Категория: История мебели

Резное дело в 17 веке на Руси

В середине XVII в. деятельность Оружейной палаты под руководством Б. М. Хитрово достигает своего расцвета. До нас дошли имена мастеров резного деревянного дела: Семена Даревского, Клима Михайлова, Герасима Окулова и др.

Шедевром русского деревянного искусства являлся дворец в Коломенском(конец XVII в.), называемый современниками восьмым чудом света. Дворец, частично построенный при царе Михаиле Федоровиче и значительно расширенный при сыне его Алексее Михайловиче, представлял собой почти замкнутый ансамбль, состоявший из не похожих друг на друга четвероуголь-ных срубов. Большинство срубов имело два яруса — подклетье и горницу. Во дворце было 270 комнат (хором). Строили дворец плотничный староста Семен Петров и плотник Иван Михайлов «со товарищи». В замысле своем они исходили из древних русских традиций деревянного зодчества, для которого были характерны разноплановость и разномасштабность построек. Изумительный живописный эффект Коломенского усиливался за счет его разнообразных покрытий и покрасок, создававших ощущение сказочности.

Возводили дворец удивительно быстро. С осени 1666 г, мастера стали заготавливать лес на Оке и ее притоках, 2 мая 1667 г. началось строительство, а к осени того же года срубы и кровли были уже готовы. К лету 1669 г. закончили работы резчики, украсившие тесовые стены, карнизы, балясины богатым орнаментом. А уже вслед за ними более года работали здесь живописцы и позолотчики, расписывая и разузоривая дивный дворец. Во главе этой работы стоял замечательный русский живописец Симон Ушаков. Внутренние помещения дворца изобиловали иконописными и историческими изображениями на полотнах, вставленных в потолки и стены, которые драпировались при этом разноцветными сукнами. Вдоль стен тянулись резные же деревянные лавки и расписные столы. В феврале 1671 г. Алексей Михайлович принимал в своем красочном дворце иностранных послов, «обомлевших от невиданной лепоты». Когда дворец пришел в ветхость, его по приказу Екатерины II разобрали.

Примером характерного жилища боярина XVII в. являются палаты в Зарядье (Москва), в которых ныне расположен филиал Г осударственного Исторического музея.

Несмотря на то что здание палат состоит из трех разновременных частей: боярской с кладовой (XVI в,), монашеских келий (XVII в.) и музейной надстройки (XIX в.)., оно и по внешнему виду, и по внутреннему устройству довольно полно характеризует русское жилье XVII в. и старый русский быт.

Палаты сохранили тип русской избы, состоящей из клети (жилого помещения) и подклета (подсобного помещения). Построены они, как большинство русских домов XVI в., глаголем (два здания поставлены под углом одно к другому), с внешней стороны имеют декоративное убранство XVII в. — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри здания небольшие комнаты, низкие сводчатые потолки, толстые стены; двери, окна и печуры с типичными для XVII в. закруглениями верхов.

Характерной чертой быта бояр XVII в. является сочетание национального, традиционного с новым, еще не усвоенными чуждым. На фоке старых внешне неизменных традиций в быту бояр во второй половине XVII в.

все заметнее становилось влияние новых течений, вызванных большими переменами в социально-экономическом развитии и культурной жизни России, усилением ее международных связей. В обиходе появляются такие предметы, как книги, глобус, листы деревянной печати, портреты, европейская мебель (стулья, шкафы), которую стали активно покупать.

Боярский дом обычно включал в себя переднюю палату, расположенную вблизи от входа, которая служила приемной комнатой, а также столовой во время пиров. Средняя палата не входила в состав жилых комнат дома и обычно находилась в отдалении от них. Убирали ее с особой роскошью; в убранстве (скатерти, подушки, занавеси) обычно преобладали ткани иноземного производства (сукна, атласы и различные гладкие и узорчатые бархаты). Первенствующее место в палате занимал передний «красный» угол со столом, иконами и местом хозяина под ними. Вдоль стен были лавки. Невдалеке от стола находился парадный поставец, на открытых полках которого была расставлена ценная утварь. На особом столе (кормовом поставце) была сосредоточена посуда для столового обихода. Тут же вблизи находился руко-мой с лоханью, который подавали для мытья рук к столу между кушаньями.

В приемной боярских палат в Москве находится шкафчик западной работы XVI в. — переходная ступень от сундука к шкафу. В нем сохраняются еще боковые ручки и верхняя откидная крышка, как у сундуков. Тут же — большая изразцовая печь. Смежная со столовой палатой комната — кабинет боярина. В красном углу комнаты под иконой — рабочий стол с письменными принадлежностями. У стола — кресло, лавка, два стула — все русской работы. Обстановка комнаты характеризует тяготение к науке и живому, практическому знанию. Здесь сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVil в. думного дьяка И. Т. Грамотина, гравюра «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г». Стены комнаты обиты золоченой кожей, считавшейся особо изысканным украшением.

В сенях размещался вход в женскую половину, в которой все было приспособлено для женского рукоделия и хранения мелочей женского туалета — предметов рукоделия. Мебель (кресло, два стула, стол) приспособлена для сидячей работы. Об . гновку светлицы составляли: зеркало со створками, лс.рцы для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовник — деревянный, обитый узорчатым прорезным железом ларец со скошенным верхом (ночью его ставили в изголовье постели, под подушку).

Спальня — парадная комната, украшавшаяся с особой роскошью. Кровати с богатыми шелковыми пологами.. Одеяла из роскошных узорчатых тканей подбиты дорогими мехами, нарядные наволочки и простыни, а спали в так называемых «спальных чуланах», в которых кровати заменяли «спальные скамьи», а иногда и просто лари.

Сохранившаяся мебель XVII в. включает в себя преимущественно, вещи из церковно-монастырского и кня-жеско-боярского обихода: большие и маленькие столы, простые и переметные скамьи, кресла, шкафы-постав-цы и сундуки.

В описаниях и документах XVII в. перечисляется множество видов деревянной мебели: широкие пристенные лавки; столы западноевропейского образца на точеных кувшинообразных ногах с сильно вынесенной крышкой, отделанные резными подзорами, багетами, кругами в филенках; различные ящики для хранения имущества (ларцы, коробки, шкатулки, сундуки, погребцы). В богатых жилищах были и привозные шкафы западной рабо-ты. Точеные и резные стулья и кресла, украшенные скульптурными изображениями львиных голов, птиц, изготовляли в Оружейной палате.

В церквах, монастырях применяли подставки для книг — аналои, иногда служившие одновременно шкафчиками-библиотеками. Простейшие аналои имели вид пюпитра с высоким резным столбиком или легких раздвижных козел с лоскутом кожи или ткани вместо крышки. По характеру декора деревянные аналои близки к народной резьбе.

Для декора мебели XVII в. типичны токарная обработка деталей, резьба, роспись темперными или масляными красками, раскраска, позолота, а также сочетания этих приемов. Токарные детали и резьба усложнены по композиции и формам. Рисунки создавали с учетом игры света и тени. Для токарных изделий характерны мягкие, округлые формы и винтообразные стержни, для резьбы— многоплановость форм. В украшении столешниц в XVII в. стали применять мозаику из разных пород древесины и камня и инкрустацию кусочками цветного стекла, зеркал, раковин.

Роспись выполняли свободно, без трафарета. Темой узора был незатейливый сюжет или растительный мотив, изображение животных. При росписи пользовались красным, синим, белым, желтовато-золотистым цветом. Росписью чаще отделывали переднюю и боковые стороны шкафа.

Кресла XVII в. большие, иногда полумягкие, спинка прямая или наклонная, в подлокотниках выемка. Ярко проявляется стремление к большому удобству, комфорту. Мягкие детали кресел обиты бархатом, парчой, гладкой или тисненой кожей.

Русскую мебель XVII в. можно подразделить на три основные группы: – выполненная в традициях древнерусского искусства и отличающаяся массивностью, лаконичностью и структурной четкостью формы; – скопированная с зарубежных оригиналов, чаще голландских и северогерманских, главным образом по заказам царского двора; – испытавшая влияние стиля барокко.



История мебели - Резное дело в 17 веке на Руси

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"