Категория: Малярные работы

Восприятие цвета

Цветовой контраст. Цвета, расположенные рядом, влияют один на другой и воспринимаются нашим глазом в зависимости от цветового окружения. Иное восприятие того же цвета, происходящее вследствие его соседства с другими цветами, называется одновременным цветовым контрастом. К примеру, светлый тон, находясь рядом с темным, кажется еще светлее, и наоборот, темный рядом со светлым кажется еще темнее; красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее. Различают два вида цветового контраста — светлотный и хроматический.

Светлотным контрастом (контрастом по светлоте) называется изменение светлоты под действием соседних цветов. Если три небольших серых квадратика одинаковой светлоты поместить один на черный, другой на белый и третий на серый фон, то мы увидим, что все три серых квадратика будут выглядеть неодинаково, будут иметь различную светлоту: серый квадратик на черном фоне будет выглядеть светлее, чем на белом, а на сером не изменится. Очевидно светлота серых квадратиков зависит от фона. Чем темнее фон, тем светлее кажется на нем фигура.

Хроматическим контрастом называется изменение цветового тона, или насыщенности цвета, под действием соседних хроматических цветов.

Если одинаковые квадратики серой бумаги положить на разные хроматические фоны, то на красном фоне серый тон будет казаться зеленоватым, на желтом — синеватым, на зеленом — розовым, на синем — желтоватым. Если внимательно присмотреться к изменениям тона серых квадратиков, происходящим под влиянием различной окраски фона, то окажется, что серый тон приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к фону. Следовательно, если цветная фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.

Когда же фигуры и фон окрашены в дополнительные цвета (например, фигура окрашена в зеленый цвет, а фон — в красный), то зеленый цвет фигуры не изменяет своего цветового тона, а наоборот, кажется еще более зеленым, т. е. становится насыщеннее.

Следовательно, всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета, сохраняет свой цветовой тон, приобретая большую насыщенность.

С помощью цветового контраста можно не только повышать, но и снижать насыщенность цветового тона. Например, если фигуру красного цвета поместить на более насыщенном красном фоне, то цвет фигуры воспринимается более серым. Тут также действует правило хроматического контраста: к красному цвету как бы примешивается собственный дополнительный цвет (зеленый), понижая его насыщенность.

Таким образом, всякий цвет, находясь на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, как бы теряет часть своей насыщенности.

Зная правила хроматического контраста и пользуясь таблицами дополнительных цветов, можно заранее установить, как будет выглядеть любой цвет на том или ином хроматическом фоне, и при необходимости снизить действие хроматического контраста.

Так, на синем фоне серый тон пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синей краски, чтобы синий цвет примешанной краски и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дали чистый серый ахроматический тон.

Некоторые свойства цветов. В отделочной технике большое значение имеют такие свойства цветов, как плотность (тяжесть) и способность создавать видимость удаления или приближения.

Каждый цвет обладает особым свойством, называемым плотностью (тяжестью). У различных цветов тяжесть различна. Темные цвета обычно тяжелее светлых.

При отделке поверхностей в два цвета нижнюю часть обычно окрашивают в более темный цвет, а верхнюю — в более светлый. Иногда более тяжелые цвета можно помещать и вверху. Тогда верхняя часть поверхности (темная) должна быть меньше нижней (светлой). Необходимо установить, насколько меньше должна быть верхняя часть, выбрав правильное соотношение между частями.

На рис. 1 дан ряд прямоугольников, нижняя часть которых светлого цвета, а верхняя — темного и составляет 50, 45, 40, 30, 25, 15 и 10% от всей площади прямоугольника. Наиболее благоприятное впечатление производят четвертый и пятый прямоугольники.

Иногда для определения размеров поверхностей под отделку, пользуются следующим приемом: на листе серой бумаги вырезают такую рамку, чтобы в нее можно было вставить один из имеющихся цветных образцов. Вставив в рамку образец нужного цвета, на него сверху постепенно надвигают образец другого цвета так, чтобы в рамке была видна сначала только узкая полоска его. Постепенно передвигая второй образец, все больше увеличивают эту полоску за счет площади нижнего образца, пока не найдут наиболее удачное соотношение.

Отдельные цветовые тона обладают свойством создавать впечатление удаления или приближения поверхностей.

Как правило, теплые цвета кажутся более близкими (выступающими), а холодные — удаленными (отступающими). Из насыщенных цветов хроматического ряда наибольшей способностью приближать поверхность обладают оранжевый и желтый цвета, а наибольшей способностью удалять поверхность — синий цвет и в несколько меньшей степени бирюзовый. Разбеленные хроматические цвета несколько утрачивают свойства оптической иллюзии: разбеленный оранжевый кажется менее близким, чем насыщенный оранжевый, разбеленный синий — менее удаленным, чем насыщенный синий. Среди ахроматических тонов светлые воспринимаются как приближающиеся, темные — как удаляющиеся.

При окраске фасадов выступающие части — пилястры, наличники окон, карнизы, пояски — чаще окрашивают в цветовые тона, обладающие большим свойством приближать окрашенные предметы, чем цвет основного фона. В противном случае происходит некоторое искажение архитектурной формы.

При отделке внутри здания подбором цвета окраски поверхности можно достичь кажущегося уменьшения или увеличения помещения. Отделка поверхностей в желтые и оранжевые цвета создает впечатление меньшего помещения. Отделка в синие и бирюзовые цвета создает оптическую иллюзию увеличенного помещения.

Рис. 1. Определение равновесия цветов

При относительно небольшой высоте помещений и большой площади, например жилых комнат высотой 2,5—2,7 м, большое значение приобретает отделка стен по высоте. Всякое членение стен по горизонтали, например устройство панели, зрительно снизит высоту помещений, причем чем больше площадь помещения, тем ниже оно будет казаться.

Неумелым размещением на поверхности стен цветной окраски, обоев и других отделочных материалов можно оптически еще больше снизить высоту помещения. Так, если окрасить стены или наклеить обои, отступив от потолка на 25—30 см, высота помещения зрительно будет восприниматься по высоте окраски или оклейки стен и составит 2,2—2,25 м вместо фактической высоты 2,5. Поэтому при небольшой высоте помещений цветную окраску стен и оклеивание обоями следует делать как можно ближе к потолку, отступив от него на 3—5 см. На зрительное восприятие высоты помещения влияет также и применение широких фризов, набиваемых с помощью трафарета, или бордюров. Фризы и бордюры — это элементы горизонтального членения поверхности, поэтому чем шире фриз или бордюр, тем ниже будут казаться помещения.

Оптического изменения размеров помещения можно достигнуть и вертикальным или горизонтальным направлением рисунка окраски или обоев. Помещение, в рисунке окраски которого есть вертикальные полосы, воспринимается всегда более высоким, чем помещение, окрашенное с горизонтальным рисунком.

Цвет и фактура. Если масляными или клеевыми составами окрасить оштукатуренные поверхности, ранее прошпатлеванные в отдельных местах, а не сплошь, то цвет окраски по непрошпатлеван-ным местам будет значительно темнее и резко выделяться на общем фоне. Это происходит потому, что цвет предметов зависит от фактуры поверхности, способной отражать свет в различной степени.

Для непрозрачных поверхностей различают три вида отражения света: зеркальное, когда падающий под каким-либо углом луч света отражается поверхностью почти полностью под тем же углом; матовое, отражающее падающий луч под различными углами (такое отражение называется рассеянным, или диффузным), и смешанное, когда поверхность отражает падающие лучи зеркально и рассеянно. Такие поверхности называют глянцевыми.

Угол падения лучей света на поверхность равен углу их отражения. Каждое тело, на которое падает луч света, отражает часть лучей, но отражение происходит различно в зависимости от того, на какую поверхность — блестящую, глянцевую или матовую — упал луч света.

На рис. 2, а показано отражение света от блестящей поверхности. Если смотреть на эту поверхность из точки А, то мы увидим яркий луч света, падающий из точки Б. Если же смотреть из точки В или какой-либо другой точки, то отраженный луч света пройдет мимо глаза и мы увидим поверхность, освещенную только рассеянным светом. Таким образом, рассматривая блестящую поверхность из различных точек, можно убедиться, что она кажется наиболее светлой, если смотреть на нее в направлении зеркального отражения.

На рис. 2 б показано, как отражается свет от матовой поверхности. Так как для матовой поверхности характерна зернистая фактура, а отдельные плоскости зерен обращены под различными углами в разные стороны, то падающий на такую поверхность луч света рассеивается также под различными углами в разные стороны. Поэтому матовые поверхности кажутся всегда темнее, чем блестящие.

В практике малярных отделок широко используются окраски и приемы отделки, придающие поверхности матовость в различной степени. Матовые пленки обладают рядом преимуществ: они смягчают цвета, помещения кажутся большими, дефекты дерева, штукатурки становятся малозаметными.

Водные малярные составы (известковые, клеевые, казеиновые), нанесенные на поверхности, при высыхании образуют красочную пленку с верхним слоем пигментов, не прикрытых связующим, которые создают на поверхности пленки мучнистый налет, равномерно рассеивающий свет (рис. 2, в).

Для получения неводных матовых красочных пленок, применяемых при внутренних окрасках, красочные составы в большей или меньшей степени насыщают дополнительным количеством пигментов, обеспечивая необходимую подвижность (вязкость) красочных составов введением легкоиспаряющихся растворителей (скипидар, лаковый керосин, ацетон и др.). При высыхании такой красочной пленки растворитель, испаряясь, обнажает пигменты, придавая поверхности необходимую зернистость (рис. 2, г).

Рис. 2. Отражение света поверхностями и структура красочных пленок, различно отражающих свет: а — отражение света от блестящей поверхности, б — отражение света от матовой поверхности, э — разрез матовой пленки водной окраски с мучнистым налетом из пигментов, не прикрытых связующим. г — разрез матовой пленки неводной окраски с пигментами, не прикрытыми связующими, д — разрез глянцевой пленки неводной окраски с пигментами, прикрытыми слоем связующего; 1 — пигменты, 2 — связующие

Свойством придавать окрашенным поверхностям матовость обладают и эмульсионные красочные составы, например водоэмульсионные поливинилацетатные и стиролбутадиеновые краски. В этом случае также происходит перенасыщение красочной пленки пигментами и некоторое обнажение их верхнего ряда, которое достигается испарением из пленки воды.

Матовости пленок можно достигнуть введением в красочные составы природных и искусственных восков и металлических мыл, а также обработкой свежеокрашенных поверхностей щетками-торцов-ками.

Для получения глянцевых красочных пленок используют красочные составы с избытком связующего (лака, олифы). В этом случае пигменты как бы тонут в толще пленки, а на поверхности образуется гладкий слой связующего (рис. 60, д). Гладкий слой связующего на поверхности пленки зеркально отражает некоторое количество падающих лучей (от 6% для красочных пленок с черным пигментом, поглощающих большую часть падающих лучей, до 80% для красочных пленок с белым пигментом).

Гармоническое сочетание цветов. Наиболее простым гармоничным сочетанием принято считать разбелы и затемнения одного и того же цветового тона, которыми часто пользуются при окраске одной и той же поверхности, разделенной на гобелены и панели (стены лестничных клеток, кухонь), а также при подборе цветовых тонов при окраске отдельных квартир. При определении гармоничного сочетания цветов часто используют расположение цветовых тонов в цветовом круге взаимно дополнительных цветов (см. рис. 54),

Удачно сочетаются цветовые тона, расположенные в пределах малых интервалов, каждый из которых на цветовом круге равен Vs окружности. Гармонично сочетаются цветовые тона, разделяемые большим интервалом, равным половине круга. В этом случае гармоничность цветовых тонов основана на взаимной дополнительности цветов: красный — с голубовато-зеленым, желтый — с синим, оранжевый — с голубым. Менее гармоничны сочетания цветовых тонов, лежащих в пределах средних интервалов: оранжевый и зеленый, желтый и темно-зеленый, красный и синий.

Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) —с черным; голубой, синий и фиолетовый (холодные) —с белым.

Воздействие цвета на человека. Цвет оказывает на человека не только эстетическое, но психологическое и физиологическое воздействия.

Хроматическую гамму цветовых тонов человеческое сознание подразделяет на теплые и холодные, относя к теплым красные, желтые, оранжевые, желто-зеленые, а к холодным — голубые, синие и сине-зеленые цвета.

Одни и те же предметы, окрашенные в светлые и темные цвета, кажутся одному и тому же человеку легче или тяжелее. Темные цвета большинством людей воспринимаются как мрачные, а светлые — как радостные.

Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение; их очень часто называют активными-, холодные же успокаивают, их называют пассивными.

При окраске помещений, в которых человек находится длительное время, большая интенсивность цвета утомляет зрение, яркая окраска надоедает.

Кроме того, интенсивность и цвет освещения оказывают большое влияние на деятельность глаз. Например, острота зрения, скорость зрительного восприятия и его устойчивость сильно снижаются при синем освещении и значительно повышаются при желтоватом и белом свете. Поэтому светлая, желтоватая окраска для зрения наиболее удобна и полезна.

Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условия работы.

Если человеку постоянно приходится работать с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это будет утомлять зрение. Поэтому стены не должны быть того цвета, в который окрашены предметы в данном помещении.

Когда объекты работы имеют различную окраску, помещение следует окрашивать в ахроматический цвет — обычно светло-серый. Это условие необходимо соблюдать в живописных мастерских, ткацко-набивных цехах, выставочных залах, где глаз постоянно встречается с многокрасочностью тканей, изделий или картин.



Малярные работы - Восприятие цвета

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Малярные работы"