Категория: Столярные работы

Прочие виды отделки

Кроме описанных способов отделки мебели в краснодеревных работах, имеется еще ряд способов для придания поверхности древесины красивого вида — это мозаика, инкрустация, интарсия и маркетри. Эти способы отделки применяют преимущественно при изготовлении мебели или предметов обстановки специального назначения.

Мозаика. Мозаикой называется рисунок или картина, составленная из разноцветных кусочков одного или нескольких материалов, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и общим основанием цементом, мастикой или клеем.

Один из способов выполнения мозаичных украшений на дереве называется чертозианской мозаикой (от названия городаЧер-гозе, где она получила распространение в эпоху Возрождения). Способ чертозианской мозаики (рис. 1) заключается в том, что набирают и склеивают в орнамент не отдельные тонкие пластинки, а бруски, выстроганные под определенную форму. Такой склеенный блок затем разрезают поперек на много тонких пластинок одинакового рисунка, которые и наклеивают на отделываемую поверхность. Этот способ очень производителен, но дает рисунки только с резким переходом одного цвета к другому.

Рис. 1. Образцы чертозианской мозаики

Направление волокон в отдельных склеиваемых брусках должно быть параллельным плоскости распила.

Инкрустация. В отличие от мозаики при выполнении инкрустации (рис. 2) основу или украшаемую поверхность не закрывают полностью частицами другого материала, а оставляют в общей композиции орнамента. Кусочки же других материалов врезают в толщу основного материала заподлицо с его поверхностью. Таким образом делают инкрустацию из камней, мра мора, древесины, слоновой кости и других материалов.

Интарсия. Основой для развития интарсии послужила тех ника инкрустации. Преобладающим материалом при вьшолне нии интарсии является древесина различных пород.

Рис. 2. Ларец египетской работы с инкрустацией из слоновой кости, серебра и смальты

Отделка интарсией заключается в том, что в поверхность предмета, сделанного из древесины, вставляют рисунки, сделан ные из другой, обычно более ценной, древесины, отличающейся по цвету.

Вставки делают с таким расчетом, чтобы они находились на одном уровне с материалом предмета. Из таких отдельных частиц, вставок, вырезанных из различных пород древесины и подобранных по цвету и форме согласно рисунку, делают изображения цветов, фигур, орнаменты и даже целые картиньи.

При интарсии в отличие от инкрустации редко делаются резкие контрасты в цвете отдельных вставок.

Для получения различных оттенков древесину подкрашивают и обжигают, например, горячим песком. Дощечку опускают в горячий песок в вертикальном положении, при этом получается тон от темно-коричневого к светло-желтому. Для придания поверхности черного цвета со слабо выраженным рельефом на древесину наливают расплавленный свинец.

Для доработки рисунка интарсии можно применить гравирование и травление крепкими кислотами или красителями.

Наряду с обычной деревянной интарсией существуют и другие виды ее, например так называемая индийская интарсия, отличающаяся тем, что по контуру рисунка в специально приготовленные прорези вставляют металлические прожилки толщиной 1—4 мм.

Маркетри. Техника инкрустации и интарсии трудоемка и малопроизводительна, поэтому большим достижением явилось открытие в конце XVI в. способа получения тонких фанерок путем распиливания. Появилась возможность отказаться от техники врезания и перейти к технике одновременного выпиливания фона и рисунка, к технике маркетри.

Маркетри отличается от интарсии тем, что рисунок, сделанный из кусочков разноцветной фанеры, черепаховых пластинок, металла или других материалов, наклеивается на отделываемую поверхность. Отделка способом маркетри заключается в следующем.

Рис. 3. Индийская интарсия

Делают несколько копий с выбранного рисунка. Копии рисунка наклеивают на фанеру или другой материал и пилочкой или резцом вырезают нужный кусок. Вырезав таким образом из разных материалов все части рисунка, на толстый лист гладкой бумаги, намазанный клеем, укладывают фон и вставляют в него все вырезанные части рисунка лицевой стороной вниз. Высушив набор, его наклеивают на отделываемую поверхность бумагой вверх. После просушки клея бумагу счищают.

Способом маркетри можно создавать изображения букетов цветов, пейзажей, видов городов и т. п.

Инструментом для работы в технике маркетри служат простые ножи различной формы с длинными или короткими рукоятками. Длинную рукоятку мастер может опереть в плечо, чтобы делать более сильный нажим на резец.

Рис. 4. Обжиг в горячем песке дощечки для интарсии

Прессованные и лепные украшения. Прессованные и лепные украшения столярных изделий заменяют дорогостоящую резьбу по дереву.

Рис. 5. Инструменты, применяемые при отделке способом меркетри: а — нож, изготовленный из лезвия бритвы, б — короткий нож специальной формы, в — длинный нож

Прессование рельефного рисунка можно производить непосредственно на деталях изделия. Для этого древесина детали должна быть приведена в пластическое состояние путем нагрева до 200°. Прессование рисунка производят, пока древесина не остыла, стальным штампом в гидравлическом прессе. Пример прессованного орнамента приведен на рис. 6.

Рис. 6. Орнамент, полученный прессованием

Прессованные украшения можно изготовлять из древесноволокнистой массы с последующим подкрашиванием или из мастики.

Лепные украшения особенно широко применяют в багетном производстве. Для выполнения лепных украшений пользуются мастикой, составленной из 2 весовых частей клея, 2 весовых частей канифоли, 1 весовой части льняного масла и 10 весовых частей мела.

Из массы скатывают жгут, укладывают его на цинковую плиту нужной длины и пропускают под ролик, представляющий собой стальной цилиндр с вырезанным в нем вогнутым рисунком. На массе получается оттиск рельефного рисунка. Оттиск снимают с плиты и наклеивают на подготовленное основание. Затем лепку окрашивают. С помощью этого способа можно создать рельеф различной высоты с самой разнообразной фактурой. После просушки лепка приобретает высокую прочность. Для имитации резных украшений применяют также папье-маше, отливая изделие в гипсовых или деревянных формах. Папье-маше воспроизводит тонкий рисунок рельефа и хорошо воспринимает окраску кроющими красками. Сравнительная простота изготовления обусловливает широкую доступность этого способа.

Бумажное волокно (из нелощеной бумаги) размельчают на терке мокрым способом. Отжав бумагу от воды, ее тщательно перемешивают с клеем, подогретым до 30°. Не прекращая перемешивания, последовательно вводят в массу размельченный мел, глицерин, спирт и охру. Приготовленную массу дважды пропускают через мясорубку и после этого месят до образования однородной массьГ Готовая масса не должна липнуть к рукам. Куски массы закладывают в деревянную форму, в которой вырезан контрпрофиль изготовляемой лепной детали.

Черновые оттиски вынимают, подсушивают при комнатной температуре в течение 20—30 мин. и закладывают в пресс-фор-му, состоящую из деревянной колодки, матрицы и дюралюминиевого шаблона (пуансона) с отшлифованным контрпрофилем рельефа, и прессуют в ручном прессе.

Полученные оттиски просушивают в течение 20—24 час. при + 18-7-20° на металлических сетках.



Столярные работы - Прочие виды отделки

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Столярные работы"