Категория: Ландшафтное проектирование

Cкверы, бульвары, пешеходные зоны, набережные

Эти территории имеют большой удельный вес в общей системе озеленения города. Они значительно, видоизменяют городскую среду, усиливают фактор природы в городе, значительно снижают загрязненность его атмосферы, разнообразят досуг населения. Их объединяет общая рекреационная направленность, декоративность, кратковременность пребывания на их территории людей, тесная связь с городской застройкой и городским транспортом, общедоступный их характер.

Cкверы

Скверы—небольшие озелененные территории в городе, предназначаемые для кратковременного отдыха пешеходов и декоративного оформления городских площадей, улиц, набережных, территорий у общественных зданий, пространств вокруг монументов. Скверы могут иметь и особые формы использования (информация, реклама, оформление мемориалов, выставок). Площади скверов колеблются от 0,2 до 2 га. Основные типы скверов представлены на рис. 10.1.

Рис. 1. Основные типы городских скверов и малых садов: 1 — с преобладанием элементов рекламы; 2 — «сады-скульптуры»; 3 — декоративные (цветочные, водные и др.); 4 — для транзитного движения и кратковременного отдыха пешеходов; 5 — с преобладанием элементов информации; 6 — сад-выставка декоративно-прикладного искусства, фотографий и др.; 7 — мемориальные; 8 — тихого отдыха и прогулок; 9 —сохраненные природные участки; 10 — историко-архитектурные; 11 —мобильные (с передвижными малыми формами); 12 — детские игровые; 13 —полифункциональные для игр и отдыха; 14 — зрелищные, увеселительные сады

Особое место занимают декоративные скверы, создаваемые на площадях или транспортных развязках без доступа на их территорию людей. В таких скверах устанавливаются памятники, скульптуры, устраиваются фонтан или цветник. Размеры их невелики, а форма определяется трассами транспорта. Такие «зеленые островки», как правило, не должны иметь высокой растительности, которая может снижать безопасность движения транспорта.

В табл. 10.1 представлен баланс территорий скверов в различной градостроительной ситуации в % от общей их площади.

В настоящее время в условиях дефицита природы на городских территориях, особенно среди старой застройки, стараются использовать каждый свободный участок для создания благоустроенных скверов и других малых озелененных пространств.

Рис. 2. План сквера у Белорусского вокзала в Москве

Архитектурно-ландшафтное проектирование скверов охватывает целый комплекс вопросов, включающих проблемы собственно зеленого строительства, организации движения транспорта и пешеходов, защиту от пыли и шума и, конечно, прежде всего эстетические задачи (рис. 2, 3).

Анализ планировочных решений скверов у нас в стране и за рубежом позволяет выделить следующие основные приемы архитектурно-ландшафтной их композиции:
– формирование пространства сквера с использованием приемов классического, регулярного садово-паркового искусства;
– свободную живописную планировку, основанную на приеме классических пейзажных парков;
– организацию пространства сквера лаконичной геометрией его планировки, характерной для голландского и немецкого садово-паркового искусства;
– утрирование живописных планировочных элементов с применением экзотических форм растительности и маньеризма в оборудовании и благоустройстве (скверы в Бразилии, на Кубе и в других странах Латинской Америки);
– заимствование и трансформация приемов японского садово-паркового искусства;
– использование «картинных» приемов кубизма, абстракционизма, супрематизма и др.

Рис. 3. План «орнаментального» сада для созерцательного отдыха «Ваза-паркен» (Стокгольм); 1 — декоративное мощение из бетонных плит и камня; 2 — площадки со скамьями; 3 — декоративные бассейны; 4 — трельяжи; 3 — подпорная стенка из естественного камня

Городские скверы трактуются в одном случае как автономные «зеленые оазисы» с замкнутой пространственной композицией (рис. 4), контрастной по отношению к окружающей среде; в другом — как элемент, подчиненный модулю и масштабу крупного архитектурного ансамбля или сооружения (рис. 10.5).

В первом случае изоляция от неблагоприятного окружения может быть достигнута: шумопылегазозащитными формами насаждений, декоративными защитными стенками, заглублением сквера с использованием водных устройств, применением геопластики; во втором случае на пространстве сквера лучше устраивать партерные решения, ограничивать или полностью исключить применение высокой растительности, использовать регулярные приемы садово-паркового искусства.

Рис. 4. Примеры планировки городских садов (Москва): а — сад им. Баумана; б — сад «Аквариум»

Рис. 5. Примеры планировки существующих скверов (Москва): а — на пл. Коммуны перед театром Советской Армии; б — на пл. Лермонтова

В озеленении скверов следует использовать пылегазоустойчивые, теневыносливые растения, способные хорошо адаптироваться к сложным городским условиям. Общие нормы озеленения скверов даны в табл. 2.

Таким образом, в среднем для городских скверов можно принять норму 100…120 деревьев и 1000…1200 кустарников на 1 га территории.

Бульвары

Бульвары — линейные элементы озеленения города, предназначенные для массового пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха. В зависимости от местоположения бульваров в городе, их назначения и плановых характеристик могут быть: прямолинейные и кольцевые бульвары, прогулочные и транзитные, прибрежные бульвары. Существуют исторические бульвары, имеющие определенную культурно-познавательную ценность. Например, бульвар Унтерденлинден в Берлине, Кленовый бульвар в Ленинграде, Приморский бульвар в Одессе (рис. 6). Первые бульвары появились в XIX в., когда в европейских городах стали сносить крепостные стены, пришедшие в негодность и мешавшие транспортным связям. Так появился знаменитый Ринг в Вене, Большие бульвары в Париже, Бульварное кольцо в Москве и в ряде других городов. Первоначально такие бульвары представляли собой прогулочные аллеи с площадками для кратковременного отдыха. В условиях почти полного отсутствия публичных садов эти территории, явившиеся своеобразными центрами общения, сыграли немаловажную социальную роль в формировании нравов, обычаев, представлений. Картины Маковского, Ренуара, Федотова дают яркое представление о социальной роли бульваров в XIX в.

С ростом общественного сознания и развитием городов менялось и смысловое содержание бульваров. Появились бульвары, не ограниченные одной лишь транзитной аллеей, а с развитой планировочной системой, фонтанами, бассейнами, площадками для игр детей, торговыми киосками, информационными витринами, декоративными насаждениями, монументами. Большое развитие строительство бульваров получило после второй мировой войны в районах новостроек, на набережных, в торговых центрах, вдоль основных транспортных магистралей. Бульвары положили начало разделению городских территорий на пешеходные и транспортные зоны, созданию системы не пересекающихся в одном уровне пешеходных и транспортных коммуникаций, возникновению пешеходных улиц.

Основными элементами бульваров являются аллеи, дорожки и площадки, группы и живая изгородь из кустарников, газоны и цветники. В настоящее время в крупных городах появились сложные системы бульваров, выявляющие планировочную структуру города. Такие системы можно видеть в центрах Москвы, Киева, Еревана, Харькова, Ташкента и многих других крупных городов. Это обусловлено их дальнейшим ростом и постепенным превращением крупных городских центров в деловые, репрезентативные, торговые, культурно-познавательные зоны.

Рис. 6. Примеры планировки бульваров: а — Приморский бульвар (Одесса); б — бульвар на Неглинной улице (Москва)

Создавая ландшафтный проект бульвара, необходимо проводить не только анализ природных особенностей его будущей территории, но и функциональный анализ всех окружающих его сооружений и городских участков, а также их перспективное развитие. Бульвары имеют длинные и короткие стороны, они тянутся иногда на несколько километров, к ним могут примыкать скверы, озелененные курдоньеры, пешеходные улицы, сады. Поэтому композиционная организация бульвара — задача довольно сложная. Определенную роль в ее решении имеет система входов на бульвар по длинным сторонам. Их обычно устраивают через 150…250 м в зависимости от окружающей градостроительной ситуации, а на улицах с интенсивным движением —400…500 м и в увязке с пешеходными переходами. Поперечные проходы через бульвар желательно не делать, а при их необходимости такое пересечение лучше развивать в композиционный акцент на бульваре, подчиняя поперечное движение движению вдоль бульвара.

Бульвары располагаются между проезжей частью и тротуаром, по одной или обеим сторонам улицы, прежде всего в зависимости от ее ориентации по странам света. При этом, если улица имеет меридиональную ориентацию, то бульвар может быть по обеим ее сторонам, а если широтную, то с одной, северной стороны, так как при расположении на южной стороне он будет затенен застройкой.

При двустороннем размещении бульвара и проезжей части в центре улицы необходима акустическая проработка профиля его озеленения во избежание усиления шума от транспорта при многократном отражении от крон высоких деревьев. В профиле озеленения должен быть создан конус звуковой волны, направленный выше прилегающей к бульвару застройки.

Некоторые старые бульвары были размещены по оси проспекта. Например, бульвар Клиши в Париже, Цветной бульвар в Москве. Однако такое размещение бульваров не предохраняет застройку улицы от пыли и выхлопных газов автотранспорта и поэтому не является оптимальным.

Минимальная ширина бульвара установлена 18 м. При таких размерах вдоль него устраивается одна аллея шириной 4…7 м с размещением площадок для кратковременного отдыха, оборудованных скамьями, светильниками, навесами, мусоросборниками. От остального пространства улицы бульвар ограничивается живой изгородью. Может быть предусмотрено вертикальное зонирование в профиле улицы с небольшим подъемом или заглублением бульвара по всей его ширине.

На бульварах ширимой более 25 м можно устраивать дополнительно дорожки шириной 1,5…2,5 м. При этом плановое начертание аллеи и дорожек может быть криволинейным, свободного рисунка. На особо широких бульварах, когда поперечные размеры их достигают нескольких десятков метров, на их территориях размещают павильоны, спортивные площадки, обособленные игровые детские комплексы, кафе, водные устройства. На таких бульварах могут быть проложены велодорожки, а зимой лыжные трассы. В качестве примера можно указать на систему бульваров вдоль канала (бывшего крепостного рва) в Риге, на систему бульваров вдоль реки Серпянки в Минске, на систему бульваров вдоль улицы Принцстрит в Эдинбурге и многие другие.

Процентное соотношение площади, занятой растениями и дорожками на бульварах, нормируется. Нормы рекомендуют принимать для дорожек и площадок 25…30% (больший процент для меньших по площади бульваров). Однако это не всегда выдерживается, что видно из табл. 10.3, в которой представлены эти соотношения для некоторых иосковских бульваров.

Нормируется и количество высаживаемых на бульварах высоких деревьев и кустарников. В среднем на 1 га бульвара приходится 350…400 экземпляров деревьев и 3…4 тыс. шт. кустарников. Для северных районов эти нормы могут быть значительно снижены.

Во всех случаях, создавая зеленый наряд бульвара, помимо эстетических качеств следует стремиться к достижению двух следующих моментов: – изоляции внутреннего пространства бульвара от шума, пыли и загазованности; – оптимальной аэрации бульвара.

Покрытие дорожек и площадок бульвара, учитывая большую нагрузку на них от потоков посетителей, лучше устраивать из твердых и полутвердых материалов. Рисунок элементов покрытия должен значительно сокращать его протяженность, а цвет контрастировать с зеленым цветом растительности. При особо значительных потоках посетителей можно устраивать разделительные полосы в один-два модуля (0,75… 1,5 м) с разрывами. Это может быть газон, цветник, низкий стриженый кустарник. На разделительной полосе можно устанавливать приборы освещения, скульптурные формы, информационные указатели и стенды.

На широких бульварах, устраиваемых в жилых районах, следует предусматривать площадки для прогулок с домашними собаками. Такие площадки должны иметь низкое сетчатое ограждение и покрытие, позволяющее удобно и быстро производить санитарно-гигиеническую уборку.

Кроме того, на таких бульварах необходимо устраивать велодорожки, не пересекающиеся с пешеходными аллеями, шириной 1,5—2,0 м. Их покрытие может быть выполнено из мелкого утрамбованного гравия. Продольный уклон велодорожек не должен превышать 8 %. У входов на бульвар можно устраивать велостоянки.

В жарких природно-климатических условиях над частью пешеходных аллей, особенно в интервалах между растительностью, можно устраивать теневые навесы или перголы с вертикальной растительностью. На территорию бульвара должен быть предусмотрен заезд служебного автотранспорта для механизированной уборки, замены приборов освещения, обрезки высокой растительности и других хозяйственных работ.

Пешеходные зоны

В настоящее время в центрах городов определилась тенденция к слиянию деловых и прогулочных трасс в так называемые пешеходные зоны (рис. 7, а). Большое развитие они получили за рубежом (Берлин, Дрезден, Прага, Мюнхен, Ванкувер и др.). К их созданию приступили и в нашей стране (Москва, Рига, Ереван (рис. 7, б), Таллинн, Смоленск). Пешеходные зоны рассматриваются как необходимое звено в общей цепи реконструкции сложившейся застройки.

Для городских центров наиболее характерны следующие типы пешеходных пространств: улицы, изолированные от транспорта; улицы с ограниченным движением транспорта; одноуровневые пешеходные площади; двухуровневые улицы (с разделением людского потока и транспорта по вертикали); крытые галереи в комплексах торговых и общественных зданий; подземные пешеходные коммуникации.

Определенные архитектурно-ланд-шафтные и планировочные особенности имеют пешеходные площади. От обычных площадей они отличаются более сложной и разнообразной структурой, поскольку на пешеходной площади обычно невозможно предсказать общий для всех маршрут. Кроме того, площади часто являются конечной целью прогулки, местом кратковременного отдыха.

В пешеходных зонах движение людей и транспорта разграничено. Однако такое разграничение не обязательно выполнять в горизонтальной плоскости. Разработаны проекты по организации улиц и площадей с разделением людских и транспортных потоков по вертикали. Такое решение более сложно в техническом отношении, однако более удобно и перспективно. Верхний (надземный или наземный) уровень предпочтительнее предоставлять пешеходам, нижнии (наземный или подземный) — транспорту.

Интересное решение предложено архитекторами Минскпроекта. Старая улица белорусской столицы Немига становится дублером Ленинского проспекта и значительно разгружает его от потоков машин. Так как эта улица одновременно будет играть роль торгового центра города и привлечет массы пешеходов, здесь создается второй пешеходный уровень. Первые четыре этажа многоэтажных зданий отводятся под магазины, кафе, культурно-бытовые учреждения, складские помещения. Конец улицы относится к заповедной зоне города, поэтому в ее оформлении и благоустройстве намечено использовать мотивы белорусской народной архитектуры и фольклора.

Рис. 7. Схемы пешеходных зон: а — в Столешниковом переулке (Москва); б — на улице Абовяна (Ереван)

К новому типу пешеходного пространства относится площадь на искусственных основаниях-платформах, размещенная над транспортными развязками и магистралями. Город, таким образом, как бы возвращает территории, отторгнутые транспортом, в распоряжение пешеходов. Как правило, пешеходные платформы над транспортными площадками — сложные инженерные сооружения, устройство которых влечет за собой реконструкцию прилегающей застройки и уличной сети.

Большие перспективы имеют закрытые пешеходные пространства (улицы-пассажи), например Петровский пассаж в Москве. Они оборудуются кондиционерами и часто включают ландшафтные элементы. По проекту реконструкции Столешникова переулка намечено создать крытый пассаж, соединяющий улицы Петровку и Пушкинскую. Сам Столешников переулок расширится за счет пешеходных аркад, которые свяжут его в нескольких точках с пассажем*. Такое решение позволяет сохранить традиционный характер оживленного московского переулка. При этом пешеходное пространство обогащается за счет подключения к центральной оси движения ряда малых внутренних пространств. Облик Столешникова переулка будет подчеркнут маркизами витрин, реставрированными украшениями фасадов, мощением и т. д. В дальнейшем эта пешеходная система будет развита по внутриквартальным пространствам и в сторону площади Свердлова.

Важнейшим средством формирования пешеходных городских пространств, создающим комфорт и благоприятную биологическую среду, является архитектурно-ландшафтный дизайн. Под этим термином понимается весь предметный мир уличного пространства, зеленые насаждения, форма светильников, скульптура, мебель, рекламные установки, навесы, ограждения, приствольные решетки, киоски и т. д. Правильный выбор материала, формы, стиля всех элементов дизайна придает пространству индивидуальный облик, вычленяет его из окружающей городской застройки.

Характерным композиционным приемом организации городских пространств является использование различных типов мощения. С их помощью можно отметить главное направление движения, предупредить пешехода об опасности, подчеркнуть особое значение архитектурного сооружения. Применяя разные типы мощения, можно уменьшить или увеличить масштаб пространства (например, крупные бетонные плиты зрительно сжимают его, а брусчатка как бы раздвигает). Покрытием также подчеркивается парадность или интимность пространства. При этом большую роль играют такие характеристики мощения, как цвет, фактура, размер элементов и их рисунок, преобладание искусственного или естественного материала, сочетание разных материалов.

Все чаще в оформлении пешеходных пространств используются декоративная скульптура и фонтаны. По размерам скульптурные композиции делают меньше, чем на площадях (учитывается возможность обзора с близкого расстояния). В водно-декоративных комплексах в новой трактовке используются традиционные средства ландшафтной архитектуры — водопады, водные зеркала, струйные рассеиватели, лестницы-каска-ды и т. п.

Мы уже говорили о роли зеленых насаждений в городах. Здесь лишь добавим, что растения на пешеходной улице неотделимы от других элементов благоустройства. Единый прием посадки растительности на всем протяжении улицы может объединить ее разнохарактерную и случайную застройку, контрастные же приемы могут расчленить единое пространство на отдельные части. Одной из новых тенденций в озеленении пешеходного пространства является сокращение общего количества деревьев, однако при этом каждое растение обыгрывается как живая скульптура, природный экспонат, вокруг которого организуются другие элементы благоустройства. Специфическим приемом озеленения становится подъем уровня растительности на 0,3… 1 м над пешеходным пространством. Широко используется и мобильное озеленение в передвижных емкостях, бетонных контейнерах.

Набережные

Набережные — это объемно-планиро-вочные комплексы у водоемов, занимающие значительные городские территории. Они непосредственно связаны с городской застройкой и акваторией. Комплекс набережной включает общественные сооружения, жилые здания, естественный или искусственно создаваемый прибрежный ландшафт, а также подземные и наземные инженерные сооружения, коммуникации и оборудование.

Роль каждого компонента в формировании ансамбля набережной различна. Специфическое сочетание их может создать бесконечное разнообразие объемно-планировочных решений набережных. Большое значение при этом наряду с гидрологическими характеристиками водоема имеют природно-климатические и почвенно-геологические условия местности.

К архитектурно-ландшафтным компонентам набережной относятся:
– гидротехнические сооружения у воды с элементами прибрежной акватории (молы, пирсы, волноломы, острова);
– террасы набережной от линии регулирования до красной линии застройки или до берегового склона;
– сооружения на террасах набережной и на воде;
– береговой склон, если таковой имеется, или фронт прилегающей городской застройки;
– благоустройство и элементы инженерного оборудования.

Рис. 8. Типы тонких подпорных стен на набережных: а — безанкерная; 6 — заанкерованная тягами за плиты, работающие на выпор; в — то же, на сдвиг; г — заанкерованная тягами за свайные козловые опоры; д — то же, за вертикальные сваи; е — заанкерованная наклонными сваями; ж — двуханкерная неразрезная; з — двуханкерная разрезная; и — парусная

Наиболее ответственным компонентом являются гидротехнические сооружения у воды и прежде всего гидротехнические подпорные стенки. Они в значительной степени определяют фасад набережной с реки. При этом профиль таких стенок может быть: откосным, полуоткосным, вертикальным (рис. 8). Эстетические характеристики их не равноценны. Так, большие бетонные поверхности откосов отнюдь не украшают город. Гораздо лучше выглядит этот элемент, решенный в виде вертикальной стенки. Кроме того, при вертикальной стенке легче сделать различные членения вдоль набережной, которые разнообразят кордон (линию регулирования) и создают характерный абрис ее в плане, организуя тем самым прибрежное пространство акватории. Кордон может и не иметь ограждающих конструкций. Это вполне допустимо при использовании набережной как зоны отдыха. В этом случае часть набережной у акватории обычно используется как пляж. Такое решение приемлемо и там, где территория набережной гарантирована от размывающего действия воды.

Следующий компонент набережной — это ее террасы, т. е. территория от линии кордона до линии застройки или подошвы берегового склона. Их планировка и профиль определяются функциональным назначением набережной (рис. 10.9). В свою очередь функциональное назначение террас может быть ограничено их абсолютными размерами. Эти размеры не всегда зависят от проектирования, так как с одной стороны может быть капитальная застройка города, а с другой — бечевник, положение которого в значительной степени определяется глубинами русла реки у берега. Имеются и такие набережные, на которых террасы отсутствуют и фронт городской застройки совмещен с гидротехнической стенкой.

Рис. 9. Профили озелененных набережных: Ленинград: а, б — набережная Обводного канала; в — Адмиралтейская набережная; г — бульвар Коммунаров; Москва: д — Кремлевская набережная; е — Фрунзенская набережная

Определяющее значение для архитектуры набережной имеет фронт прилегающей к ней городской застройки (рис. 10). Он может быть решен в виде плотного строя многоэтажных зданий (как на Фрунзенской набережной в Москве) или террасированно спускаться к набережной в виде отдельных комплексов, разрывы между которыми позволяют свежему ветру с акватории свободно проникать внутрь застройки. Фронт застройки может состоять из протяженных и точечных объемов, чередующихся между собой так, как это сделано в Омске, из отдельных многоэтажных зданий, расположенных в определенном ритме вдоль берега на фоне более низких протяженных строений. Наконец, застройка может быть решена в виде отдельных фупп точечных зданий, свободно ориентированных относительно набережной, как в Донецке.

Со стороны города набережная может быть ограничена высоким береговым склоном, как, например, в Нижнем Новгороде. Здесь оползневой характер склона не позволяет размещать на нем какие-либо здания, и он тянется на много километров в виде зеленой высокой полосы, являясь главным компонентом в архитектурном ансамбле набережной.

Следующим архитектурным компонентом набережных являются различные сооружения — наземные, на воде и подземные. Наземные сооружения находятся на террасах набережной и ее откосах. На воде размещаются пирсы, снегосбросы, рестораны-поплавки и т. д. Подземные сооружения (например, водозаборные устройства, водовыпуски, транспортные тоннели и т. д.) строятся в толще береговых склонов и террас, проходят через береговые откосы, заходят в акваторию.

Для береговых откосов характерны видовые площадки, беседки, сходы для террас — торговые павильоны, стенды наглядной агитации, павильоны на транспортных остановках и т. д. На береговых склонах располагаются дренажные штольни, сходы на стойках, пешеходные мостовые переходы и т. п. (рис. 11…14).

Рис. 10. Пример решения общественного центра поселка на набережной. Проект

Рис. 11. Сход с поворотом на набережной в зоне отдыха у устья р. Качи (Красноярск). Проект. Архш М. Ф. Денисов

Рис. 12. Сход с высокого берега (Ярославль). Проект

Рис. 13. Лодочный причал у подпорной стенки набережной (Калининград)

Рис. 14. Парапеты: а — Ярославль; б — Калининград; в — Ленинград; г — Красноярск

Одним из существенных компонентов набережных является их благоустройство. Благоустройство набережных — понятие емкое. Оно состоит из нескольких элементов. Сюда относится прежде всего инженерная подготовка террито-! рии и оформление инженерного оборудования. Кроме того, благоустройство включает и другие детали, создающие комфортную среду, например площадки для отдыха, бордюры, мозаичные панно и т. п.

Все компоненты частей набережных связаны друг с другом не только эстетически, но и функционально. Без хорошо организованного инженерного оборудования (водополива, ливнестоков) невозможно нормальное развитие озеленения. Малые архитектурные и гидротехнические формы без озеленения не могут создавать комфортную среду, инженерная подготовка выполняется под конкретно намеченное озеленение, дорожки, малые формы.

В свою очередь решение благоустройства в целом тесно связано с другими элементами набережной, например с функциональным назначением и размерами террас. От этих данных зависит и озеленение, и инженерное оборудование. Так, на узкой террасе нет смысла ставить высокие светильники, лучше устраивать светильники торшерного типа. При размещении на верхней террасе автодорог композиция озеленения набережной должна учитывать линейный характер планировки. От того, как решаются откосы набережной у воды, зависит размер террас.

Большое влияние на архитектурную трактовку компонентов набережной имеет и характер расположения городских сооружений, подходящих к ней. Если они террасно спускаются к реке, то территория набережной должна являться органичным их продолжением, т. е. также иметь террасы. Если они образуют многоэтажную плотную структуру, подчеркивающую движение вдоль берега, то и архитектурно-планировочное решение набережной должно учитывать это движение. Это может быть достигнуто широким спокойным ритмом членения парапета, ритмичной посадкой высоких деревьев и т. п.

Когда на набережную выходят точечные многоэтажные здания, береговой откос должен служить объединяющим застройку основанием, как бы подиумом, в котором могут быть прорезаны неширокие прямые сходы к воде. Таким образом, композиция набережной в целом обусловлена взаимодействием ее компонентов.

Следует отметить, что отдельные компоненты набережной имеют разный срок службы. Так, гидротехнические подпорные стены могут рассчитываться на длительный срок службы, то же нужно иметь в виду и относительно капитальной застройки у набережных. Что же касается благоустройства и инженерного оборудования, то срок их службы может быть гораздо меньше.

Вопросы ландшафтного проектирования набережных хорошо иллюстрируются классификацией набережных. Отметим следующие из них: конструкционный, гидротехнический, строительный, функциональный, географический, градостроительный, исторический. Каждое направление характеризуется определенными представлениями о набережных.

Конструкционное направление дифференцирует набережные: – с вертикальной гидротехнической подпорной стенкой (рис. 10.15); откосные набережные; полуоткосные набережные; камненабросные набережные (блоки, тетроподы и т. п., рис. 16).

Гидротехническое направление в классификации набережных подходит к их определению с позиции гидротехнического режима водоема: затопляемые и незатопляемые.

Строительное направление в классификации набережных исходит из специфики производства строительно-мон-тажных и гидротехнических работ при их создании. По этой классификации различают: одноярусные, двухъярусные и многоярусные набережные. При этом ряд ярусов набережной может быть и подземным. Так, в Генуе имеется набережная с четырьмя подземными ярусами, в которых размещены транспортные тоннели, инженерные коммуникации, торговые учреждения, склады.

Рис. 15. Профиль вертикальной стенки набережной (Семипалатинск): 1 — сланцы; 2 — дренаж; 3— дренажная труба; 4 — щебеночное основание; 5 — русло; 6 — бетонные блоки; 7 — тротуар; 8 — бортовой камень

Функциональное направление в классификации набережных является наиболее распространенным. По этой классификации различают набережные: зоны отдыха, пешеходные, транспортные, жилой и общественной застройки, промышленные, причальные. При многофункциональном использовании набережной она относится к преобладающей функции.

По градостроительной классификации набережные разделяются на центральные, периферийные, парковые, портовые.

Среди других классификаций есть и географическая, которая разделяет набережные на: океанские, морские, озерные, речные, прудовые, т. е. по характеру того водоема, на котором набережная находится.

В ландшафтном проектировании набережных необходимо учитывать ряд постоянно действующих на эти краевые городские территории факторов. Среди них наибольшее значение имеют факторы: природный, экологический, социаль-но-демографический, функциональный, структурный. Эти факторы во многом определяют эстетический уровень архитектурно-ландшафтных решений. Среди этих факторов в архитектурно-ландшафтной организации набережных важную роль играет функциональный фактор. Организация территории набережной проводится с применением принципа поперечного и продольного функционального зонирования. На характер функционального зонирования набережных влияют градостроительные и природно-климатические явления.

Зонирование набережной в продольном направлении зависит главным образом от структуры и назначения прилегающих к ней городских территорий, а в поперечном направлении — от многоцелевого ее назначения, характера использования фарватера акватории, размеров поперечного сечения самой набережной и т. д. Явления, влияющие на функциональное зонирование набережной, можно разделить на две группы: относительно постоянно действующие и временные. К первым относится ландшафт, существующие строения, гидрология водоема, климат, озеленение, география водной сети города; ко вторым — гидрология незарегулирован-ных акваторий, перспективный план развития территории города у водоемов, который, естественно, может меняться, и др. Границы зон должны быть обусловлены в задании на ландшафтное проектирование.

Рис. 10.16. Берегоукрепления из тетраподов: 1 — кладка из тетраподов массой 7,5 т; 2 — наброска из тетраподов массой 1,5 т; 3 — камень крупностью 30…35 см; 4 — однослойный обратный фильтр; 5 — мелкозернистый песок; 7 — намыв откоса за стенкой; 7 — крепление сборным железобетоном

Зонирование по длине набережной предусматривает возможность сквозного проезда и прохода по ней. Вдоль набережной могут размещаться не подлежащие сносу или выводу сооружения. В этом случае в задании указываются мероприятия, позволяющие обойти в проекте эти препятствия.

Функциональное зонирование набережной по ширине определяет ее профиль. В настоящее время для выделения таких зон можно применять высотное дифференцирование профиля набережной (рис. 17). В виде боулингринов или террас выполняется местное понижение участка набережной для той или иной зоны. Так сделано в ряде мест на набережной правого берега Днепра в Днепропетровске. При проведении поперечного зонирования нельзя упускать из виду обеспеченность (в результате вертикальной планировки набережной) ее механизированной уборкой и противопожарными съездами к воде. В случае недостаточной ширины набережной, несмотря на ее многоцелевое назначение, не следует ее зонировать в поперечном направлении. Это может измельчить ее масштаб и привести к неоправданным расходам. Лучше всего вынести озеленение набережной за красную линию в застройку, включив таким образом прилегающую территорию в структуру набережной.

Современные набережные образуют сложные системы в городе, из которых следует отметить следующие: линейные, точечные, фигурные.

Линейные системы самые распространенные. Они состоят из ряда следующих друг за другом набережных, не создавая, однако, в структуре города какой-либо замкнутый контур. Такие системы могут быть прямолинейные, например вдоль канала, прямого русла реки, или иметь свободно очерченный криволинейный абрис, огибающий излучины и меандры рек, очертания бухт и заливов. Имеются линейные системы, объединяющие оба признака с расположением набережных, например на реках то на одном, то на другом берегу и т. д. Все это создает разнообразие линейных систем.

Не менее разнообразны иточечные системы. Они также могут находиться по одному берегу или на обоих берегах. Точечными набережными являются такие набережные, в которых величина поперечного профиля близка к их протяженности вдоль водоема. К таким набережным относятся, например, набережные многих курортных учреждений, разбросанных по морскому побережью.

Рис. 17. Примеры решения профиля набережной в зависимости от высоты берега

Фигурные системы еще разнообразнее, чем линейные и точечные. Такая система может состоять из одной фигуры, например, вокруг большого острова, или из нескольких фигур, когда имеется архипелаг островов. Особого решения требуют такие системы и входящие в них набережные, опоясывающие берега замкнутых водоемов: большого пруда, озера. В этом случае значительно шире определяются визуальные связи прибрежных территорий и приходится учитывать гораздо большую городскую территорию, воздействующую на архитектурное решение набережных, а следовательно, и задача создания полноценного архитектурно-ландшафтного их ансамбля решается труднее.

Все отмеченные системы набережных в крупных городах могут встречаться в различных сочетаниях и формироваться в общегородской комплекс набережных. Такие образования могут состоять как из систем разных видов, так и их нескольких однозначных систем. В отличие от систем набережных, в которых отдельные набережные связаны визуально, системы набережных, входящие в общегородской комплекс, в основном связаны только памятью, представлениями, временем, тем, что определяется как четвертое измерение архитектуры. Поэтому для определения таких явлений, как общегородской комплекс набережных, в ландшафтном проектировании необходим учет инфраструктуры города, его наземного и водного транспорта, а также выявление возможных господствующих над городом видовых точек.

Ландшафтное проектирование общегородских комплексов набережных формирует архитектурный образ города. Такое проектирование дает в руки градостроителя мощное средство, при помощи которого можно буквально скульптурно ваять индивидуальное лицо города, создавая акценты там, где их наметила сама природа При этом будут выдерживаться и требования градостроительной экономики. Ведь рациональность принятых решений по функциональному зонированию и инфраструктуре города не может быть достигнута без всестороннего учета особенностей его природной среды.



Ландшафтное проектирование - Cкверы, бульвары, пешеходные зоны, набережные

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Ландшафтное проектирование"