Категория: История мебели

Общественная мебель

Тенденции художественного решения общественной мебели тесно связаны с характером архитектурного решения того или иного общественного здания и определяются его назначением. Рассматривая современную практику оборудования общественных зданий, можно выделить три основных направления художественного решения мебельных изделий.

К первому направлению можно отнести те группы мебели, композиционное решение которых подчинено функциональным требованиям. Наиболее характерной из этих групп является мебель для оборудования больниц. Близка к ним мебель для учебных заведений, где также главенствует функциональный под/од к решению внешнего облика изделия (рис. 108).

Рассматривая опыт последних лет, можно отметить, что в силу некоторой стабильности функции таких изделий школьной мебели, как ученические столы, их архитектурно-художе-ственное решение сравнительно мало изменяется. К средствам художественной выразительности школьной мебели относятся, например, единое решение несущего каркаса стола и стула, применение единого материала для выполнения основных элементов и деталей. Рассматривая прогрессивный опыт проектирования школьной мебели, можно отметить, что наиболее сильным художественным средством является ее цветовое решение. Цвет в жизни ребенка, как уже отмечалось, играет большую роль. Исследования в этой области, проведенные за последние десятилетия, показали, что нельзя произвольно подходить к выбору окраски мебели для школьных помещений. Подбор цвета в интерьере школьного здания выбирают так, чтобы способствовать созданию благоприятной обстановки для проведения учебных и других занятий в школе.

Рис. 1. Школьная мебель — пример доминирования утилитарных требований к решению мебельного изделия (Швеция)

Важнейшей прогрессивной тенденцией проектирования школьной мебели является неразрывная связь ее решения с общим художественным решением интерьера. Хотя мебель должна прежде всего отвечать функциональным требованиям, она является одним из основных средств архитектурно-художественного решения современного интерьера школьного здания. Оборудование помещений школы единым и полным набором мебели позволяет обеспечивать нормальную учебно-воспи-тательную работу и решать интерьеры в едином стиле.

Рис. 2. Мебель административных зданий (Швеция)

Функциональный подход характерен также и для решения большинства групп административной мебели (рис. 2). Вместе с тем в современной отечественной и зарубежной практике при весьма точном учете функциональных особенностей ис-пользосания мебельного изделия, что отражается главным образом на его общем устройстве и на устройстве его деталей и элементов, ведутся поиски более широкого и разнообразного применения цвета: часто вводится несколько цветов, иногда контрастных. В последние годы тенденция введения орнаментальных элементов имеется даже в оборудовании административных зданий, например заполнение разделительной перегородки-экрана.

Для художественного решения мебели административных зданий характерно противопоставление геометрических форм (рис. 3), например, сочетание дисков опор кресел с прямоугольниками сидений и спинок. Часто мягкие элементы кресел и стульев оформляются строчкой.

Утилитарный подход к решению внешнего облика изделий проявляется достаточно ясно и в группе мебели, предназначенной для оборудования аудиторий. При решении торговых помещений стремятся к максимальной просматриваемости изделия, созданию условий наилучшего показа товаров. Отсюда применение стекла, открытых полок и т. д.

Рис. 3. Пример художественного решения мебели административных зданий на основе контраста геометрических фигур

Особенно наглядно проявляется влияние назначения здания на решение мебельных изделий на примере разнообразного решения мебели для предприятий общественного питания. Мебель для массового вида предприятий общественного питания— столовых, где все рассчитано на быстрый прием пищи и где ничего не должно отвлекать, изготовляется в легких, лаконичных формах, в основном с применением металла.

Вторым основным направлением художественного решения общественной мебели можно считать поиск таких новых форм мебели, которые при полном соответствии назначению здания стремятся передать его образное начало. Многочисленные примеры отечественной и зарубежной практики позволяют считать эту тенденцию проектирования ведущей. Обусловленность решения мебели общим архитектурным замыслом сооружения, характером его интерьера может быть проиллюстрирована на примере мебели, которой оборудован студенческий клуб «Диполи» в Финляндии. Здесь массивные, лапидарные формы кресел, оранжево-терракотовый цвет обивки как нельзя лучше гармонируют с пластикой гранитной породы, введенной в интерьер, со строгостью деревянной обшивки потолка.

Об образном подходе к решению мебели общественных зданий может свидетельствовать также мебель, которой оборудован ресторанный зал телебашни в Берлине.

Рис. 4. Образцы мебели для сидения, созданные выдающимися современными архитекторами: а — Марселем Бреером; б — Мисом ван дер Роэ; в — Мартигамом; г — Ле Корбюзье; д — Чарльзом Имсом

Общие принципы формирования современной мебели (функциональность, соответствие антропометрическим данным, легкость конструкции и т. д.) способствуют разнообразию форм и решений мебельных изделий. На рис. 111 показаны модели кресел и стульев, созданные ведущими современными архитекторами. Серия Марселя Бреера разработана на каркасе из круглого металла и включает пять моделей изделий, стул без локотников, стул с локотниками, банкетку-табурет, рабочее кресло, кресло для отдыха. Мис ван дер Роэ создал на едином несущем металлическом каркасе две модели кресел с локотниками и без них, отличающиеся предельным лаконизмом и легкостью форм. Аналогично решение кресел, разработанных Мартигамом. Модели кресел, созданных Ле Корбюзье, отличает некоторый геометризм форм. Кресло для отдыха сконструировано, исходя из стремления создать максимум удобств. В своей серии стульев и кресел Чарльз Имс впервые разработал технологию изготовления стульев с применением полимерных материалов. Форма сидений и спинок учитывает положение сидящего человека, каркас решен одноопорным с возможностью поворота. Найденный Имсом архитектурно-конструктивный прием для сиденья нашел широкое развитие в последующей мировой практике.

Рис. 5. Оригинальная художественная трактовка древесины в наборе мебели для холлов ресторанов

Тенденция поиска разнообразных новых форм в общественной мебели может быть подтверждена многочисленными примерами. Это подчеркивают и аскетичные, геометрические формы мебели для отдыха, предназначенной для оборудования холлов (рис. 5), и изделия с обогащенной пластикой основных элементов, и кресла для холлов сложной пластической формы, свидетельствующей об их повышенной комфортабельности.

При создании мебели для общественных зданий стремятся к оригинальному, запоминающемуся решению. Это особенно характерно для стульев и кресел. Интересная модель стульев с четырьмя массивными круглыми деревянными опорами показана на рис. 5.

Рис. 6. Применение в гостиничной мебели обивочной ткани с контрастным по цвету геометрическим рисунком

Поиск художественного разнообразия, индивидуального характера мебельного изделия нередко приводит к контрастным формам и контрастному цветовому решению. Часто применяют орнаментальные обивочные материалы с геометрическим рисунком, построенным на контрастном противопоставлении цвета (рис. 6).

Наряду с традиционными приемами в современной практике широко применяется отделка мебельных изделий укрыви-стыми красками разнообразных цветов, часто ярких, локальных. На рис. 7 показан набор мебели для ресторанов, деревянные изделия которого имеют белую окраску.

Обусловленность решения мебели общественных зданий его назначением и архитектурным решением постоянно вызывает появление новых форм, тесно связанных с новым назначением или особенностями использования изделия. Так, развивающаяся тенденция организации в обеденных залах ресторанов отдельных зон послужила толчком к появлению наборов ресторанной мебели, включающих диваны с высокими разделительными спинками (рис. 8).

Рис. 7. Применение деревянной ресторанной мебели с укрывистой отделкой лицевых поверхностей

Рис. 8. Набор ресторанной мебели с диванами, снабженными высокими спинками

Рис. 9. Трансформируемый стол для заседаний (ФРГ): а — общий вид; б — варианты сочетаний

Тенденция к универсальному использованию помещений общественного назначения является причиной распространения трансформируемых и складных изделий. На рис. 9 показан трансформируемый стол для заседаний. Его основные элементы прямоугольной и сегментнообразной формы позволяют создать разнообразные по форме и величине столы, органично вписываемые в интерьер административного помещения.

На рис. 10 показана возможность устройства в помещениях общественных зданий зон отдыха и ожидания при помощи двух блокируемых друг с другом элементов: кресла и столика, имеющего форму сегмента. Применение унифицированных элементов позволяет создать пространственно различные группы мебели.

На рис. 11 показана новая трансформируемая конструкция обеденных столов для ресторанов, предложенная английским архитектором Лукой Мелингером. Складные изделия обычно выполняются в легких, изящных формах (рис. 119).

В жилых номерах гостиниц, в которых весьма важным является рациональное использование площади номера, большое развитие получает объединение мебели в единые блоки. На рис. 120, например, показано, что спальное место с тумбой, место для чемодана и рабочий (туалетный) стол можно решить как единый объем. Впечатлению монолитности способствуют разнообразные средства: четко выделенные горизонтальные тяги, яркая белая окраска элементов (например, выдвижных ящиков), общие пропорции всех изделий.

Рис. 10. Вариантное решение мебели для отдуха (ФРГ): а — общий вид; б — варианты сочетаний

Мебель для парикмахерских, наоборот, должна создавать изолированные зоны. Для этого часто применяют замкнутые формы, сочетание различно трактованных изделий одинакового назначения.

В современной архитектурной практике все большее распространение получают различные виды кооперированных зданий, в которых объединяются общественные помещения различного назначения. Можно перечислить общественные центры, включающие помещения для культурного и торгово-бытового обслуживания: киноконцертные залы, клубные помещения, столовые, кафе, магазины, отделения связи и т. д. В торговых центрах объединяются предприятия торгово-бытового обслуживания. Все современные крупные общественные здания включают различные по назначению общественные помещения. Например, гостиницы состоят из помещений для жилья (номеров), для приема пищи (ресторанов, кафе, баров и т. д.), для ожидания (холлов), культурного развлечения (киноконцертных залов) и хозяйственных помещений. Высшие учебные заведения включают не только учебные помещения (аудитории, лаборатории, учебные кабинеты и т. д.), но и помещения для приема пищи, отдыха и т. д.

Поэтому для современной практики особенно важным является создание единых комплексных серий мебели для оборудования общественных зданий (это относится к выбору рациональных типов мебельных изделий, к унификации их размеров, общности архитектурно-конструктивного решения и единой художественной характеристики).

Новые тенденции в развитии архитектуры общественных зданий не только вызвали необходимость в комплексном решении серий и наборов мебели, но и повлияли на решение отдельных изделий. Так, все шире распространяются трансформируемые изделия универсального применения. Один из интересных примеров серии мебели универсального применения, показан на рис. 16. Кресла в виде блоков, объединяющих два места и имеющих развитую верхнюю плоскость спинки, применяются в разнообразных общественных зданиях: на вокзалах, предприятиях бытового обслуживания, даже в учебных заведениях. Здесь основным средством художественной выразительности является вариабельность изделий, возможность разнообразных сочетаний элементов.

Рис. 11. Трансформируемые мебельные изделия для общественных зданий: а, б — варианты стола с перекидной и выдвигающейся крышками

Рис. 12. Металлический складной стул (ФРГ): а — общий вид; б — стулья в пачках

Рис. 13. Пример блокированного решения гостиничной мебели

Рис. 14. Применение в мебели для парикмахерских замкнутых пластичных форм (Италия)

Универсальное использование помещений в современных общественных зданиях явилось причиной появления складывающейся и складируемой мебели. Широко применяются также разборные конструкции, особенно в выставочном и магазинном оборудовании.

Стремление создать в общественных зданиях свободную гибкую планировку, более рационально использовать площадь помещения способствует развитию в ряде общественных зданий (административных, учебных, больничных) встроенного оборудования.

Рис. 15. Пример комплексной серии общественной мебели: а — стулья, кресла; б — диваны; в — цветочницы; г — столы

Для тех общественных зданий, задачей которых является создание характерной, романтической обстановки, проектирование мебели идет по третьему направлению — решение мебели в определенном характерном стиле. Это направление может быть прослежено на примере мебели для предприятий общественного питания, гостиниц.

Предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, рестораны, бары и т. д.) имеют двоякое функциональное назначение: являются местом приема пищи, а также местом отдыха и развлечения. В зависимости от того, какой функции отдается предпочтение или в каком соотношении эти функции находятся, решается тот или иной объект питания в целом и его интерьеры.

Рис. 16. Серия мебели универсального применения (ФРГ): а, б, 8 — варианты сидений; г — цветочницы; д — пример расстановки

Особое значение имеет решение интерьеров предприятий общественного питания, устраиваемых в старых, имеющих определенную архитектурную и историческую ценность зданиях. Здесь интерьер должен способствовать правильному восприятию той архитектуры, которая является объектом осмотра.

Рис. 17. Мебель гостиничного номера, решенная в традиционных формах

В таких интерьерах все составляющие элементы, в том числе мебель, имеют определенную художественную характеристику, подчеркивающую общее решение. Для достижения максимального художественного эффекта при решении интерьеров важнейшее значение приобретает стилевое единство.

В ряде стран широко практикуется для развлекательных предприятий общественного питания создание единого стилевого характера интерьера, а часто и всего сооружения. Наиболее распространенным является выбор стилевой характеристики в духе народной архитектуры либо в духе того или иного прошлого архитектурного стиля.

Несмотря на имеющуюся в отечественной и зарубежной практике тенденцию стилевого решения мебели, ее нельзя считать ведущей даже для предприятий питания, не говоря уже о других массовых типах общественных зданий. Стилизаторский подход к решению мебели может быть применен ограниченно, только для узкого круга интерьеров.



История мебели - Общественная мебель