Категория: Садоводство

Плодовые культуры

Плодово-ягодные растения подразделяют на древесные, кустарниковые и травянистые формы. К древесным формам относят яблоню, грушу, сливу, вишню, черешню, абрикос, персик. Эти растения в естественном состоянии имеют четко выраженный центральный ствол — промежуточное звено между кроной и корневой системой (рис. 1). Кустарниковые формы (смородина, крыжовник) — такого ствола не имеют. Травянистыми формами являются земляника, клубника. Малину относят к полукустарниковым формам.

Корневая система растений состоит из многочисленных крупных и мелких соподчиненных корней, располагающихся в почве радиально. Посредством корней растения всасывают из почвы необходимые для их жизни воду и растворенные в ней питательные вещества. В корнях вырабатывается целый ряд веществ типа гормонов, которые не образуются в листьях. Кроме того, корни, закрепляясь в почве, удерживают растения в определенном положении.

Самые крупные (основные) корни называются скелетными. На них развиваются более мелкие корни, которые, в свою очередь, разветвляются на совсем мелкие корешки — мочки. Мочки сплошь покрыты корневыми волосками, роль которых состоит в том, чтобы всасывать из почвы влагу с растворенными в ней питательными элементами.

Корневая шейка — граница между корневой системой и надземной частью растения. По корневой шейке определяют правильное положение растений при посадке. От корневой шейки у деревьев начинается ствол, у кустарников — крона.

Крона — совокупность всех ветвей, формирующихся на стволе — центральном проводнике дерева. От ствола отходят крупные скелетные ветви, называемые ветвями первого порядка; на них развиваются ветви второго порядка, затем идут ветви третьего, четвертого и т. д. порядков. Ветви, на которых формируются плодовые образования с плодовыми почками, называют обрастающими.

Листья — основа жизнедеятельности растений. Только в листьях в процессе фотосинтеза вырабатываются органические вещества (сахара, крахмал и др.), необходимые для роста и развития всех частей растения и формирования урожая. У молодых растений в пазухах листьев формируются только вегетативные почки, из которых затем отрастают вегетативные ростовые побеги. У яблони и груши многие вегетативные почки остаются в покое, их называют спящими.

Рис. 1. Основные части взрослого плодового дерева: 1 — вертикальный корень;.2 — горизонтальные корни; 3 — корневая шейка; 4 — штамб; 5 — центральный проводник; 6 — побег продолжения; 7 — основные скелетные ветки (сучья); 8 — обрастающие ветки

Из спящих почек в дальнейшем отрастают «волчковые побеги», которые могут заменить отмирающие или поврежденные побеги.

У взрослых плодовых растений, кроме ростовых почек, образуются плодовые, из которых формируются цветки и плоды. У яблони, груши, смородины и крыжовника плодовые почки смешанного типа. Из них формируются как цветки и плоды, так и вегетативные органы — побеги и листья.

У сливы, вишни, черешни, персика, абрикоса плодовые почки простые (чистые): из них формируются только репродуктивные органы — цветки и плоды.

Плодово-ягодные культуры в зависимости от внутреннего строения их плодов и семян подразделяются на семечковые, косточковые, ягодные. Семечковые растения (яблоня, груша, айва, рябина, боярышник и др.) дают плоды с более или менее развитой мясистой мякотью, внутри которой в семенных камерах формируются семена — ложные костянки с мягкой оболочкой. У косточковых растений (вишня, слива, черешня, абрикос, персик) в сочной мякоти плода образуются семена в твердой оболочке — настоящие костянки.

У растений ягодных культур (земляника, малина, черная и красная смородина, крыжовник) формируются съедобные плоды — сочные ягоды, в которых содержатся мелкие семена.

Поскольку каждый вид плодовых растений отличается некоторыми, особенностями строения вегетативных и репродуктивных органов, рассмотрим морфологические особенности каждой культуры в отдельности. Это важно знать для правильного применения различных приемов агротехники.



Садоводство - Плодовые культуры

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Садоводство"