Категория: Дизайн и интерьер загороднего дома

Способы организации пространства интерьера

Одним из главных, фундаментальных способов организации и оформления интерьера является деление помещения на зоны, соответствующие их функциональному назначению, в соответствии с которым строится их дизайн и дизайн смежных с ними зон. Далеко не всегда каждому отдельному назначению служит совершенно отдельное помещение, комната, флигель, пристройка, этаж, мансарда. Не всегда открывается возможность предоставить по отдельной комнате для кухни, столовой, гостиной, библиотеки, кабинета, спальни, детской, гостевой спальни, бильярдной, зимнего сада, каминной, гардеробной, кладовки, прихожей, веранды, терассы и т. д. Весьма часто одному помещению приходится совмещать в себе функции двух-трех и более. Это не только вынужденная необходимость, но и, часто — очевидное удобство. Чем меньше семья и чем меньше количество гостей она принимает, тем целесообразнее использовать принцип соседства двух схожих по функциям помещений или зонирования в одном помещении разных по использованию участков интерьера.

Разумеется, эта тенденция имеет разумные ограничения. Кухню нельзя устраивать по соседству с туалетом (это, к сожалению, делается очень часто), со спальней, кабинетом или детской, но хорошо и удобно ее соседство со столовой или гостиной. Не совместить в одном помещении с ванной ничего, кроме туалета и не соединить в одной комнате гостевую спальню и детскую или в комнате для гостей не устроить кабинет хозяина и т. п.

Однако одно помещение может, при должной его организации, разделить функции, например, столовой и гостиной, а другое помещение — кабинета и спальни хозяина. Гостиная может быть совмещена с библиотекой, каминной, в ней может быть зона, организованная как спальня для гостей, зона зимнего сада и детская игровая зона. Коридор также может принять в свое пространство часть библиотеки, часть коллекции небольших графических работ, а также шкафы гардеробной, небольшую зону отдыха, обозначенную диваном и столиком, а если коридор достаточно протяжен, то на него распространяется и часть функции прихожей — в нем органично может смотреться вешалка для одежды, зеркало в раме, корзина с тапочками, цветы в вазе на столике, может быть большая корзина с удобным местом для собаки, медный крючок для поводков и ошейников, а ближе к потолку длинные полки для удочек.

Коридоры, как никакие другие помещения, могут иметь многофункциональное использование.

В профессиональном дизайне существуют много конкретных приемов деления одного помещения на зоны, называемые иначе— «приемы зонирования». Рассмотрим их с точки зрения практического использования для организации интерьеров загородного дома. Самый традиционный — перегородки.

Глухие, полные — непрозрачные, с дверью или без нее, с окном в перегородке или без него. Возможны Для разделения помещений с двумя и более окнами. В противном случае функция отгороженного темного помещения может быть весьма узкофунконально использована — гардеробная или кладо-ая с искусственным освещением, фотомастерская

(при желательном наличии необходимой сантехники; в этом случае может быть использована как душ, кухня, прачечная со стиральной машиной),’ книжное хранилище — библиотека, также только с искусственным освещением, поскольку окно в перегородке дает недостаточно света.

Гораздо удобнее для улучшения освещенности отгороженной зоны использовать неполные перегородки — низкие, не доходящие до потолка на 1/4, 1/2, 3/4 высоты потолка, короткие — не доходящие от одной стороны до другой. Одновременно глухая (непрозрачная) перегородка может быть низкой и короткой.

Перегородки-завесы также могут быть полными, неполными, отодвигающимися и постоянно висящими, раскрывающимися (подвязываемыми) и поднимающимися по принципу штор, называемых «маркизы». Неполные шторы-завесы, используемые как перегородки, могут лишь обозначать деление пространства на две части, свисая с потолка лишь на 1/8-1/5 высоты помещения. Перегородки-завесы могут начинаться на разных уровнях от пола и перегораживать помещение не полностью, не от стены До стены, а частично, отгораживая необходимые по размерам «ячейки» с правой или с левой стороны интерьера. Висящий до пола занавес-перегородка может начинаться как от потолка, так и ниже — на любом уровне, вплоть до половины высоты помещения.
«Прозрачные» перегородки пропускают свет внутрь отгораживаемой зоны. Решетчатые перегородки из дерева чаще применяются в жилом интерьере, но используются также сквозные ячеистые полки, горизонтальные поверхности которых укреплены на одной, двух, трех стойках. Полки могут полностью перегораживать интерьер от стены до стены,— в этом случае в них обычно «прорезается» проем для прохода человека из одной зоны в другую сквозь такую полочную конструкцию. Аналогичный проем прямоугольной либо арочной формы делается в деревянной решетчатой перегородке, заимствованной дизайнерами из опыта французских архитекторов XVIII века. Решетчатые и полочные конструкции перегородок также могут как доходить от пола до потолка, так и начинаться на любом уровне как от пола, так и «свисать» на любую «глубину» с потолка.

Рис. 107. Деление пространства на две зоны при помощи легкого занавеса

Перегородки-«барьеры». В качестве «барьеров» могут быть использованы некоторые предметы мебели, имеющей формы параллелепипедов — тумбочки, шкафы разной высоты, столы разных конструкций, кушетки и т. п. «Барьером» может стать и низкая деревянная решетка, и низкая полка, перпендикулярная стене.

«Оазис». Отделить от интерьера зону, которую можно определить коротко как «оазис» — более сложно. Диван, поставленный посреди комнаты, на значительном расстоянии от стены; тумбочки или столики по обеим сторонам от него; лампа на одном из столов; два кресла, поставленные лицом друг к; другу, создают внутри себя маленькую зону отдыха, в середину которой можно поставить широкий, круглый или квадратный — невысокий стол. Другая зона может быть организована за спинкой дивана.Вдоль нее можно поставить низкую скамейку, на которой уместится целый ряд цветов в горшках. Если в этой второй зоне есть окно, напротив него-можно поставить вытянутый прямоугольный или овальный обеденный стол, а по обеим сторонам окна — два шкафа — один со столовой посудой. Это углубление может быть заложено ковром, в отличие от его окружающего ровного деревянного пола.

Со стороны окна вдоль стола можно поставить длинный деревянный диванчик или скамью со спинкой и подлокотниками, по коротким сторонам — деревянные стулья или два легких плетеных кресла. По другой стороне три-четыре стула в чехлах из цветного сатина (ситца) или с подушечками на сиденьях и спинках. Получается помещение с функциями гостиной, столовой и библиотеки. Если напротив центрального дивана с креслами находится камин — лучшего и желать невозможно...

Зоны в интерьере можно отделить одну от другой стилистически — по-разному оформив их. Например, место в гостиной, где играют дети, оформляется в более игровом, «карнавальном», свойственном миру детства, стиле. Если, например, ребенок любит животных, рыб, птиц, то место в гостиной, где он обычно играет, которое отведено для этого заботливыми родителями, нужно оформить в этой тематике, «населить» этот уголок изображениями его любимых существ. Для этого можно не пожалеть подарить ребенку на день рождения сушеное чучело маленького крокодила, купленного в антикварном магазине, и подвесить его к потолку в этой зоне. Или если, например, хозяин дома увлечен геологией или географией, то «библиотечную» зону в гостиной или даже в коридоре можно оформить в «геологическом» стиле — карты, камни, фотографии, геологический молоток и т. п. Если в библиотеке находится большинство книг, например, по географии или ихтиологии, истории и т. п., то эту зону можно стилистически оформить в «географическом», «морском», «историческом» стилях и т. д. Отделить зоны друг от друга можно и применяя Разные отделочные материалы для оформления разных зон. Так, например, напольное покрытие зоны, где играют дети — это плотный цветной толстый ковер с красивыми рисунками, веселым, но не слишком ярким узором, в отличие от столовой или гостиной зоны, где в окружении глад
кого деревянного пола на небольшом квадрате ровного светло-серого ковра со слабой розовой полоской по краям стоит овальный деревянный стол в окружении 4-х кресел. По-разному могут быть отделаны и стены в разных зонах. Например, два смежных участка стены можно обшить доской в
двух направлениях, или деревом розового оттенка.

Стены разных соседних зон могут иметь разный цвет, что также зрительно отделяет их друг от друга. Обработка стен разных зон тоже может иметь разный характер. Например, бревенчатые, кирпичные или обшитые «вагонкой» стены разных функциональных зон одного помещения.

Изменение уровня пола — возвышение или опускание уровня пола на 10-15 см в одной из зон. Например, так называемая «зона отдыха» — участок перед камином может иметь пол, который опущен на 10-12 см ниже всего остального помещения. Или наоборот, полоса пола у стены, где стоит, предположим, фортепиано шириной 1,5-2 м может быть приподнята на 10 см, являя собой некоторое подобие «сцены» в гостиной.

Изменение высоты потолка. Например, в комнате хозяев, объединяющей функции спальни и кабинета, зона рабочего стола может быть выделена сниженным уровнем потолка над ней, либо напротив — таким образом может отличаться спальная зона. Здесь же можно применить и предыдущий прием — поставить кровать на небольшое (10-12 см) возвышение, закрытое занавесом.

Органичным приемом, помогающим разделить, пространство на разные зоны, может стать использование особенностей внутренней архитектуры пометения — расположения лестниц, выступов или, наоборот, ниш в стенах, поворотов, простенков и т. п.

Отделение части от общего, единого помещения возможно и с помощью другого способа освещения этого участка, чем всего остального пространства. Всем известен эффект выделения светом вечерней настольной лампы небольшого участка вокруг стола, где, например, читает кто-нибудь из членов семьи. Свет лампы создает для этого человека свой маленький мир, окрашенный в цвет ткани абажура. Но такое возможно не только при вечернем освещении. Например, дальняя часть верхнего этажа (обустроенного, как мансарда, чердак) отделяется от ближней характером освещения — различными по направлению и цвету в ближней и дальней от зрителя зонах этого мансардного пространства. Дальняя часть освещена диагональным по направлению светом через наклонное окно мансарды. Ближнее к нам пространство освещено прямым, ровным горизонтальным светом из окна, расположенного не в скошенной части потолка, как предыдущее окно, а в вертикальной стене с другой стороны интерьера. Таким образом, ближняя и дальняя части мансарды по-разному зрительно воспринимаются, как будто два разных пространства. Интерьер как будто имеет две комнаты, не разделенные между собой стеной.

Если же в одном из окон сделать витраж (вставить несколько цветных стекол), например, в наклонном окне, то эффект различия двух пространств усилится. Цветной воздух словно прилет сюда из-за театральных кулис.

Рис. 108. Варианты использования ширм и шкафов для разделения интерьера на зоны

Цветным можно сделать и свет из ближнего окна, украсив витражами два верхних квадрата оконного переплета. Но тогда, чтобы подчеркнуть различие между двумя пространствами мансарды, нужно принципиально разделить и цветовой строй витражей каждого из окон. Так, например, если дальнее (наклонное) окно украсить цветным стеклом красного и фиолетового оттенков, то ближнему окну следует оставить для украшения стекла синего и желто-зеленого цветов. Возможен и другой вариант. Одно окно оформлено витражом из зеленых и оранжевых стекол, другое — из желтых и фиолетовых, либо из синих и зеленых. Насыщенность цветного стекла тоже можно использовать как фактор различия света из разных окон. Так на одном окне может быть витраж из более бледных стекол, причем холодных оттенков (голубого, фиолетового, бледно-зеленого), а из другого окна будет литься более яркий свет — из витража с насыщенными по цвету (но уже теплыми — красными, оранжевыми, желтыми, сиреневыми) стеклами.

Соответственно характеру такого «театрализованного» оформления следует использовать разные зоны. Например, яркую, «колористическую», насыщенную цветом зону можно обставить как детскую игровую; или наоборот — как комнату для сна — с занавесом-пологом и маленьким светильником-ночником, а другую, с более «прохладным» и ровным освещением — как диванную и библиотеку — место для отдыха и чтения.

Возможен и другой вариант — из двух зон можно сделать зону для занятий спортом, например, нижнюю (в этом случае колорит витража здесь лучше сделать более ярким, насыщенным).

Передвижные (мобильные) разделительные преграды очень удобны, так как позволяют при желании и необходимости менять облик интерьера, менять местами разные функциональные зоны, создавать новые, импровизировать в зависимости от изменения житейской ситуации, бытового уклада, времени года или каприза домочадцев...

К предметам мебели, которые можно использовать как мобильные, разделив зоны интерьера, преграды, относятся в первую очередь ширмы. Этот старинный, совершенно незаслуженно в наше время забытый предмет интерьера, может сослужить неоценимую службу не только в организации, построении интерьера, но и в его украшении. Различной ширины, высоты ширмы могут быть использованы по-разному и в разных частях интерьера. Их можно выносить на открытую веранду и в сад, чтобы загораживать садовые обеденные столы от ветра и солнца, выгораживать небольшие зоны для гамака, столика и плетеных кресел на веранде, в саду, закрывать с подветренной стороны вынесенную на балкон раскладную кровать или шезлонг, отделять спальную зону от рабочей и т. п. Ширмы можно изготовить самостоятельно. Они могут быть как глухие, так и полупрозрачные. Их можно обтягивать различными тканями, и закрывать их перепонки различными материалами — от деревянных реек, делающих их похожими на жалюзи, до плетеных соломенных циновок, от гофрированных тканей до полупрозрачного белого или тонированного оргстекла, от кружева в технике «макраме» до бумаги, наклеенной на металлическую сетку или деревянную решетку, что вызывает ассоциации о японской культуре...

К другой группе относится мебель, поставленная на маленькие колесики. Это могут быть диваны, шкафы, двух- или несколько этажные передвижные книжные полки, столы, ящики, коробки, скамейки, лавочки, этажерки. Передвинув их в удобном порядке, можно разгородить интерьер на несколько зон, а иногда достаточно повернуть низкую длинную тумбочку — полку для горшков с цветами на 90°, можно вновь объединить зоны в одно общее большое пространство.

Перекатывая этажерку, стол, тумбочки и диван, можно создавать в интерьере атмосферу спальни, кабинета с диваном, гостиной, библиотеки. Дополнить это можно переносными настольными лампами, торшерами, свисающими с потолка абажурами, которые можно как поднимать выше, так и опускать ниже. Поднимая такой светильник над столом или диваном, придвинутым под него, мы расширяем пространство, «принадлежащее» дивану или столу, как центру этой освещенной зоны. Опуская светильник ниже, мы сужаем это пространство до все более камерного, уютного, маленького.

Ввиду неудобства перестановки торшеров с места на место, из-за их массивной, утяжеленной для устойчивости нижней части, целесообразно, а в загородном доме особенно, «ставить» торшеры на маленькие ролики, колесики, чтобы с большим удобством, мобильнее и проще использовать те волшебные возможности, которые имеет торшер.

Занавес из двух половинок, раздвигающихся в противоположные стороны, прикрепленный к одной из балок потолка разделяет большую гостиную с крупным обеденным столом и раскладывающимся диваном на две зоны — столовую и спальню для \ гостей (при разложенном диване). В раздвинутом состоянии занавеса гостиная вновь «собирается». В более освещенной зоне остается круглый стол для приема гостей, чаепитий, праздников и просто обедов и ужинов, семейных вечеров. Диван с поднятой спинкой фланкирован, с одной стороны, плетеным сундуком, который может выполнить функцию прикроватной скамеечки, сиденья, тумбочки, столика для цветов, чашки чая, недочитанной книги; с другой стороны, с диваном соседствует большой живописный пейзаж в раме, художественная ценность и красота которого подчеркивается широким льняным, раскинутым надвое занавесом на выступающем из стены фигурном деревянном кронштейне слева от дивана. Занавес иначе воспринимается вечером при закрытых разделяющих зоны шторах и разложенном диване. Вместе с картиной он акцентирует изголовье кровати, в которую превращается диван, ассоциируется с формой старинных шатров-альковов, придает уют «спрятанной» за шторами маленькой спальне. Над круглым столом и над диваном висит по маленькой люстре разных конструкций. Люстру над диваном украшает свисающий с нее маленький сухой букет зверобоя или мяты.

Проем, получившийся между дальней стеной я выступающим прямоугольным «каре» наружной поверхности стены маленькой кухни, можно сделать более узким и уютным, поставив вертикальную балку и соединив ее с одной из стен пятью горизонтальными открытыми полками.

Рис. 109. Деление пространства на три зоны при помощи столбов и арок

Рис. 110. Деление пространства на две зоны при помощи занавеса: 1 —диваны; 2 —абажур спальни; 3 —сундук; 4 —комод; 5 —шторы на карнизе; 6 — дверь в кухню; 7 — стол; 8 — стулья; 9 — окна в столовой; 10 — абажуры; 11 —дверь из спальни; 12 —кресла; 13 —угловой шкаф; 14 —угловой столик; 15 —зеркало

Между ними беспрепятственно проходит свет из окна внутрь интерьера, а перед окном образуется несколько более замкнутое и уютное пространство, куда можно поставить обеденный стол и диван с креслами или устроить там кабинет с зимним садом, поскольку там много света. Небольшой простенок можно украсить висящими сухими букетами в рамах, гравюрами и живыми цветами в горшках и вазах, поставленных на маленькие полочки на кронштейнах. Под цветами и гравюрами в рамках со стеклом (кстати, по центру, между ними можно поставить и зеркало в деревянной раме) найдет свое удобное место низкая широкая скамья с домашними вещами — цветами, книгами, вазами и коробками, под которой есть выдвигающиеся ящики, делающие ее похожей на низкий комод.

Другой, более конкретный пример разделения большого пространства гостиной загородного дома на три разнофункциональные зоны, виден па рис. 109.

Общее пространство разделяется «пунктирно» столбами с фигурными арками между ними на три зоны:
Первая зона возле окон — столовая с длинным столом и четырьмя, и более стульями. Занавеси на окнах согласованы по цвету со скатертью и чехлами на стульях. Над столом — лампа под большим Щелковым (палевым, оранжевым или зеленым) абажуром.

Вторая зона — гостиная, диванная с библиотекой и зоны отдыха. Здесь меньших размеров, чем в столовой, стол, к тому же — круглой формы.

Рис. 111. Пример выделения функциональной зоны, имеющей скошенный с 2-х сторон потолок, из общего пространства

Третья зона — лестничное и окололестничное? пространство, через которое проходят на второй-этаж, оно не должно быть загромождено обилием предметов мебели. Его можно осветить отдельным фонариком на соседнем с ним столбе, деревянными шарами на перилах и ковровой дорожкой вдоль столбов этой зоны.

Еще один вариант разграничения и связи двух разных зон — гостиной (столовой) и спальни (для гостей, хозяев или детей — по необходимости и желанию) дан на. рис. 110. Овальный или прямоугольный обеденный стол напротив двух окон в глубине интерьера. Обстановка столовой также включает узкое зеркало между окнами, два кресла (мягкие — в чехлах или плетеные — с подушками), два симметричных светильника, угловой шкаф для посуды и угловой столик (в правом углу).

Отделяемую спальную зону можно либо наглухо закрывать, либо приоткрывать (либо вовсе оставить открытой целиком или на одну половину), пользуясь длинными — от пола до потолка — шторами, подвешенными на карнизе, приделанном к потолку. Если карниз двойной (с двумя прогонами), то и шторы могут быть двойными — прозрачная сетка, пропускающая свет и воздух, и глухие, плотные шторы, ослабляющие не только свет, но и звук. В сочетании с короткой верхней оборочной занавеской из плотной ткани, которая не убирается (не сдвигается вместе со шторами), а висит постоянно, шторы даже в раздвинутом виде напоминают портал театральной сцены с раскрытым занавесом, что постоянно напоминает о границе двух зон— обеденной и зоны отдыха.



Дизайн и интерьер загороднего дома - Способы организации пространства интерьера