Категория: Стекольные работы

Устройство художественных витражей

Витражи в переводе с французского языка означает застекление, вставка стекол. Художественные витражи — это картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет, и использующиеся в декоративных целях, главным образом как заполнение оконных, дверных проемов, перегородок, либо специально выполненных в стенах художественных панно, имеющих естественный или искусственный подсвет с обратной от зрителя стороны.

Художественные витражи применяют в основном для оформления интерьеров культурно-бытовых зданий (клубов, домов культуры, детских садов). Такие витражи отражают характер и назначение сооружения и дополняют его художественный образ, создавая многоцветные световые эффекты благодаря проходящему сквозь них свету.

Художественные витражи применяли еще в церковных сооружениях средневековья. Значительные работы по возрождению и развитию искусства витража ведутся у нас в стране. Советский витраж приобретает новую, насыщенную пафосом социалистического строительства тематику и новые реалистические образы.

Художественные витражи представляют собой.декоративное остекление в свинцовой пайке (оправе) в виде филенок, составленных из мелких кусков стекла разной конфигурации, цвета и смонтированных (по эскизу или картону, созданному художником) в тонкий свинцовый переплет.

Для выполнения этого вида работ могут быть использованы мелкие куски бесцветного и цветного, гладкого и узорчатого стекла.

Свинцовую пайку выполняют из тонких свинцовых вальцованных лент разных профилей, обжимающих стекло. Свинцовая лента может быть изогнута, что дает возможность составлять из отдельных кусков любой орнаментальный рисунок. Места стыков и пересечений ленты спаивают свинцом и зачищают. Остекление в свинцовой оправе используют для оформления интерьеров.

Рис. 1. Крепление стекла в художественных витражах: а — в свинцовой ленте (оправе), б —в медной трубке (оправе); 1 — стекло, 2 — свинцовая лента, 3 —медная трубка (пайка), 4 — фацет

Размеры свинцовой ленты по ширине и глубине фальца зависят от размеров монтируемых кусочков стекла, его толщины и общего размера рисунка (рис. 1, а).

Последовательность изготовления витража, общий вид которого показан на рис. 2, а, следующая. Художник выполняет в натуральную величину картон с учетом оправы и крепления. Все детали витража нумеруют. Деталям, одинаковым по форме и цвету, присваивают одинаковый номер. С рабочего картона снимают кальку, на которой также проставляют нумерацию деталей. Затем по кальке нарезают картонные шаблоны (рис. 2, б).

Шаблоны вырезают специальным ножом (рис. 2, в) с двумя параллельными лезвиями, расстояние между которыми соответствует ширине вертикальной стенки оправы плюс толщина оправы стеклореза.

Витраж монтируют на столе с прозрачной крышкой, оборудованном нижним подсветом. Сначала раскладывают фигурные стеклянные детали, между которыми располагают участки оправы (пайки). После этого оправу тщательно разглаживают черенком ножа и паяют. Стыки, слегка покрытые слоем парафина, лудят оловом. Стыки необходимо пропаивать с обеих сторон витража. Затем специальной мастикой промазывают , края стеклянных деталей вдоль свинцовой ленты. Контур витража обрамляют стальным швеллером, углы сваривают встык.

Большие витражи укрепляют полосами стали, поставленными на ребро (стержни жесткости). Желательно, чтобы эти стержни совпадали с темными непрозрачными участками витража. Несущую раму витража крепят к откосам проема в стене или перегородке.

В последнее время стали изготовлять также витражи на пластобетоне; сборно-клепочные витражи на основе алюминиевых прутков; витражи в виде «наборной мозаики» между двумя бесцветными стеклами, которые затем скрепляют по периметру металлической или деревянной оправой; клееные витражи из цветного стекла на стеклянной подложке с применением синтетических клеев; витражи.из листового стекла с росписью силикатными красками и последующим обжигом расписанных стекол в электропечи; витражи из листового стекла, на которое механическим или химическим способом наносят изображение.

В дверях общественных зданий иногда делают наборные стеклянные филенки. Для изготовления наборных филенок применяют вместо свинцовой медную оправу, имеющую в разрезе форму двутавра. Пайку получают в результате прокатки медной трубки (см. рис. 1, б).

Рис. 2. Изготовление художественных витражей: а — обший вид витража «Морское дно», б — резка картона на отдельные части — шаблоны, в — нож с двумя лезвиями для вырезания шаблонов, г — резка стекла по шаблону; 1 — рамка витража, 2 — пайка, 3 — стекло, 4 — шаблон — элемент рисунка

Куски стекла шлифуют под углом — так называемый фацет. Он может быть сделан с одной или обеих сторон стекла. Вид фацета (ширина и уклон) зависят от толщины стекла и размера целой филенки или отдельных кусков стекла.

Стекло закрепляют в оправе с помощью гипса. Места стыков и пересечений оправы пропаивают и зачищают.



Стекольные работы - Устройство художественных витражей

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стекольные работы"