Категория: Древесина

Шпалы, мостовые и переводные брусья

Шпалы деревянные (ГОСТ 78—58), мостовые (ГОСТ 3021— 53) и переводные брусья для железных дорог широкой колеи изготавливают из сосны, лиственницы, пихты, ели, кедра, бука и березы (рис. 1). Сортимент шпал и брусьев приведен в табл. 1, 2 и 3.

Толщина и ширина шпал установлены для древесины с влажностью не более 25%. При большей влажности древесины шпалы должны иметь припуски на усушку по ГОСТ 6782—58 и 4369—52.

Таблица 1
Сортимент шпал для железных дорог широкой колеи

Таблица 2
Сортимент мостовых брусьев для железных дорог широкой колеи

Таблица 3
Сортимент переводных брусьев для железных дорог широкой колеи

Таблица 4
Средняя продолжительность службы шпал (в годах)

По качеству шпалы делятся на два сорта. Шпалы I сорта идут на устройство магистральных железнодорожных путей сообщения, шпалы II сорта — для подъездных путей, веток и железнодорожных линий с малым грузооборотом.

В шпалах I и II сортов допустимы в неограниченных размерах синева, сучки здоровые, сросшиеся и не-сросшиеся, трещины; с ограничением — внутренняя краснина, ложное ядро, червоточина и косослой. Вовсе недопустимы гниль, задыхание, глубокая червоточина и трухлявость.

Данные о сроках службы железнодорожных шпал приведены в табл. 4.

Учитывая, что на изготовление железнодорожных шпал ежегодно расходуется около 12 млн. м3 древесины и недостаточное количество пиловочника диаметром свыше 24 см, требующегося для этих целей, вопрос продления срока службы деревянных шпал и их замены железобетонными и клееными шпалами, а также шпалами из древесины лиственных пород приобретает весьма большое значение. Сырьем для производства клееных шпал могут служить короткомерные сортименты пиломатериалов из древесины малых диаметров.

Рис. 1. Типы шпал

Следует отметить, что обработка шпал антисептиками дает необходимый эффект лишь при пропитке «выдержанных» шпал, поэтому особое внимание необходимо обращать на создание переходящих запасов, правильное хранение и естественную сушку шпал. Шпалы должны храниться в сухих проветриваемых местах, очищенных от мусора, коры и травяной растительности.

Кроме расхода древесины на изготовление шпал для железных дорог нормальной колеи, в СССР ежегодно расходуется значительное количество высококачественной древесины на шпалы при строительстве лесовозных железных дорог узкой колеи (750 мм), сортимент которых приведен в табл. 5, 6 и 7.

Таблица 5
Сортимент брусьев для железных дорог узкой колеи

Таблица 6
Сортимент шпал для железных дорог узкой колеи

Таблица 7
Сортимент переводных брусьев для железных дорог узкой колеи

Шпалы мостовые и переводные брусья для железных дорог узкой колеи с малым сроком эксплуатации (до 3 лет) не антисептируются. Требования к качеству и хранению шпал для узкоколейных дорог те же, что и для ширококолейных шпал.



Древесина - Шпалы, мостовые и переводные брусья

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Древесина"