Категория: Стекольные работы

Стекло в «прозрачных картинах»

«Витраж придает зданию живой лик, он как глаза, в которых светится душа» — сказано в одной из современных публикаций.

Строго говоря, витраж — это заполняющая световой проем (чаще всего — оконный переплет) сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол (слово «витраж» происходит от латинского vitrum — «стекло»). Однако сегодня, когда постоянно совершенствуются технологии художественной обработки стекла, понятие «витража» расширилось и часто используется для характеристики любого декоративного заполнения стеклом или другим материалом, пропускающим свет, оконных и дверных проемов, фонарей и плафонов, сводов и куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Техника создания витража может быть различной, но классическим считается так называемый наборный витраж, в котором отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепляются специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Процесс изготовления классического витража сродни портновскому ремеслу: по эскизу «выкраивается» стекло, подбирается фактура и цвет деталей, и, наконец, все соединяется с помощью профилей, или, на профессиональном языке, протяжек. Но свинцовый профиль не только является конструктивной основой классического витража, он одновременно несет и изобразительное начало, так как является контуром, рисунком изображения. Заполнение основы цветным стеклом является аналогом цветного пятна в живописи, и чем богаче фактура стекла, тем красивее и эффектнее витраж.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Археологи предполагают, что витражи существовали еще в Древнем Египте и Древнем Риме, а изучение старейших памятников культуры позволяет предположить, что основа классического витража — свинцовая арматура — развилась из каменной и деревянной сетки.

Другие исследователи считают, что рождением витража человек обязан готике, хотя техника их изготовления была известна еще с VIII века. В период средневековья в Западной Европе искусство витража из цветного стекла стало интенсивно развиваться.

В то время сюжеты витражной живописи были в основном мифологические и библейские. Однако средневековые мастера воплощали в витражных рисунках и свои впечатления от соприкосновения с природой, воспроизводя всевозможные цветы и растения, многие из которых имели также символический смысл: так, лилия олицетворяла невинность, яблоня — первородный грех, роза — Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями — Святую церковь. А когда Западная Европа начинала знакомиться с такими новыми ввозимыми растениями, как, например, перец и табак, прибывавшими из Китая, каучуковым деревом, арахисом, что привозили из

Бразилии, эти диковинки, как следствие, появились и в орнаментах.

Романские и готические храмы украшались совершеннейшими, выверенными до мельчайших деталей витражами (рис. 1). Цветное стекло в них дополнялось бесцветным, вставки из которого создавали эффект иррационального пространственного фона.

Старые мастера учитывали, что витраж будет рассматриваться издали, и поэтому проводили широкие густые штрихи, объединяя их тремя-четырьмя все утончающимися параллельными штрихами так, что вблизи рисунок показался бы чересчур резким, но на расстоянии возникал ясный контур, гармонически оттененный красочными пятнами. Орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры, окружающие центральное изображение, часто наносились кистью или выскабливались из фона, а отдельные детали даже инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.

Рис. 1. Старинный витраж

Главной особенностью старого витража была интенсивная цветная гамма основных цветов (красного, синего, желтого). В полумраке соборов витражи, мерцающие яркими пятнами, казались окнами в другой мир и производили очень сильное впечатление, граничащее с потрясением. И до сих пор великолепные витражи готических соборов, цветное стекло словно горят в лучах солнечного света, поражают воображение и вызывают чувство восторга своей величественной красотой.

Примерно с X-XII веков техника создания витража немного изменилась: узор, преимущественно выскобленный, стали наносить на тыльную сторону стекла. Однако рисунок в большинстве случаев оставался довольно примитивным, фигуры — условными, и жизнь витражу придавали только яркие краски цветных стекол.

С середины XIII века художники стали использовать в витражах совмещение разных стекол, добиваясь интересного дублированного эффекта — например, лилового при смешивании красного и синего. Появилось интересное новшество: на бесцветное стекло, которое тогда имело зеленовато-желтый тон, накладывалось цветное стекло с выгравированным рисунком, и вся картина собиралась и монтировалась свинцовой арматурой.

Наибольшее распространение витражи получили в XIII столетии, особенно в храмах, где на всю высоту окна устанавливались ряды небольших медальонов с фигурными изображениями, окаймленные бордюром, венком, гирляндами. Промежутки между медальонами заполнялись стеклянной мозаикой.

С XI до XIV века колорит витражей стал меняться, рисунок приобрел большую условность. Постепенно начался переход к готике. Готикой, или готическим стилем, принято называть направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV-XV век). В готический период католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Несмотря на это, в эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В эту эпоху возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Она отличалась утонченностью форм, но была очень консервативна и лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.

В XIV столетии романский стиль был окончательно вытеснен готикой. Церковные окна стали украшаться витражами с изображениями фигур, фоном для которых служили орнаментальные узоры или легкие архитектурные формы. Готические сооружения не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами, украшенными витражами. В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как, например, циклы витражей в готических соборах в Шар-тре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии. Появились новые краски, позволяющие передавать тонкие цветовые нюансы и светотень. Живопись витражей становилась сложнее, приобретала исключительную выразительность. Непосредственно в оконных переплетах стали устанавливаться расписные стекла больших размеров, не скрепленные свинцовой арматурой. В XV столетии живопись на стекле начала соперничать со стенной живописью. На исходе средневековья живопись по стеклу достигла высочайшего художественного уровня. Это время называют периодом высшего расцвета витражей. В XVI столетии на оконных стеклах даже появились копии с произведений великих мастеров. Однако с этого времени начался и упадок витражного искусства, несмотря на то, что техника их исполнения и рисунок продолжали совершенствоваться.

На Руси предтечами витражей были древние слюдяные оконца, мастерски изготовлявшиеся русскими ремесленниками. Они наполняли интерьеры палат и теремов неповторимой игрой света, рожденной мерцанием и искристыми отблесками слюды. Этот материал стал отдаленным предком современного фактурного стекла.

В XVII столетии витражи появились в обиходе придворной знати, оценившей декоративные возможности цветного остекления. Среди расписных «травами муравчатыми» стен и потолков, блестящих полихром-ными изразцами печей и узорчатых ковров, обитых тканями косяков и ставен в интерьерах богатых палат только окна оставались бесцветными пятнами. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения.

В период эклектики, в XVIII веке, витражи получили особое распространение в России, воплотив в архитектурной практике романтические идеи. Одним из первых ретростилей периода эклектики была псевдоготика. И витражи стали ее обязательной принадлежностью: так, цветные окна украсили церковь Св. Александра Невского в петергофской Александрии, башню-часов-ню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске, а также интерьеры императорских дворцов и дворянских особняков.

Долгое время витраж считался принадлежностью европейского средневекового зодчества. Однако с середины XIX века «живописная картина в стекле» начинает выступать как непременный элемент интерьера в стиле модерн и арт деко. В XIX веке американец Тиф-фани изобрел новую технологию сборки витражей. Согласно этому способу, кусочки стекла оборачивали специальной медной фольгой, а затем облуживали оловом и покрывали патокой. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или отделки для потолков, и утонченное искусство витража покинуло свой замкнутый круг, становясь более демократичным и все больше проникая в гражданскую и жилую архитектуру.

В Жилых домах витраж все чаще украшал комнаты, предназначенные для отдыха. Они прочно утвердились в будуарах, курительных, ванных, оформленных в «восточном» стиле, начали украшать столовые, библиотеки, часто соединенные с кабинетом хозяина дома, домовые церкви, домашние музеи. Часто витраж символизировал древность и знатность рода, к которому принадлежал владелец дома.

В третьем тысячелетии витраж вновь возрождается и обретает новое звучание. Витраж создает в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета и света и оригинальность. На рис. 2 показано оригинальное применение витражей в интерьере.

Рис. 2. Витраж в интерьере

Рис. 3. Витражи в оформлении окон и дверей

Способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения, наделяет его торжественностью и загадочностью: ведь при разном освещении даже знакомые нам предметы выглядят иначе. Окно или дверь, украшенные витражом, могут сохранять прозрачность или служить украшением интерьера как яркое красочное пятно (рис. 3).

Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства (рис. 4).

Рис. 4. Витраж в стене

Рис. 5. Ви тражи с цветочным орнаментом

В витраже, как и в любой картине, важную роль играют композиция, орнамент, графика, выразительность линии, сочетание цветов и фактуры стекла, которые подчиняются замыслу художника. С помощью витража можно сделать волшебным любой интерьер, и, должно быть, поэтому витражи постоянно привлекают внимание архитекторов, строителей и художников.

Витраж способен существенно преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом новые радостные краски.

Наполняя интерьер цветным светом, то ярким и звонким, то нежным и романтичным, витраж берет на себя активную по своему эмоциональному воздействию роль и способен внести один из наиболее решающих акцентов в цветовой ансамбль.

Витраж обладает свойством создавать в помещении присутствие солнечных лучей практически в любую погоду и время дня, но выигрывает он и от мягких тонов заката, и от сверкающих вечерних огней.

Витраж может иметь и искусственную подсветку, однако дизайнеры уверяют, что она придает витражам «застывшее» выражение. А ведь главная прелесть витража и заключается в игре света и тени, световых и цветных эффектов, создаваемых постоянно изменяющимся естественным освещением. Поэтому в некоторых случаях дизайнеры предлагают создание имитации естественного освещения витража — посредством специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением.

Современные витражи выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи, и иногда армируются свинцовой лентой (имеются в виду витражи рис. 5. Экран с витражом в из отдельных стеклянных оформлении большого окна деталей, поскольку монолитные стекла арматуры не требуют).

Рис. 6. Витражи-картины с религиозной тематикой

Кроме того, современные технологии сделали витражи безопасными: используемые в них стекла, разбившись, не рассыпаются.

В последнее время стало модно помещать витраж внутрь оконного стеклопакета. Преимущества такого решения в том, что в герметичном стеклопакете витраж с двух сторон защищен и от механических повреждений, и от загрязнений и влаги.

При изготовлении таких «пакетных» витражей используются самые современные технологии: лазерная или водяная резка стекла, управляемые компьютером, и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами, которые прекрасно имитируют классическую окантовку как по прочности, так и по цвету. Готовая конструкция наклеивается на цельное стекло и сверху прижимается вторым листом стекла. Такой витраж очень близок к классическому, но сама конструкция получается более легкой и прочной.

Американские производители разработали для создания витражей уникальную технологию SGO, заключающуюся в нанесении на прозрачное листовое стекло твердого многослойного покрытия, придающего будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, листовое стекло, которое используется как основа для такого витража, позволяет использовать его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Такой витраж прекрасно подойдет, например, в случае, если необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка.

Рис. 7. Витражи на листовом стекле

Основой для такого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Кроме того, данный способ изготовления позволяет создавать любую пластику линий в рисунке.

Помимо классических, сегодня художники создают витражи и по другим технологиям. Например, это контурные, или силуэтные, витражи, которые собираются из одноцветного или бесцветного (возможно — зеленоватого) стекла. Промежутки между кусками стекла заполняются стеклянными деталями другой конфигурации, и вся конструкция скрепляется свинцовой жилкой.

Узорчатые витражи собираются из кусков прозрачного стекла с поверхностью, которой придана определенная фактура. Детали собираются по рисунку в виде узора или геометрического орнамента, в котором участвует и свинцовое обрамление витража.

Мозаичный витраж собирают из цветных стекол. Часто мозаичный витраж представляет собой инкрустацию из готовых литых стекольных розеток. Технология изготовления такого витража довольно сложна, поскольку требует от мастера умения не только резать и гнуть стекло и паять свинцовые жилки, но и подбирать стекла по цветам и оттенкам.

Живописный витраж создается из цветных стекол и расписывается керамическими красками. Впоследствии отдельные детали такого витража подвергаются обжигу. Расписной витраж — настоящее произведение искусства. Любой витраж авторской работа уникален, так как каждый мастер использует свою технологию и свои секреты. (Живописные витражи не следует смешивать с непрозрачной живописью на стекле, выполненной холодным способом масляными красками, которая относится к станковой живописи).

Живописные витражи относятся к группе витражей из монолитных стекол, которые изготавливаются из цельного стекла определенного размера. Здесь можно отметить также витражи-диапозитивы (изготовленные при помощи фотографической техники), витражи с декоративно обработанной поверхностью (о способах декоративной обработки стекла рассказывалось в одной из предыдущих глав).

Наконец, существуют комбинированные витражи. Как понятно из названия, они создаются путем сочетания различных видов витражей: используются отдельные литые стеклянные детали и многослойное стекло, обработанное разными способами. Комбинированные витражи выглядят очень оригинально в случае, если для их изготовления соединяется несколько различных технологий: например, использование техники гравировки, пескоструйной обработки и росписи керамическими красками.

Другим примером комбинации технологий являются старинные витражи, в которых используется технология классического витража в комбинации с росписью керамическими красками, позволяющая значительно расширить цветовую гамму изделия, создать прекрасные полутоновые элементы и цветовые переходы, которые невозможно получить обычным путем. Такие витражи до сих пор считаются непревзойденными художественными шедеврами.

Очень эффектны витражи, изготавливаемые по современной технологии «фыозинг» («спекание»), а также по технологии «кастинг» (муранское стекло). Они очень современно выглядят и могут иметь практически любую форму, толщину и фактуру.

Большой интерес представляют витражи с зеркальным отражением. Для этого изготавливается витраж необходимой формы и размеров и затем на его тыльную поверхность производится напыление нитрида титана или ему подобного вещества.

Существуют витражи из полученного путем смешивания стекла различных цветов. Такое цветное стекло получают еще на стадии изготовления листового стекла, когда жидкое стекло различных цветов выливается на плоскость и сразу же раскатывается в лист, создавая неповторимый рисунок и сочетания цветов. Поскольку по этой технологии практически невозможно получить два одинаковых листа, полученные изделия можно считать уникальными. Однако именно эта причина сдерживает широкое применение подобных витражных конструкций.

Интересна также и другая новая технология производства витражей, которая носит название plastic lead. Она заключается в следующем: на стекло наносится сверхпрочный контур, который после высыхания образует границы заливки и создает рельеф, а затем отдельные части контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков. Лаки и краски можно наносить и вручную, подобно технике росписи.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража, или так называемый лаковый псевдовитраж. Цветное стекло на нем имитируют цветные пленки. Для изготовления имитации витражей по этой технологии с помощью компьютерных программ разрабатывается рисунок, затем плоттером вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки, которые собираются и наклеиваются на стекло. К сожалению, такой витраж недолговечен, легко разрушается под прямыми солнечными лучами и способен прослужить не более трех лет.

Витраж можно изготовить и самостоятельно. Сначала на картон наносится цветной рисунок с контурными линиями, выполняемыми тушью. Затем обычным роликовым стеклорезом, в соответствии с рисунком, вырезается цветное стекло, после чего на картон кладут лист прозрачного силикатного стекла и делают так называемый «сухой» примерочный набор витража. Очень важно выкладывать цветные стекла точно по эскизу.

Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью приготавливают раствор из 1 части цемента, 3 частей песка и 1 части клея ПВА. Смесь готовят в пластиковом флаконе и затем вставляют в пробку стеклянную или пластмассовую трубку, диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазывают этим раствором, а после того, как раствор немного подсохнет, заливают им пространство между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла и витраж получается аккуратным.

Можно создать имитацию витража, просто определенным образом раскрасив стекло. Для этого сначала нужно нарисовать витраж на бумаге в натуральную величину и раскрасить. Затем, разложив рисунок витража на столе, положить на него чисто вымытое стекло и масляной краской темного цвета, помещенной в небольшой полиэтиленовый баллончик с насадкой, обвести контур каждого элемента витража. Насадку можно изготовить из трубочки с внутренним диаметром 1 мм, например, толстой иглы от шприца или иглы для накачки мячей.

После высыхания обводки раскрашивают каждый элемент витража.

Это можно сделать двумя способами.

Первый способ представляет собой окрашивание каждого элемента витража краской нужного цвета через маску — плотную бумагу, в которой вырезан нужный элемент витража. Наложив маску по месту так, чтобы все соседние участки были закрыты, окрашивают элемент с-помощью пульверизатора. Применяя каждый раз новую маску, раскрашивают весь витраж.

Для раскрашивания можно использовать художественную масляную краску нужного цвета, разведенную в разжиженном нитролаке (3-10% от массы лака). Разбавитель добавляют в лак (можно использовать мебельный прозрачный нитролак) в количестве 30-40% .

Можно использовать также спирторастворимую краску нужного цвета, например, пасту от шариковой ручки, разведенную в смеси клея БФ-2 светлого сорта с ацетоном (клей смешивается с ацетоном в соотношении 1:1).

Второй способ предполагает использование красок для ткани на основе желатина. Для этого желатин (4-6 г) распускают в теплой воде (200 мл). Отдельно в небольших баночках разводят в воде красители (подойдут краски для ткани любого типа). Затем небольшое количество распущенного желатина отливают в отдельную баночку и туда же добавляют раствор краски до получения нужного цвета. Готовую краску тонким слоем наливают на элемент витража. Подобным образом раскрашивают и остальные элементы.

После высыхания всего витража рисунок покрывают бесцветным нитролаком или лаком на основе клея БФ-2.



Стекольные работы - Стекло в «прозрачных картинах»

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стекольные работы"