Категория: Стекольные работы

Очарование зеркал

По мнению ученых, первыми зеркалами, с которыми познакомился человек, были отполированные бронзовые и обсидиановые пластинки. Стеклянные зеркала возникли лишь в XIII веке в Голландии, а затем во Фландрии. В 1373 году в немецком городе мастеров Нюрнберге появился первый зеркальный цех.

Первые зеркала были не плоскими, а вогнутыми и изготавливались следующим образом: стеклодув выдувал через трубку большой стеклянный шар, после чего в трубку заливалось расплавленное олово. Когда олово, соединяясь со стеклом, растекалось по внутренней поверхности шара и остывало, шар осторожно раскалывали на куски и получали в буквальном смысле слова «кривые» зеркала. В начале XVI века во Франции были изобретены плоские зеркала, которые поначалу были невероятно дорогими, поскольку технология изготовления плоского стекла была известна преимущественно венецианским мастерам, а те, как уже говорилось, были вынуждены держать тайны своего ремесла в строжайшем секрете. До наших дней дошел, например, такой способ изготовления плоского стекла, применявшийся в начале XVI века братьями До-менико из Мурано: горячий стеклянный цилиндр разрезали и затем раскатывали его половинки на медной столешнице, получая листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой.

Другие изобретательные мастера придумали «смачивать» плоские стекла ртутью, приклеивая к ним таким образом тонкую оловянную фольгу.

Впоследствии французские стеклоделы научились получать зеркальное стекло не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Они применяли такую технологию: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Этим способом, кстати, были изготовлены зеркала для строящейся тогда Галереи зеркал в Версале. Более трехсот зеркал разместились в 73-метровой галерее, призванные ошеломить своим сиянием всех, кто удостоится приема у Короля-Солнце Людовика XIV. Известен также знаменитый «зеркальный кабинет» Марии Медичи, для которого французская королева заказала у венецианских мастеров стекольного дела 119 зеркал. А мастера преподнесли королеве в качестве подарка еще одно зеркало — богато отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями, — которое сегодня находится в Лувре.

Несмотря на чрезвычайную дороговизну, у зеркал быстро появились поклонники. Конечно, позволить себе коллекционировать зеркала могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы — как, например, английский король Генрих VIII и французский монарх Франциск I. Менее обеспеченным любителям изящных вещей, чтобы совершить покупку, приходилось идти на серьезные жертвы: так, история рассказывает, что для приобретения понравившегося зеркала некоей французской графине даже пришлось продать свое имение.

А вот на Руси иметь зеркало считалось грехом. В середине XVI века церковь даже запретила духовным лицам держать зеркала в своих домах. Да и благочестивые миряне не одобряли использование этого предмета. Историки рассказывают, что единственными существовавшими тогда были крошечные зеркальца, которые привозились из-за границы и составляли принадлежность женского туалета. Сог ласно историческим источникам, в России зеркала в интерьере стали использоваться едва ли не со второй половины XVII века. Но и тогда они не были «допущены» в парадные комнаты и преимущественно украшали убранство «внутренних постельных» покоев, скрытые завесами из тафты и шелка или спрятанные в киотах.

Дошедшие до наших дней старинные зеркала того времени зачастую имеют очень интересную историю, как, например, то зеркало, что когда-то подарила князю Голицыну царевна Софья. Это было изящное зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом. В конце XVII века, когда опальный князь вынужден был отправиться в ссылку в Архангельский край, зеркало царевны он тайно увез с собой. По завещанию, после смерти Голицына, зеркало попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

При Петре Великом в России началось промышленное изготовление зеркал. Вот как описывает древний летописец первый стеклодельный завод: по его словам, на Воробьевых горах в Москве возведен был «амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины».

И по сей день зеркало остается наиболее загадочным предметом интерьера. Это неслучайно: ведь зеркало способно раздвинуть стены, нарушить прямолинейность линий, заставить забыть реальные пропорции. Искусство применения зеркал, с точки зрения дизайнеров, особенно подходит для применения в малогабаритных квартирах.

В последние годы наблюдается интересная тенденция: зеркало перестает быть предметом, выполняющим только утилитарную функцию. Все чаще зеркальные поверхности используются в помещениях для усиления иллюзии света и простора, смягчения или сокрытия недостатков и неудобств планировки. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения и может даже создать иллюзию бесконечности пространства. Например, с помощью зеркала можно выполнить интересную интерьерную «уловку», расположив его так, чтобы отражался фрагмент интерьера со старинным комодом или лестница с изысканными светильниками, создав таким образом своего рода оптическую картину.

Удачно размещенное в небольшой прихожей, холле или на входной двери зеркало не только выполняет свою основную функцию, но и зрительно увеличивает пространство. В узком коридоре зеркала лучше вешать на боковой стене, чтобы они создавали впечатление большей ширины. А в гостиной зеркало может стать гармоничной частью убранства и более того, стержнем всего интерьера, придать ему законченность и очарование. В зеркалах красиво отражается сервированный стол, блеск праздничных свечей и украшений, смех, улыбки, нарядные платья гостей. Зеркал и приемов их использования существует множество, некоторые представлены на рис. 1-4.

Рис. 1. Каминное зеркало: изящная форма подчеркивает роскошь гостиной

Популярен сейчас и такой вариант декорирования интерьера, как «раскадровка» — прием, когда рядом размещаются два или три крупных вертикальных или квадратных зеркала.

Обретает популярность и новая тенденция фрагментарности, основанная на вариациях на тему повторения: например, можно встретить квадратное зеркало, состоящее из маленьких кругов, которые размещены на некотором расстоянии друг от друга. Или модель, образованную из крупных удлиненных фрагментов, объединенных рамой. Назначение таких зеркальных конструкций — не фотографическое, точное отображение, а создание нового образа помещения, необычных эффектов, связанных с преломлением света.

Рис. 2. Зеркало в туалетной комнате

Ассортимент современной зеркальной продукции очень широк: это зеркала с «алмазной гранью» (линейных и криволинейных форм), серебряные, алюминиевые, тонированные, цветные, снабженные большим количеством различных светильников, полочек и фурнитуры. Оригинальные формы зеркал, многоцветных зеркальных панно или композиций могут стать настоящим украшением жилища.

Некоторые европейские фирмы создают специальные наборы, с помощью которых можно создать настоящее «королевство кривых зеркал». Используются яркие краски, крупные формы, контрастные сочетания. При помощи таких зеркал можно получать самые неожиданные, динамичные и интересные эффекты: симметрию паркетного рисунка, арочных проемов, стен.

В зависимости от стиля, зеркала могут выглядеть очень по-разному. Так, зеркало в классическом стиле обязательно должно иметь строгую геометрическую форму. Очень часто такие зеркала вставляют в позолоченные рамы. Зеркало в классическом стиле подойдет для интерьера с мебелью из ценных пород дерева. Его можно повесить на стену над столиком-консолью в прихожей, над камином в гостиной или туалетным столиком в спальне или установить на прикроватную тумбочку на двух ножках-колоннах, упирающихся в массивную подставку.

Зеркало в стиле арт деко обычно круглое и не имеет оправы. Такое зеркало очень хорошо подойдет для интерьера, выполненного в стиле тридцатых годов XX столетия. Оно будет великолепно сочетаться с мебелью светлого дерева с закругленными углами и плавными линиями, отделанной хромом, стульями из полых гнутых металлических трубок и стенами, оформленными в пастельных тонах.

Рис. 3. Обилие стекла и зеркал в ванной увеличивает ее размеры и делает роскошной

Рис. 4. Изящное зеркало делает простую обстановку детской нарядной

Главная отличительная особенность зеркала в модном сегодня стиле хай-тек — простота и строгость форм. Такое зеркало (овальное, квадратное, прямоугольное), установленное в простую деревянную или металлическую раму, будет хорошо сочетаться с интерьером, практически лишенным украшений: мебелью простых конструкций, деревянными жалюзи, грубой циновкой из натуральных волокон, дощатым полом.

Зеркало геометрической формы подойдет и для так называемого деревенского стиля {кантри), однако рама для него понадобится совсем иная: затейливо выполненная из плетеной лозы или украшенная ракушками, галькой или венком из полевых цветов. Такое зеркало подойдет для интерьера с мебелью из светлого дерева, ситцевыми скатертями и занавесками, лоскутными одеялами, покрывалами из домотканого кружева.

Рис. 5. Зеркало в прихожей. Огромное зеркало просто прислонено к стене. В нем отражается оригинальный светильник-паук. Стена украшена стеклоблоками

И, наконец, в интерьере, оформленном в стиле модерн, зеркало может иметь практически любую, даже самую сложную, конфигурацию —например, иметь форму разных фаз Луны и изображения знаков Зодиака.

Зеркало в стиле модерн может быть тонированным и даже представлять собой настоящую картину с оригинальным абстрактным рисунком. Такое зеркало прекрасно сочетается с мебелью из стекла и металла, кожи и дерева и подойдет, например, для спальни, в которой установлена кровать с шаровидными деревянными ножками и стеклянной спинкой, на которой вырезаны стилизованные цветы и птицы.

В дизайне зеркал сегодня модно использовать скромные, но изысканные рамы. Сама плоскость зеркала тоже подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла.

Самой модной тенденцией, как уже говорилось, сегодня является минимализм — легкость, воздушность пространства, отсутствие в нем «нагромождений» мебели. Поэтому в интерьере, созданном по законам грамотного дизайна и хорошего вкуса, настенные зеркала могут иметь любые произвольные линии, позволяющие им сливаться с общим стилевым направлением помещения. В интерьере современного минималистского стиля будет хорошо смотреться зеркало четких геометрических форм или такой тип зеркал, у которых рама составляет единое целое с отражающей поверхностью, но ее стекло обработано, к примеру, пескоструйным методом или методом шелкографии. Оригинальный вид имеет и матовое стекло в сочетании с зеркалом, на котором сзади отсутствует амальгама. Такое «нейтральное» зеркало не отвлекает внимания и до определенного времени остается незаметным, оставаясь между тем очень эффектным. Еще одна модная тенденция — зеркало с окантовкой из витражей, рисунок и цвет которых повторяет керамическую плитку, размещенное в изысканно оформленной ванной комнате.

Кстати, ванную комнату зеркала способны сделать самым эффектным помещением квартиры. Однако работа с этим материалом достаточно сложна, а реализация авторского замысла может потребовать решения не совсем обьгчных технических задач. Однако результат впечатляет: восхитительно выглядят стены, отделанные зеркальной плиткой в тон керамической, где в море сверкающих зеркал выделяются вставки из керамической плитки. Такое соединение благодаря общему цветовому тону материалов очень легко воспринимается и вносит в интерьер приятное своеобразие.

Свойство зеркала зрительно полностью менять облик и размеры помещения и нарушать прямолинейность линий приводит к поистине феноменальному эффекту в случае, если зеркальную поверхность обретает потолок. В помещении с низкими и неровными потолками, где необходимо не только увеличить высоту, но и скрыть дефекты, отличным решением может стать применение подвесных и натяжных потолков с зеркальной поверхностью, которые «поднимают» помещение, одновременно придавая ему совершенно особый колорит.

Новым словом в оформлении интерьеров также стало использование зеркальной плитки, которая делает помещение особенно роскошным. Зеркальная плитка может послужить облицовочным материалом для целой стены или ее части, с ее помощью можно выполнить вставки в строгую отделку стен или подвесного потолка, а при желании — даже уложить на пол.

Зеркала, вкрапленные в напольную плитку, смотрятся необычно.

Однако следует отметить, что в целях безопасности вместо стекла в качестве зеркальных элементов для напольных покрытий и потолочных поверхностей (как уже говорилось) часто используются другие светоотражающие материалы.

Как источник света, зеркало требует особого места в квартире. Размещать его следует так, чтобы свет рассеивался равномерно, но не стоит помещать в место попадания прямых солнечных лучей, так как от перегревания зеркало быстро потускнеет.

Существует еще одно простое правило: хорошо освещено должно быть не само зеркало, а отражаемый им объект. Глубина отражения в зеркале зависит от ширины фасета (скошенного края зеркала). В зависимости от дизайнерского замысла он может быть двускатным или односторонним, широким или узким, подчеркивать форму или придавать зеркалу объемность.

Сейчас в интерьерах присутствует эклектическая тенденция (смешение стилей), поэтому дизайнеры не настаивают на необходимости строго придерживаться стилевых канонов в подборе оформления зеркала. Они считают, что достаточно помнить главное правило — зеркала должны гармонично вписываться в обстановку и не забывать о том, что зеркало — очень «сильное средство» украшения интерьера. Используя зеркальные поверхности, необходимо соблюдать чувство меры. Обилие зеркал может очень сильно исказить пространство, «сломать» его, в результате чего интерьер окажется непригодным для жилья.



Стекольные работы - Очарование зеркал

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стекольные работы"