Категория: Ландшафтное проектирование

Cооружения в ландшафте

Cоотношения сооружений с ландшафтом

При определении природного фактора в экстерьере сооружения можно выделить три ступени соотношения сооружения с природой: – находится ли сооружение в равновесии с окружающей природной средой или они доминируют друг над другом (рис. 1); – находятся ли в равновесии между собой отдельные части сооружения с внесенными в них природными элементами; – соответствуют ли в частях сооружения природные элементы представлению человека о их целесообразности, т. е. отвечают ли они представлению человека об уюте, комфорте, соответствуют ли его трудовой деятельности или быту, масштабу человека и т. д. (рис. 2).

При этом все три ступени, разумеется, должны отвечать эстетическим представлениям людей.

Для выявления первой ступени можно воспользоваться таблицей, по которой в зависимости от рельефа легко можно определить, подставив габариты проектируемого сооружения, доминирует ли оно или находится в равновесии с окружающей природой.

Представление о взаимосвязи различных по высоте сооружений с растительприменяют для этих целей люцерну. Могут использоваться также вьющиеся растения типа винограда пятилистного. Наряду с газоном широко могут применяться цветы-многолетники и кустарники, которые, как правило, лучше, чем деревья, переносят пересадку и быстрее приобретают декоративный вид. Для быстрейшего затенения дорожек и площадок в первые годы можно использовать искусственные солнцезащитные устройства (тенты, навесы, трельяжи и т. п.) с широким применением вьющихся растений.

Поскольку природное окружение менять сложно, то корректировка соотношения сооружения к его природному окружению идет прежде всего за счет изменения габаритов и композиции сооружения.

Для выявления второй ступени отношения сооружения к природе следует исходить из плана сооружения и функции его отдельных частей.

Рис. 1. Характер ландшафта и уровень его охраняемости определяют степень допустимой концентрации искусственных сооружений (схема по Вергунову)

Рис. 2. Влияние внешних факторов на формирование общественных комплексов: А — размещение и ориентация зданий. Освоение и благоустройство территории; Б — определение параметров этажности и структурного типа зданий. Планировочное решение и ориентация помещений; В — оснащение балконами, галереями, переходами, солнцезащитными устройствами; Г — выбор конструктивных и отделочных материалов

Каждой части здания соответствуют определенные способы озеленения, например балконы, лоджии, наружные стены оформляются с помощью вертикального озеленения, в вестибюлях уместны цветы и кустарники, на кровлях можно разместить деревья, кустарники, цветы, газоны и т. д. При выявлении дисгармонии в размещении природных элементов в сооружении с его композицией или не соответствия их облику сооружения, задуманного автором, необходима перекомпоновка плановых решений и переработка самих природных элементов до их гармонического единства с архитектурой сооружения.

Наконец, решение третьей ступени требует от проектировщика четкого представления о всех нюансах назначения сооружения, знание психологии людей и развития растений и т. п. Исправление ошибок в решении третьей ступени связано всегда с большими материальными затратами, и следовательно, этот уровень ландшафтного проектирования требует самой серьезной профессиональной подготовки и ответственности.

Рис. 3. Пампулья. Отель. Архит. О. Нимейер

В настоящее время использование природных форм в архитектуре обеспечивает не только разнообразие экстерь-еров, но и полный комплекс функциональной структуры городского благоустройства, позволяет соединить архитектуру и природу в интересные архитектурно-ландшафтные комплексы (рис. 3). Образ и композиция многих архитектурных сооружений подсказаны самой природой. Советское зодчество имеет немало подобных примеров, особенно в области монументальных комплексов. Вспомним хотя бы Курган Славы в Белоруссии (скульп. А. Бембель, архит. О. Стахович и др.), памятник детям, погибшим во время блокады в Ленинграде, в виде каменного цветка (архит. П. Мельников и А. Левенков), Мамаев курган в Волгограде (скульп. Е. Вучетич, архит. Я. Белопольский и др.)

Из зарубежных примеров можно указать на знаменитый, так и недостроенный, собор «Сограта ля фамилиа» в Барселоне (архит. А. Гауди), который, в частности, говорил о заимствовании им образа и фактуры стен собора из окружающих Барселону гор и скал. Ф. Л. Райт решил свой известный «Дом над водопадом» каскадом прямоугольных форм, вполне отвечающих формам рядом расположенного водопада и т. д.

Природные компоненты в структуре сооружений

При определении роли природного фактора в интерьере сооружения необходимо с точки зрения ландшафтного проектирования прежде всего дифференцировать само понятие пространства интерьеров на две категории: открытый и закрытый.

Первая категория включает такие пространства, как эркеры, террасы, лождии, веранды и т. п.; вторая — зимние сады, внутренние дворики, холлы, вестибюли и др.

Первая категория пространств служит для связи внутренних помещений сооружения с его экстерьером. Степень обогащения природными компонентами этих пространств должна быть увязана с тремя ступенями отношения сооружения к природному окружению. При этом следует учитывать сезонные изменения растительности как в экстерьере, так и в интерьере сооружений.

Вторая категория помещений служит прежде всего для повседневного, круглогодичного легкодоступного общения человека с природой. Эти помещения должны быть непосредственно связаны со всей планировочной структурой сооружения и составлять органичное с ним целое.

Применение элементов в интерьерах следует связывать с функцией сооружения, с конкретным типом сооружения. Так, эксплуатируемые крыши могут быть использованы под микросады, но не для всех видов зданий. На крышах жилых построек, гостиниц, общежитий может быть устроен сад, на крышах театров он уже мало целесообразен из-за кратковременности его посещения. На кровлях бань, выставочных залов, музеев сады устраивать вообще не рекомендуется, так как в банях используются паронепроницаемые конструкции, а в выставочных залах и музеях необходим верхний свет.

Свободные этажи, предложенные советским архитектором И. Леонидовым, дают проектировщику большие возможности их функциональных решений с включением природных компонентов. Свободный этаж — это пространство, полученное где-то в середине высоты здания за счет отсутствия наружных ограждающих конструкций. Через это пространство проходят лестничные клетки, лифты, вертикальные конструкции и коммуникации. В высотных сооружениях свободных этажей может быть несколько. На таком пространстве могут устраиваться сады, детские площадки, площадки для отдыха взрослых, хозяйственные площадки, бассейны, аттракционы и т. д. Свободные этажи особенно целесообразны для южных районов, так как имеют значительную площадь притенения и хорошо могут вентилироваться. В средней полосе для смягчения на них ветровых режимов могут предусматриваться мобильные перегородки или шторы (рис. 4).

С начала XX в., благодаря талантливым практическим и теоретическим работам Лe Корбюзье стало широко осваиваться свободное пространство под сооружениями, которое получилось при подъеме их на железобетонные столбы. Подъем над землей первого этажа сооружений в некоторых случаях чуть ли не удваивает территорию города. Этот экономический эффект может быть еще значительнее, если получаемое пространство использовать для устройства цветников, газонов, водоемов и элементов геопластики, т. е. для создания в городе непрерывной природной среды.

Первое время это пространство использовалось для устройства автостоянок и гаражей. Однако такое решение вряд ли можно считать самым удачным, учитывая появление паров бензина, протечек масла, шум двигателей и др. Рациональнее устройство автостоянок и гаражей в подземном пространстве. Свободное пространство под сооружениями может иметь значительную, переменную высоту как за счет высоты столбов, так и за счет пластики рельефа под зданием.

Рис. 4. Климатическое районирование в СССР и его влияние на архитектурно-градостроительные и ландшафтные решения

При строительстве сооружения на сложном рельефе такая пластика может приобретать характер террас. Формирование террас должно учитывать прежде всего пластику и масштаб архтектурного комплекса, так как террасы становятся как бы пятым его фасадом, хорошо просматриваются с верхних этажей комплекса и должны составлять с ним единый архитектурный ансамбль. Для некоторых видов общественных комплексов благоустройство террас целесообразно делать мобильным, с легко переставляемым набором элементов (вазонов, мебели, светильников). Эта целесообразность возникает в том случае, когда контингент людей, пользующихся ими, относительно постоянен, например у учебных и административных зданий, жилых построек, торговых сооружений повседневного обслуживания и т. п.

Особого внимания заслуживают ландшафтные решения площадок перед входом в сооружения. При их проектировании необходимо придерживаться определенных принципов.

Приведем некоторые из них:
– во всех случаях подходы людей к входам в сооружения должны быть изолированы от транспортных подъездов;
– высокая растительность не должна закрывать входы;
– у входов в жилые здания не следует устраивать места отдыха для взрослых и устанавливать скамейки;
– следует использовать козырьки и навесы над входами для размещения ампельной растительности и вертикального озеленения;
– при больших козырьках у входов в общественные сооружения они могут быть использованы как эксплуатируемая кровля;
– уровень входных площадок должен быть несколько выше прилегающего к ним рельефа.

В последнее время стали устраивать у жилых сооружений небольшие палисадники с разделением их на маленькие участки, закрепляемые в индивидуальное пользование за конкретными квартирами.

Обозримость таких участков для всех совместно проживающих в одном подъезде, исконная тяга людей в определенном возрасте к садовым работам, наконец практический сбор овощей и ягод на таких участках делают их одной из самых популярных форм общения людей с природой. Некоторые из таких участков становятся подлинным украшением входов в жилые здания. В качестве примера можно привести жилое здание на набережной реки Карповки в Ленинграде. Палисадники у многоэтажных жилых зданий становятся особенно целесообразными там, где расселяются люди, жившие до этого в малоэтажной застройке и имевшие в своем распоряжении придомовой участок. Таким образом выявляется лишний раз социальный фактор в ландшафтном проектировании.

Особую ответственность в природном уборе архитектурных сооружений представляют их фасады. Среди элементов фасадов, используемых для природного оформления, следует иметь в виду прежде всего поверхность стен, а также лождии, балконы и эркеры.

Поверхность стен может быть богато декорирована вертикальной растительностью, которая позволяет выявить тектонику постройки, живописно оформить акцентную часть фасадов сооружения и применяется вместо облицовки, защищая стены от перегрева, выветривания, переохлаждения.

Многие растения, используемые для вертикального озеленения, например амурский виноград, жимолость, девичий виноград пятилисточковый, хорошо выдерживают низкие температуры и обладают хорошими декоративными качествами. Они могут применяться не только на юге, но и в средней и даже северной полосе нашей страны. При высоте архитектурного сооружения в несколько десятков метров вертикальное озеленение может предусматриваться в несколько ярусов. Для этого в конструкцию стен необходимо закладывать специальные карнизы, профиль которых может быть заполнен растительным грунтом или на которые могут быть установлены ящики с рассадой. Для крепления лиан к стенам устраивается из проволоки сетка или лесенка, которые крепят к поверхности стены металлическими штырями. При выборе цветочно-декоративного оформления стен зданий и сооружений необходимо учитывать функциональное назначение здания или сооружения, архитектурное их решение, конструкцию сооружения, колорит материала стен, ориентировку стены по странам света, характер озеленения других стен сооружения, окружающую природную среду.

Внешний облик и функциональное назначение здания и сооружения прежде всего определяют характер цветочно-декоративной композиции при вертикальном озеленении стен и его стиль.

Для общественных сооружений больше приемлемы небольшие фрагменты озеленения цветочно-декоративными растениями. Это озеленение входа в здание, торца или любой акцентной части фасада сооружения (террасы, балконы, окна и др.).

Для жилых зданий приемлемо как комплексное озеленение, так и озеленение только единичных балконов или ряда балконов и лождий либо оформление простенков и окон — в различном сочетании лиан и цветочных культур. Подбор ассортимента зависит от вкусов жильцов.

Балконы и лождии оформляются как акценты на поверхности наружных стен. При всем многообразии их оформления можно установить несколько основных его приемов.

Для балконов, имеющих достаточную ширину, простейшим и наиболее распространенным приемом является размещение ящиков на полу с внутренней стороны барьера. Однако более удобным для эксплуатации балконов является размещение цветочных ящиков, если они эстетически приемлемы, на его перилах. В этом случае в зависимости от конструкции балконов вводятся специальные крепления. Навеска ящиков или контейнеров производится на кронштейнах к верхней кромке ограждения или в средней его части. Если балкон обслуживает сразу несколько квартир одного этажа, следует вводить вертикальные разделительные диафрагменты, которые можно выполнять из вертикальной растительности по специальным декоративным решеткам.

При размещении ящиков необходимо соблюдать ритмичность, с применением одного цвета ящиков по всему фасаду. Возможно использование двух цветов, но не более. При этом цветовое решение ящиков увязывается с общим цветовым оформлением здания. Материалом для изготовления ящиков, контейнеров, кадок, кашпо могут служить пластмасса, асбестоцемент, дерево. Они обладают достаточной прочностью, долговечностью и сравнительно легким весом. Хороший декоративный эффект дают емкости, изготовленные из керамики.

При озеленении балконов рекомендуется избегать разнообразия видов растений. Хорошо, если на балконе растения одной окраски цветов — желтой (календула), красной (сальвия, фуксия, пеларгония и др.), синей (незабудка, агератум, лобелия). Можно использовать один вид, но двух окрасок (разные сорта) — белая и розовая петунья и вербена, красная и синяя астра, белая и красная пеларгония, розовые и лиловые левкои.

Высаживаются растения в емкости не густо. Нередко применяют дву


Ландшафтное проектирование - Cооружения в ландшафте

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Ландшафтное проектирование"