Виды контактно-стыковой сварки
Контактно-стыковая сварка арматурных стержней может производиться следующими методами.
Сварка методом сопротивления. При сварке этим методом стыкуемые стержни прижимаются (рис. 1) зажимным устройством, развивающим усилие Р, к контактным губкам (зажимам); каждая из них наглухо соединена с токоподводящей плитой. Одна из плит неподвижна, вторую с помощью рычага (или автоматически действующего механизма) можно передвигать в горизонтальном направлении вместе с прижатым к ней стержнем.
Первоначально свариваемые стержни сдавливают торцами, затем при включенном рубильнике 8 устройством 9 замыкается цепь и ток, проходя по стержням, нагревает их сомкнутые концы до необходимой температуры. Этим же рычагом стержни после их нагрева и размягчения осаживаются и таким образом осуществляется сварка. После достижения требуемой величины осадки ток выключают и сваренный стержень вынимают из машины. Сварочный ток к плитам подается от вторичной обмотки сварочного трансформатора через гибкие шины. Тип получаемого сварного соединения показан на рис. 2.
При сварке методом сопротивления необходима тщательная подготовка и обработка торцов арматурных стержней. Иначе при неполном соприкосновении и неравномерном прогреве торцовых поверхностей в стыке при сварке могут остаться непроверенные участки и части окислившегося металла, что ухудшает качество стыка. Поэтому сварка методом сопротивления не рекомендуется и применяется редко, для стержней диаметром до 16 мм.
Сварка методом непрерывного оплавления (без подогрева). При сварке этим методом ток включается в цепь до того, как свариваемые стержни приведены в соприкосновение один с другим. Находящиеся под напряжением концы стержней медленно сближают до соприкосновения (и одновременного замыкания цепи тока). Начавшееся при этом (после быстрого разогрева металла) оплавление продолжается и усиливается во время постепенного сближения стержней. Этот процесс заканчивается сильным сжатием (осадкой) оплавившихся концов. После того как осадка достигнет необходимой величины, ток выключают и сваренные стержни вынимают из зажимов сварочной машины. Искрение, наблюдающееся при производстве сварки описанным способом, происходит потому, что часть расплавленного металла переходит в парообразное состояние и повышается давление в зоне свариваемого стыка. Вместе с частицами металла выбрасываются также частицы шлака и других нежелательных примесей.
Сварка методом прерывистого оплавления (с подогревом). Перед началом непрерывного сближения и осадки концы стержней нагреваются и частично оплавляются путем прерывистого сближения и разъединения (и одновременного замыкания и размыкания цепи тока). Количество сближений и разъединений (или так называемых импульсов) при оплавлении зависит от диаметра стержней, марки стали и мощности машины и колеблется в пределах от 3 до 20. Стержни подогревают до красного или светло-красного каления.
Предварительный нагрев повышает температуру свариваемых стержней и тем самым снижает мощность, необходимую для сварки. Кроме того, предварительный нагрев уменьшает скорость охлаждения после сварки и предохраняет таким образом структуру металла от изменения.
Производительность труда при прерывистой сварке обычно ниже, чем при непрерывной.
Недостаток контактно-стыковой сварки заключается в ограниченности ее применения; этот вид сварки нельзя использовать при монтаже и укрупнительной сборке заготовленных арматурных конструкций на месте их установки на строительной площадке.
При сварке встык прочность стержня в месте соединения не уменьшается.
Для создания контакта между стержнями и зажимами поверхности концов стержней перед сваркой обычно зачищают на наждачном круге.
Арматурные работы - Виды контактно-стыковой сварки