Категория: Декоративное оформление дома

Зонты и козырьки подъездов

С давних пор на Руси главный вход в дом – парадный. Подъезд всегда оформлялся с особенным вкусом и нес на себе основную декоративную нагрузку, так как был «лицом дома», по которому определялся уровень достатка хозяина. Поэтому на его изготовление денег не жалелось и приглашались наиболее искусные мастера. Основным архитектурным элементом главного входа во многих случаях был зонт или козырек, который не только выполнял свое функциональное назначение, но и создавал неповторимый художественный образ. Зонт отличался от козырька своей масштабностью, он был больше, массивнее и поддерживался двумя или более колоннами. Козырьки были легче, воздушнее и крепились к стене здания при помощи кронштейна или цепей. В некоторых случаях крыша козырька вделывалась непосредственно в стену здания и закреплялась там.

При строительстве деревянных изб козырек главного входа украшался затейливыми подзорами и прорезными накладными узорами, а сверху по углам крыши «вырастали» витиеватые шишечки и фантастические свечки.

Начиная с XVIII в., в городах, крупных селах и богатых деревнях каменные и деревянные дома стали украшаться металлическими коваными и литыми зонтами и козырьками. Эти дома сразу стали выделяться из общего фона своей монументальностью и красотой фасада. Необходимо отметить, что пРи проектировании крупных зданий и архитектурных ансамблей приглашались ведущие архитек-°Ры и художники, которые проектировали не °лько конструкцию самого здания, но и декоративную отделку интерьеров, фасадов со всеми необходимыми элементами: фонарями, козырьками, оградами, оконными решетками и пр., а при постройке небольшого частного дома отделка фасада производилась зачастую по прихоти хозяина и художественных способностей кузнечного мастера.

Рассмотрим конструктивные особенности кованых козырьков и зонтов. Основным их элементом является крыша, которая может быть прямой горизонтальной или наклонной, ломаной двускатной, полукружной, овальной, комбинированной или произвольной формы. Сама крыша может опираться на красивые кованые кронштейны, подвешиваться на художественные цепи или заделываться «намертво» в стену дома. Для большей декоративности козырек может иметь двойное крепление -цепи и кронштейны. Крыши обычно покрывают тонколистовым металлом, пластиком, черепицей, прозрачным и тонированным стеклом. Наиболее эффектно смотрятся козырьки и зонты, покрытые красной медью или стеклом. Медь является практически вечным материалом и создает «солидность» всему дому и хозяину, стеклянное покрытие дает много света и как бы объединяет нас с окружающей природой.

Вторым по значимости конструктивным элементом козырька являются боковые кронштейны, которые, кроме основной функции – поддерживать крышу, несут и основную декоративную нагрузку. Они бывают вогнутые и выпуклые, при этом последние имеют большую площадь поверхности и соответственно большие возможности для насыщения ее художественными коваными элементами. В том случае, когда проектирование козырька ведет архитектор или опытный кузнец-художник, форма козырька и общий рисунок кованых элементов должны соответствовать стилистике фасада дома. Однако наиболее распространенным кузнечным рисунком в наших российских городах и селах были рисунки, составленные из различных по размерам завитков, окружностей, волют, червонок, листиков, шариков и всевозможных розеток. С помощью этих художественных элементов создавались очень красивые и бесконечно разнообразные козырьки и зонтики.

Лобовые решетки козырьков несли основную художественную нагрузку, так как они смотрелись в едином целом с фасадом здания. Наибольшая пространственная площадь была у козырьков с полукруглой крышей. Обычно вдоль периметра крыши шел бордюрный орнамент, состоящий из простых кованых элементов типа завитков, волют или окружностей, а по центру арки – основной художественный элемент в виде «гирьки» или «вислого камня», характерных для каменного строительства русских храмов, казенных зданий и торговых павильонов. Наиболее богато орнаментированные козырьки несли на своей вершине «корону» в которую довольно часто вписывались инициалы владельца дома, а иногда и свой дворянский герб.

Козырьки богатых домов очень часто дополнялись коваными боковыми фонариками, флагодер-жателями и другими архитектурными элементами. Зонты обычно устанавливались над широким входом, имели большую поверхность крыши и подпирались двумя или четырьмя колоннами. В большинстве случаев зонты изготавливались из чугуна методом литья, но и кованых зонтиков было довольно ого. Они выглядели более легкими и ажурными и или несколько дешевле. Основной декоративный Мент сосредоточивался в бордюрном орнаменте и свесах.

Рис. 1. Кованные элементы козырьков и зонтов

Дополнительную оригинальность вносили колонны с различными художественными элементами в виде шаровых, эллипсообразных и кольцевых утолщений. Зонты очень часто дополнялись по сторонам художественными фонарями или лепниной, а внизу располагались чугунные или каменные львы с другими архитектурными украшениями.

В заключение остановимся на архитектурных и художественных особенностях козырьков и зонтов Москвы. Большинство козырьков города выполнено в характерном для России стиле с использованием завитков, волют и окружностей, но есть небольшая группа оригинальных козырьков, изготовленных в таких стилях как модерн, псевдоготика и др. Например, козырек на ул. Садово-Кудринская, дом изготовлен в начале XX в. в стиле модерн. Четыре квадратных прутика с каждой стороны двери выходят из общего козырька. Немного не доходя до верха, прутки делают двойной изгиб и соединяются с нижним поясом бордюра. На Никольской улице находятся два очень интересных козырька: один над входом в Историко-архивный институт, изготовленный в стиле псевдоготики. Рисунок кованых элементов как бы вычерчен при помощи циркуля и линейки: прорезные трилистники, четырехлопаст-ные розетки, стрельчатые арки. Железное кружево зонта как бы сливается с каменной резьбой пилястров здания и, «захватывая» стрельчатые окна, возносится к парапету крыши и навершиям.
Балконные решетки

По В. Далю – «балкон – висячая площадка или выступ с перилами, приделанный извне к дому». А свое название балкон получил исходя из позднелатинского слова «balcus», что в переводе означает «балка», на которую опирается основание балкона. В архитектуре балконы появились вначале на деревянных, а затем и на каменных строениях. Ограждения у них соответственно были деревянные и каменные, и только начиная со второй половины XVI в. в Центральной Европе при строительстве дворцов, церквей и соборов начинают внедряться в строительство балконы с коваными ограждениями.

Работа по изготовлению балконных решеток очень ответственная, так как от их красоты и качества зависит не только фасад, но и весь архитектурный облик здания. В создании балконных кованых решеток участвовали крупнейшие архитекторы и художники Франции, Англии, Германии, Чехии и других стран Европы. Появляются специальные альбомы гравюр и рисунков с образцами высокохудожественных кованых ограждений.

Как в Санкт-Петербурге, так и в Москве и других старинных русских городах балконные решетки не только украшают многие особняки, доходные дома, соборы и бывшие дворцы, но и создают какой-то неповторимый колорит. По своему конструктивному исполнению балконы бывают одиночными круглыми угловыми или надподъездными; однорядными (на одном этаже по всему фасаду) или многогрядными (по двум, трем или больше этажей многоэтажного дома). В зависимости от конструктивного исполнения балкона рисунок ограждения имеет свои особенности. Так, рисунок одиночного кованого балконного ограждения или однорядных балконов должен сочетаться с общим архитектурным рисунком дома, в то время как рисунок многорядных балконных ограждений должен сочетаться не только с общим рисунком всего дома, но и с рисунками решеток каждого ряда. В этом случае все балконные решетки должны быть выполнены в одном стиле, но с учетом детальной видимости орнаментальных элементов, т. е. нижние решетки, расположенные ближе к человеческому глазу, должны иметь наибольшую орнаментацию, чем решетки, расположенные на балконах верхних этажей. При этом рисунок решеток верхних балконов должен быть лаконичным и простым по отношению к рисунку нижних балконов.

Необходимо напомнить, что кованый рисунок ограждения балконов всегда следовал за общим в архитектуре стилевым направлением. Пышные барочные формы сменялись более скромными формами рококо, а строгие линии и геометрические фигуры классицизма – свободнотекучими линиями модерна. Однако со временем смена стилей ч художественной ковке в Центральной Европе и я России была несколько смещена, так, классичес кий стиль во Франции начал распространяться уже во времена Людовика XIV, т. е. в середине XVIII в., а в России – в первой трети XIX в. Классический стиль широко использует повторяющиеся геометряческие фигуры, строгие орнаменты типа «ме-аядр»» завитки и накладные розетки.

Балконные решетки в стиле модерн начали появляться в странах Европы в начале XX в., после того как сын кузнеца из испанского города Реуса, гений архитектуры Антони Гауди создал свои знаменитые произведения архитектуры с уникальными коваными решетками. В это же время французский архитектор Эктор Гимар и чех Альфонс Муха создают во Франции и Праге выдающиеся произведения в стиле модерн. В Москве наиболее интересные балконные решетки в стиле модерн создали такие известные архитекторы, как Ф. Шехтель, А. Эрик-сон, В. Валькотт.

В настоящее время каких-то определенных стилевых решений при изготовлении балконных решеток нет. Создаются произвольные рисунки от «натуралистических» до упрощенных – с изогнутой линией, цветком или с окружностями и упрощенным цветком по центру.



Декоративное оформление дома - Зонты и козырьки подъездов