Категория: Стекольные работы

Стекло, «посвященное музам»

Одним из модных украшений современного дома является стеклянная мозаика — панно или композиция на полу или стене, составленная из небольших кусочков стекла или других материалов. Некоторые филологи высказывают интересное предположение о происхождении слова «мозаика» — от латинского musinum, что значит «посвященная музам». Что ж, такое название вполне подходит для рисунков, выполненных из пластинок цветного стекла, которые украшали древнеримские храмы и святилища первых христиан, а именно эти рисунки и считаются первыми мозаичными изображениями.

Древние мозаики были несложными по композиции и цвету. Иногда они выполнялись из пластинок всего двух цветов — черного и белого. Однако пришли времена, когда мозаика получила заслуженное признание. Можно привести множество примеров использования мозаики в убранстве помещений: например, цветная изысканная композиция «Дионис на пантере» (IV век до нашей эры), изумительные украшения храмов Сан-Витале в Равенне, Софии в Константинополе. Стеклянная мозаика первоначально вставлялась в «ажуры» — каменные и деревянные проемы — для украшения окна. Можно сказать, что она стала прародительницей витража, когда мастера научились определенным образом вырезать и собирать в свинцовую оправу цветные стекла, из которых образовывались красивые узоры и орнаменты.

Сегодня мозаика из стекла вновь становится популярной: и за рубежом, и в России все чаще можно увидеть мозаичные полы и стены на верандах, в ванных комнатах, панно и картины из мозаики в прихожих и коридорах новых квартир и коттеджей. Мозаика из стекла — великолепный отделочный материал. С ее помощью можно не только оформить большие плоские поверхности — например, кухонные столешницы, стену или пол в ванной; но и выполнить облицовку самой сантехники. Для этого используются мозаичные элементы небольших размеров, позволяющие выполнять закругления достаточно малых радиусов — на раковине или ванне. С помощью таких же маленьких модулей мозаикой облицовываются и другие художественные изделия для украшения интерьера — например, вазы или декоративные фигуры.

Стеклянная мозаика, используемая сегодня в интерьере, с химической точки зрения представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с различными добавками: кадмия, селена, авантюрина, перламутра и даже золота (золотого «порошка»), которые вводят в стеклянную массу для придания ей цвета. Кстати, технология получения «золотой» мозаики известна людям еще с древности, когда между стеклянными пластинками прокладывали сусальное золото и запрессовывали при обжиге. Такая «золотая» стеклянная мозаика существует и сегодня — это действительно эксклюзивный материал, поскольку при его изготовлении между двумя слоями стекла прокладывается настоящая золотая фольга 99-й пробы. Еще одна разновидность эксклюзивной стеклянной мозаики — мозаика с добавлением искусственного авантюрина, полудрагоценного камня с мерцающими точечными вкраплениями.

Для производства такой мозаики используется искусственный авантюрин, который изготавливается по технологии, требующей исключительной точности, — такой, что даже привлечение квалифицированных специалистов и самой современной аппаратуры не может гарантировать полный, стопроцентный успех. В самых общих чертах процесс выглядит так: необходимые элементы, состав которых является тайной фирмы, обжигают в печи до полного расплавления, добавляя к ним в определенный момент оксид меди. Через двенадцать часов печь опечатывают и оставляют остывать, после чего готовый продукт (внешне напоминающий заставшую смолу) растирают в порошок, вручную вмешивают в стеклянную массу, расплавляют и в конце концов разливают по формам.

Кстати, секрет изготовления искусственного авантюрина был получен промышленниками, поставившими на поток его производство, у муранских мастеров — великих стеклоделов, о которых уже говорилось ранее.

Любопытно, что итальянские производители дали одной из своих новых коллекций стеклянной мозаики с авантюрином оригинальное название: «Небольшое приключение». По мнению журналистов, таким странным наименованием коллекция обязана именно непредсказуемости результата создания искусственного авантюрина: как правило, удачно завершаются лишь семь из десяти циклов его производства.

Следует заметить, что качественная стеклянная мозаика очень прочна — гораздо прочнее, чем обычное стекло. Высокая прочность достигается тем, что при изготовлении стекломассу подвергают дополнительному обжигу в специальных печах при высокой температуре. Кроме того, стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема (для сравнения: коэффициент водо-поглощения керамической мозаики — 1%, а соответствующий параметр стеклянной мозаики составляет меньше 0,1%). Стеклянная мозаика прекрасно выдерживает температуру до +150 °С, поэтому ею прекрасно можно облицевать, например, камин.

Для выполнения стеклянных мозаик сегодня часто употребляется венецианское стекло. Это объясняется его прекрасными характеристиками — долговечностью, устойчивостью к воздействию воды, механическим ударам и перепадам температур. А благодаря тому, что венецианское стекло имеет сплошную структуру, оно еще и великолепно противостоит влиянию микроорганизмов и бактерий (поэтому им часто отделывают ванные комнаты и бассейны).

Очень интересны своими декоративными свойствами и разновидности стеклянной мозаики, в частности — смальтовая (мозаику из смальты также часто называют «римской»). Разница между ними в том, что в состав смальты входят соли калия, а не натрия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Получают смальту из мелких частичек плотно окрашенного стекла с определенными добавками (оксидами) методом прессования и спекания по специальной технологии, в результате чего материал приобретает прочность и стойкость не только к температурным перепадам, но даже к агрессивным чистящим средствам. С поверхности, выложенной смальтовой мозаикой, любые загрязнения удаляются даже легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик.

Смальта непрозрачна, но обладает очень интересным визуальным эффектом — она словно светится изнутри. Кроме того, современные технологии позволяют получать до нескольких тысяч оттенков смальты; это позволяет выкладывать большие одноцветные поверхности, которые выглядят очень живописно благодаря небольшим отличиям в тоне мозаичных модулей.

По размеру элементы смальтовой мозаики немного меньше обычных — 1,2Х 1,2 см, но зато они более толстые — около 8 мм.

Кстати, некоторые дизайнеры подчеркивают одно интересное свойство смаль ты, обусловленное спецификой самого материала и технологией его изготовления. Дело в том, что при взгляде с близкого расстояния смальта не всегда слагается в единый узор, а по-насто-ящему «звучать» начинает только тогда, когда мозаичное изображение рассматривается с определенного расстояния. Считается, что наилучшее впечатление римская мозаика производит в достаточно просторных помещениях.

Форма мозаичных модулей (их также называют «чипсы», или «тессеры» (tesserae) — смальтовые кубики) может быть различной. Наиболее традиционна — прямоугольная или квадратная; встречаются и круглые элементы. Чаще всего встречаются квадратные пластинки мозаики размером 20X20 мм. Толщина одного элемента обычной мозаики составляет около 4 мм. Кстати, от размера элемента зависит детализация изображения: чем меньше пластинка или кубик, тем точнее получится прорисовка.

Стеклянные тессеры имеют немного неправильную форму, и благодаря этому законченное мозаичное панно приобретает интересный эффект ручной работы.

Поверхность, выложенная стеклянной мозаикой, может представлять собой как несложный геометрический рисунок, так и сюжетную композицию.

Сегодня в специализированных фирмах можно заказать даже копии знаменитых древнегреческих или римских мозаик. К сожалению, полностью повторить работу древних мастеров мозаичного дела современным художникам не удастся — ведь многие старинные секреты безвозвратно утеряны, — но копии, в любом случае, не уступают оригиналам в эффектности и красоте, а по некоторым параметрам, благодаря использованию современных технологий и материалов, могут даже превосходить их.

Благодаря использованию современных компьютерных технологий, в мозаике сегодня можно воплотить практически любой сюжет, даже рисунок, самостоятельно придуманный будущим хозяином мозаичного панно (рис. 50).

Изготавливается изображение так: оригинал (рисунок, фотографию) сканируют, «заводят» информацию в компьютер и с помощью специальной программы разбивают изображение на клетки. После этого, в зависимости от того, насколько сложен рисунок, выбирается его цветовая гамма. При этом необходимо учитывать некоторые важные моменты, например, расстояние, с которого предположительно будет рассматриваться панно. Ведь чем больше его размеры, тем большим должно быть расстояние до него.

Существуют, кроме того, и «стандартные» приемы декорирования мозаикой — бордюры, орнаменты или так называемые «растяжки».

«Растяжками» дизайнеры называют полосы, изготовленные из мозаики одного цвета с изменением насыщенности элементов. Например, с переходом от темных оттенков к более светлым. Их используют для того, чтобы визуально увеличить объем помещения.

Рис. 1. Мозаичное панно

Стеклянная (и, в частности, смальтовая) мозаика обладает еще одним интересным свойством: каждый ее элемент может иметь, помимо определенного цвета и тона, и свою степень блеска — от глянцевой до матовой. Эта характеристика всегда учитывается художником, который может использовать ее для создания дополнительной игры света на своей мозаичной композиции. Таким образом, луч солнца, отражаясь от мозаичного панно именно под тем углом, как задумал автор, может выигрышно «вылепить» произведение из света, гармонично соединяя его со всем интерьером в целом.

Кстати, сегодня выкладывание мозаичной картины не обязательно является таким же длительным и трудоемким процессом, как в старину, когда мастер долго и кропотливо подбирал каждую «пластинку» и аккуратно вкладывал ее в изображение. Современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях. Таким образом, можно воспользоваться готовыми мозаичными «модулями» — фрагментами собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон.

Технология работы проста: модуль приклеивается на основание так, чтобы бумага располагалась сверху; после застывания клея бумага смывается водой, а швы затираются. Разумеется, при желании можно приобрести и набор разрозненных «чипсов» и создать из них изображение точно так же, как это делали старые мастера. Более того,, некоторые фирмы выполняют нарезку любых мозаичных материалов на заказ, — то есть практически любого размера и формы, необходимых для выполнения конкретного рисунка. Благодаря этому можно создавать уникальные вещи, единственные в своем роде мозаичные картины (рис. 2).

Однако необходимо учитывать, что при кажущейся легкости процесс облицовки мозаикой достаточно сложен и требует от мастера очень высокой квалификации. Это весьма кропотливая работа: нужно добиться идеального совпадения швов, а также того, чтобы расстояние между листами-матрицами было таким же, как и между самими плитками. Все расчеты выполняются с точностью до миллиметра. В качестве клея используется обычно специальная цементно-латексная масса. Ее нанесение тоже требует определенного опыта и специального инструмента. Мастера используют особые зубчатые шпатели, длина зубчиков которых зависит от используемого материала (для обычной стеклянной мозаики она не должна превышать 3,5 мм, для смальты — 7,5 мм). Это необходимо для того, чтобы при укладке мозаики лишний клей не выступал из швов, а сама мозаика составляла вместе с клеем идеально ровную поверхность. При этом поверхность вовсе не обязательно должна быть плоской — мозаика замечательно украсит любые криволинейные поверхности — например, колонны.

Рис. 2. Мозаичные панно

Но и, скажем, пол в гостиной можно сделать неповторимым элементом интерьера, украсив его великолепным панно из смальты — своеобразным мозаичным «ковром». В качестве темы для изображения можно выбрать все что угодно — копию произведения знаменитого художника, строгий геометрический рисунок, абстрактную композицию. Центральную часть «ковра» можно использовать как отдельное панно или в сочетании с фризом (рис. 3).

Мозаикой сегодня модно украшать не только пол или стены, но даже мебель. Западные производители предлагают уникальные модели столиков для гостиной с мозаичной облицовкой (рис. 4).

Сегодня стеклянная мозаика производится во многих странах мира — в Турции, Франции, Италии. Кстати, итальянские производители завоевали настолько высокие позиции в мировом мозаичном производстве, что название одной из итальянских фабрик, «Бизацца», стало зачастую использоваться как имя нарицательное, обозначающее стеклянную мозаику. Такой популярностью промышленники обязаны уникальным технологиям и материалам, которые они используют для создания своей продукции. Например, в качестве исходного сырья для производства стеклянной мозаики итальянские мастера используют только мелкий, абсолютно белый кварцевый песок, который привозят с Южного побережья Франции.

Рис. 3. Мозаичный пол

Итак, ассортимент мозаики, которой можно великолепно украсить интерьер, сегодня достаточно широк. Однако, выбрав такое решение, все же желательно принять во внимание советы специалистов относительно марки материала, его цвета и рисунка. А чтобы гарантированно получить качественный результат — обратиться в респектабельную фирму, внимательно изучить каталоги и сделать заказ на выполнение работы.

Рис. 4. Мозаичные столы


Стекольные работы - Стекло, «посвященное музам»

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стекольные работы"