящихся, потребность в паркете высокого качества, а также в художественном оригинальном паркете чрезвычайно возросла.

За годы Советской власти в нашей стране создано немало красивейших зданий с паркетами, которые по своим художественным достоинствам ничуть не хуже прежних.

Рис. 3. Центральная часть па-ркета в кабинете Ротари Китайского дворца XVIII в.

Рис. 4. Паркет центральной части Малахитового зала Начало XIX в.

Так, в 30-х годах академик А. В. Щусев разработал эскизы паркетов для гостиницы «Москва».

Эти и другие паркеты создавались советскими мастерами, новым поколением специалистов, которые стремятся поделиться своим опытом с молодыми рабочими. Так, один из отличных мастеров, внесший немалый вклад в дело усовершенствования паркетных работ, Ю. В. Вугин написал книгу, в которой подробно изложил «секреты», описал свой многолетний опыт и дал много ценных советов начинающим паркетчикам. В своем начинании Ю. В. Вугин не был одинок, ибо в корне изменились производственные отношения, а значит, изменилось и отношение мастеров к сохранению секретов мастерства.



Паркетные работы - Немного об истории паркета

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Паркетные работы"