Категория: Деревянные конструкции

Пролетные строения малых мостов

Пролетные строения с клееными балками имеют прямоугольное и двутавровое сечения (рис. 1), применяются для перекрытия пролетов менее 20 м. В пролетном строении балки устанавливают рядами на расстоянии 1,4—2,3 м, скрепляют поперечными связями и покрывают ездовым полотном из деревоплиты или железобетона с асфальтовым покрытием (рис. 2). Совместная работа балок обеспечивается поперечными связями и жесткой конструкцией проезжей части.

Рис.1. Поперечное сечение клееных мостовых балок а — прямоугольное; б — двутавровое

Рис.2. Устройство автодорожного моста с клееными пролетными строениями двутаврового сечения

Рис.3. Неразрезное пролетное строение моста с клееными армированными балками и железобетонной проезжей частью а — пролетное строение; б — поперечное сечение клееной армированной балки; 1 — железобетонная плита; 2 — клееная деревянная балка; 3 — поперечная арматура; 4 — продольная арматура

Для повышения несущей способности и жесткости клееные пролетные строения армируют стальной или стеклопласти-ковой арматурой. Особенно эффективно армирование в неразрезных системах балочных мостов (рис. 3). При таком конструктивном решении удается получить равнопрочное сечение и сохранить высоту балок постоянной по всей длине. Для восприятия скалывающих напряжений балки усиливают на приопорных участках поперечным армированием. Выступающие концы арматуры служат анкерами, обеспечивающими совместную работу пролетных строений и бетонного ездового полотна. При увлажнении древесины поперечная арматура ограничивает свободные деформации разбухания досок пакета, в связи с чем уменьшается вероятность появления трещин при их высыхании. Максимальная масса монтажного элемента моста с клееными балками прямоугольного сечения пролетом 20 м составляет 4,3 т. Это позволяет перевозить конструкции автотранспортом общего пользования, а для монтажа применять легкие автокраны. Еще легче клееные фанерные пролетные строения: масса одного монтажного элемента с балками длиной 20 м составляет 2,1 т. Для балок используют профилированную фанеру в виде уголков и швеллеров, из которых образуются двутавровое и коробчатое сечения. Применяют водостойкую многослойную фанеру, фанерные плиты, а также бакелизированную фанеру,

Рис. 4. Коробчатые блоки клееных фанерных пролетных строений мостов а — с одиночными продольными ребрами и однослойным фанерным верхним поясом; б — с одиночными и парными продольными ребрами и двухслойным верхним поясом с поперечным расположением досок; в — с парными продольными ребрами и двухслойным верхним поясом с продольным расположением досок; г — с одиночными и парными продольными ребрами и трехслойным дощато-фанерным верхним поясом

отличающуюся высокими физико-механическими свойствами. При помощи специальных монтажных элементов балки объединяют в коробчатую конструкцию (рис. 4), обладающую высокой жесткостью и несущей способностью. Верхний пояс, усиленный дощатым настилом, воспринимает местный изгиб. Поперечная жесткость балок пролетного строения обеспечивается фанерными диафрагмами.

В зависимости от конструкции верхнего пояса и длины балок высота коробчатого блока колеблется от 1 /12 до 1/18 расчетного пролета. Верхний пояс балок для мостов пролетом до 5 м делают однослойным из фанерных плит. Двухслойный пояс из досок, приклеенных к фанерному поясу, применяют при пролете мостов до 30 м. Трехслойный верхний пояс, состоящий из слоя досок, обклеенных с двух сторон фанерой, рекомендуется для мостов пролетом свыше 30 м. Доски верхнего пояса, служащего в данном случае и проезжей частью моста, могут иметь продольное и поперечное расположение.

Продольные фанерные балки коробчатого блока располагают рядами на расстоянии 30 толщин фанерных поясов. Это обеспечивает равномерную загруженность поясов на всей ширине блока. Кроме того, относительно небольшие расстояния между продольными балками облегчают работу верхнего пояса блока на местный изгиб под колесной нагрузкой. Стенки коробчатых блоков, высота которых не превышает 40 см, могут быть изготовлены из досок или клееных брусков. Применение клееных брусков предотвращает появление продольных усушенных трещин, уменьшающих несущую способность клееного блока.

Поперечные связи коробчатых мостовых блоков, представляющие собой дощатые или фанерные диафрагмы, присоединяют к стенкам балок и поясным фанерным листам с помощью парных брусков. Их сечение определяется толщиной соединяемых поясных элементов. Фанерная диафрагма должна иметь толщину, не превышающую 1/65 наименьшего размера стороны контура диафрагмы, но не менее 7 мм. Ширина дощатых диафрагм — не менее 15 см. Если коробчатый блок невозможно изготовить целиком, его компонуют из нескольких узких блоков.

Мостовые решетчатые фермы из фанерных труб применяют в конструкциях мостов при пролетах до 30 м. Такие фермы менее трудоемки по сравнению с клеефанерными блоками, однако стоимость их монтажа несколько больше, так как фермы объединяются в блоки только на строительной площадке. Высота ферм принимается 1/8—1/10 расчетного пролета. Фанерные трубы имеют длину около 1,6 м, поэтому отпадает необходимость стыковки между узлами.

Сопряжения в узлах ферм выполняют при помощи специальных вкладышей, изготовленных из древесно-слоистого пластика или нескольких слоев толстой фанеры. Узловой вкладыш имеет по концам конические выступы с уклоном 1:10, которые вклеивают в обработанные на конус концы фанерных труб. При этом, чтобы предупредить ослабление поясов фермы, конические выступы делают длиннее, чем участки труб, обработанные на конус.

Элементы решетки присоединяют к узлам при помощи металлических проушин, которые вклеивают внутрь концевой бобышки либо выпускают из специальных металлических вкладышей, заменяющих концевую бобышку. Можно также присоединять элементы решетки с помощью металлических тяжей, пропускаемых внутри фанерных труб.

Мосты из клееных ферм и арок. При пролетах до 60 м применяют сквозные фермы с клееными деревянными элементами в поясах и решетке и металлическими нижними поясами и креплениями (рис. 5). В условиях пересеченной местности, над впадинами в ущельях возводят мосты с арочными пролетными строениями. Клееные арки из досок доставляют к месту строительства расчлененными на несколько частей, которые затем жестко скрепляют накладками на болтах. Опорные части арок выполняют шарнирно-поворотными на бетонных подушках.

Рис.3.5. Сквозные пролетные строения а, б — схемы устройства с ездой понизу и поверху; в — монтажный элемент фанерно-металлического моста пролетом 21м; 1 — доски настила; 2 — колесоотбойник

При использовании индустриальных деревянных конструкций, обработанных защитными средствами на заводе, срок службы мостов увеличивается до 40—50 лет.

Деревянные опоры и проезжая часть (ездовое полотно) малых мостов. Проезжая часть представляет собой одиночный или двойной настил из досок толщиной 40—60 мм, уложенных в продольном или поперечном направлении. Продольный настил наиболее предпочтителен, поскольку на его ремонт расходуется меньше древесины. Верхний ряд досок защищают от износа устройствами, распределяющими усилия от нагрузки на большую площадь, а сами доски пропитывают гидрофобными составами.

Наиболее надежна конструкция ездового полотна в виде плиты из досок или брусков, выступающих из плоскости. По выступам укладывают асфальтовое покрытие или бетон. Для более полного включения в работу бетонной плиты в настил вбивают заостренные металлические пластины, выступающие на 12—15 мм. Для увеличения срока службы доски или бруски настила должны быть пропитаны маслянистыми антисептиками.

Опоры малых деревянных мостов различны по конструктивному решению. Для небольших мостов пролетом 4—8 м возводят только береговые опоры. Для промежуточных опор вбивают сваи или делают рамные конструкции из бревен на каменных фундаментах.



Деревянные конструкции - Пролетные строения малых мостов

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Деревянные конструкции"